Прения по делу «Нового величия» были назначены еще на конец февраля, но затем несколько раз переносились сначала из-за болезни судьи Александра Маслова, затем — из-за карантина в Москве.
В деле восемь обвиняемых — Анна Павликова, Мария Дубовик, Руслан Костыленков (обвинение считает его лидером «Нового величия»), Максим Рощин, Вячеслав Крюков, Петр Карамзин, Дмитрий Полетаев и Сергей Гаврилов. Их задержали в марте 2018 года. Четверо фигурантов дела заключены под стражу, еще трое, в том числе Павликова и Дубовик, находятся под домашним арестом. Сергей Гаврилов, который тоже был под домашним арестом, покинул Россию во время процесса и в июне получил статус беженца в Украине.
По версии следствия, молодые люди из Москвы и Подмосковья были участниками малоизвестного оппозиционного движения «Новое величие». Целью активистов было участие «в народных восстаниях, революционных действиях, в столкновении с представителями действующего в России режима». Для этого они выезжали за город и тренировались стрелять и метать «коктейли Молотова», считают следователи. Фигурантов дела обвинили в создании экстремистского сообщества и участии в нем (части 1,2 статьи 282.1 УК).
Обвинение против молодых людей основано на показаниях информатора силовиков Руслана Д., который предложил активистам создать политическую организацию с уставом. Сами подсудимые отрицают вину.
Новый прокурор ходатайствует о возобновлении судебного следствия. Судья удовлетворяет эту просьбу. Также гособвинитель заявляет ходатайство о продлении всем подсудимым меры пресечения до 17 августа. Прокурор перечисляет стандартные формулировки: обвиняются в совершении тяжкого преступления, могут скрыться, основания для ареста не отпали.
Защитники возражают против продления ареста. Судья изучает характеризующие материалы. Теперь высказываются сами подсудимые — они просят отпустить их из-под стражи и из-под домашнего ареста. Мария Дубовик, которая находится под домашним арестом, говорит, что ей нужна медицинская помощь, поскольку появилась угроза отслоения сетчатки.
Судья объявляет перерыв на 30 минут.
Стороны переходят к прениям. Первым выступает прокурор.
Прокурор Шапошников перечисляет фамилии подсудимых и говорит, что им вменяется создание экстремистского сообщества (часть 1 статьи 282.1 УК; пересказывает соответствующую статью.
«Подсудимые создали экстремистское сообщество с целью совершение экстремистских преступлений на территории Российской Федерации», — говорит Шапошников. Следом он пересказывает структуру «Нового величия» и говорит, что обвиняемые создали сообщество, а не вошли в него, поэтому квалификация их действий по части 2 статьи 282.1 УК (участие в экстремистском сообществе) является излишней.
Следом прокурор Шапошников пересказывает конкретные действия «Нового величия», — распространение листовок на марше памяти Немцова и на митинге за троллейбусы, а также стрельбы и изготовления коктейлей Молотова за городом. Прокурор утверждает, что члены «Нового величия» учились стрелять для того, чтобы потом нападать на полицейских.
«Обвинение считает, что вина подсудимых полностью доказана», — говорит прокурор.
Теперь прокурор Шапошников говорит, что никто из подсудимых вину не признал, и пересказывает их показания.
По словам прокурора, показания подсудимых опровергаются словами свидетелей — в том числе показаниями внедренных оперативников — и результатами экспертизы.
«Следует отметить, что провокация — искусственное создание условий для преступления... Подсудимые сами имели умысел [на создание экстремистского сообщества]. Еще до знакомства с [информатором полиции Русланом Д.] Константиновым они создали чат, где говорили о необходимости создание организации», — читает прокурор свою речь.
Теперь прокурор упоминает, что информатор полиции Константинов добровольно прекратил участие в «Новом величии», о чем есть его соответствующее заявление.
Прокурор Шапошников ссылается на переписки, говорит о ролях подсудимых — например, что пункты политической программы разрабатывал Руслан Костыленков, а не Руслан Д.
Прокурор продолжает опровергать показания подсудимых, ссылаясь на материалы дела — прослушки, сообщения из чата «Нового величия» и первичные показания со следствия.
Прокурор запрашивает условные сроки Марии Дубовик, Анне Павликовой, Максиму Рощину и Дмитрию Полетаеву. Руслану Костыленкову, Петру Карамзину и Вячеславу Крюкову — реальные.
Гособвинитель запрашивает 6,5 лет условно Рощину (5 лет ограничений на интернет, 2 года ограничения свободы, 5 лет испытательный срок), Дубовик — 6 лет условно (запрет на интернет на 5 лет, 2 года ограничения свободы), Полетаеву — 6,5 лет условно, Павликовой — 4 года условно.
Исправлено: изначально был указан неверный срок, запрошенный Полетаеву.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке