На прошлом заседании, 14 июля, в Люблинском суде Москвы начались прения по делу «Нового величия». Прокурор запросил 7,5 лет колонии общего режима Руслану Костыленкову, 6,5 лет - Петру Карамзину, 6 лет - Вячеславу Крюкову. Еще нескольким фигурантам гособвинение запросило условные сроки: по 6,5 лет - Максиму Рощину и Дмитрию Полетаеву, 6 лет - Марии Дубовик, 4 года - Анне Павликовой.
Прокурор попросил признать подсудимых виновными в создании экстремистского сообщества (часть 1 статьи 282.1 УК), но обвинение по части 2 статьи 282.1 УК (участие в экстремистском сообществе), по его мнению, избыточно.
По версии следствия, молодые люди создали малоизвестное оппозиционное движение «Новое величие». Их целью было участие «в народных восстаниях, революционных действиях, в столкновении с представителями действующего в России режима». Для этого они выезжали за город и тренировались стрелять и метать «коктейли Молотова», утверждает прокуратура.
Обвинение основано на показаниях информатора силовиков Руслана Д. (в деле фигурирует под псевдонимом Константинов), который предложил активистам создать политическую организацию с уставом. Сами подсудимые отрицают вину.
Обвиняемые находятся в суде, заседание начинается с письма адвоката Каринны Москаленко о том, что она не сможет сегодня присутствовать.
Первым выступает Максим Пашков, который, как и Москаленко, защищает Дубовик. Он сравнивает предъявленное подсудимым обвинение с написанием письма маме героями мультфильма «Простоквашино», когда «один начал, второй продолжил, а третий — закончил, и в итоге получилась ерунда».
Затем он подробно, со ссылкой на Уголовный кодекс и постановления пленумов Верховного суда рассказывает про статью 282.1 УК; говорит о необходимости доказать мотивы и цели подсудимых, чего следствием сделано не было.
Защитник говорит про спецслужбу, которая возомнила себя «папой Римским» и упоминает случай, когда ФСБ подготовила для Владимира Путина справку-меморандум, в котором было указано, что «Новое величие» готовило теракты на территории страны.
— Очень грустно жить в стране, в которой реальность создается справками-меморандумами, — сетует Пашков.
После адвокат говорит о роли Руслана Д. в деле «Нового величия»; упоминает, что он стоял за созданием устава «Нового величия», за арендой помещения и так далее.
Теперь Пашков подробно разбирает все проведенные по делу экспертизы — упоминает, что следствие будто бы объявило тендер на проведение исследования, которое их устроит.
Пашков говорит, что вынести обвинительный приговор по этому делу невозможно, а оправдательный — единственное решение. «О том я вас и прошу — завершает Пашков». На этом объявляется 15-минутный перерыв.
Речь защитника целиком публикует Sota.Vision.
Перерыв окончен, теперь выступает адвокат Дубовик Татьяна Окушко.
Она тоже говорит про агента-провокатора в деле «Нового величия». «Следствием и прокуратурой доводы защиты о провокации были проигнорированы», — подчеркивает Окушко.
Она анализирует материалы дела и подробно рассказывает о том, почему оперативно-розыскные мероприятия в отношении фигурантов дела «Нового величия» были незаконными.
Больше часа адвокат Окушко анализирует материалы дела: показания Руслана Д., переписки и переговоры подсудимых: она рассказывает, например, что прокурор, предоставляя доказательства в суде, выбросил из переписки несколько фраз, которые были невыгодны для обвинения. В этом фрагменте переписки подсудимый Крюков говорил о том, что «мы ничем незаконным не занимаемся и не собираемся».
Идет второй час выступления адвоката Окушко, она разбирает показания свидетеля обвинения Чижова по поводу видеозаписей со встреч «Нового величия». Ее коллега Пашков объясняет в телеграме:
«Очень важный момент.
На большинстве видеозаписей виден только тот, кто стоит у доски и попадает в кадр. Остальных выступающих не видно, лишь слышны их голоса.
Обвиняемые не были допрошены по этим видеозаписям, фоноскопической экспертизы не проводилось. Расшифровка фонограмм проводилось Чижовым на основании его классового чутья. Когда его допросили, он пояснил, что специалистом по распознаванию голосов не является, ничего о деле не знал, расшифровывал как бог на душу положил».
Выступление заканчивается аплодисментами, дальше следует десятиминутный перерыв.
Следующим говорит адвокат Анны Павликовой Николай Фомин.
Он пересказывает фабулу обвинения и говорит, что его подзащитная не признает вину. Следом Фомин говорит про провокацию в деле «Нового величия» и по деталям разбирает действия Руслана Д.
«Здесь мы имеем дело с провокатором, который частью говорит правду, частью — лжет», — подчеркивает адвокат Фомин, заканчивая часть выступления о Руслане Д.
Защитник напоминает, что по показаниям свидетеля Юлии Куницыной, оперуполномоченный Центра Э Чижов оказывал на нее давление.
После Фомина говорит его коллега Ольга Карлова. Она отмечает, что будет говорить в основном про характеристику Павликовой, а также конкретно про вопрос того, пыталась ли их подзащитная покинуть «Новое величие», и насколько вообще сообщество существовало.
Адвокат полагает: то, что Анна Павликова вышла из «Нового величия», говорит о том, что она добровольно покинула экстремистское сообщество, а значит, обвинение в организации » с нее необходимо снять. Обвинения в участии в том же сообществе уже были сняты прокуратурой в отношении всех членов «Нового величия», напоминает Карлова.
В конце своей речи она просит оправдать подзащитную. Заседание на этом заканчивается, следующее назначено на 23 июля, 15:00.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке