Прошлое заседание стороны начали с прослушивания разговора, состоявшегося между подсудимым и главой «Роснефти» Игорем Сечиным 14 ноября 2016 года. На записи было четко слышно, как Сечин говорит про поручения, «исполненные по Гоа»: по версии следствия, именно там Улюкаев начал требовать взятку.
Затем прокурор включил диск с видеозаписью задержания Улюкаева. После этого сторонам продемонстрировали запись, на которой Сечин посетовал на то, что Улюкаев ходит без «курточки».
«Важно, что когда машину Улюкаева останавливают, видно, что кто-то снимает это на камеру. Нам не дали посмотреть на эту запись ранее, мы впервые ее посмотрели», — обратил внимание адвокат Улюкаева.
Закончилось заседание просмотром сюжета Life о форуме в Гоа, на котором Сечин играл в бильярд с банкиром Андреем Костиным. После просмотра адвокат подсудимого попросил судью обратить внимание на то, как пиджак его подзащитного висит у него на плече.
Заседание начинается с опозданием. В зал заходит Алексей Улюкаев и здоровается с журналистами: «Здравствуйте, давно не виделись». Он одет в клетчатый свитер.
РБК со ссылкой на приставов и адвокатов Улюкаева пишет, что следователь Александр Шевченко принес в суд картонную коробку с деньгами. Согласно материалам дела, в сумке, которую Сечин передал Улюкаеву, было 200 пачек купюр номиналом 100 долларов; общая сумма — 2 млн долларов.
В зал зашел высокий мужчина в черном пальто, у него в руках картонная коробка и пакет с пачками долларов.
Одна из журналисток подошла посмотреть на коробку, она опечатана Главным управлением по расследованию особо важных дел Следственного комитета.
— Не трогайте! — шутит Улюкаев.
В зале смеются, мужчина в пальто выходит.
Заседание начинается с полуторачасовым опозданием. Судья Лариса Семенова проверяет явку — все участники процесса на месте. Она зачитывает очередные заявки СМИ на съемку заседания. Прежде чем стороны выскажутся, Семенова рассказывает о замене секретаря в процессе.
Прокуроры возражают против съемки заседания; адвокаты и Улюкаев оставляют вопрос на усмотрение суда. Судья Семенова вновь отказывает в съемке.
Прокурор Борис Непорожный говорит, что обвинение просит осмотреть вещественное доказательство — 2 млн долларов США, полученные Улюкаевым 14 ноября 2016 года. Защита бывшего министра не возражает.
«Вскрывается картонная коробка, опечатана ГСУ по особо важным делам № 9», — комментирует прокурор Филипчук действия Непорожного. Он вскрывает коробку ножницами.
— У стороны обвинения нет сомнений, что эти денежные средства соответствуют тому объему, который был изъят, — говорит Филипчук на вопросы защиты об осмотре и пересчете купюр.
Прокуроры раскладывают деньги на своем столе. Непорожный комментирует слова Улюкаева о том, что можно разложить пасьянс: «Нам это неприятно слышать, мы не понимаем, почему защита позволяет себе эти высказывания».
Деньги из коробки разложили в несколько рядов и стопок. Теперь гособвинители вскрывают полимерный пакет, он также опечатан Главным следственным управлением СК.
Купюры из пакета одинаково аккуратно сложены, пачки обернуты в бумагу. Деньги из коробки обернуты банковскими резинками или полосками бумаги.
— Если вы представляете суду доказательства, давайте на стол суда эти доказательства, — вмешивается в процесс судья.
Прокуроры перекладывают деньги на стол Семеновой.
Судья Семенова приглашает адвокатов к своему столу. Адвокат Дареджан Квеидзе замечает, что при передаче деньги были «в закамуфлированном виде», а не показаны, как сегодня, и Улюкаев не видел собственно купюры.
На банкноты посмотрела только защитница Улюкаева Лариса Каштанова. Остальные адвокаты — Виктория Бурковская, Тимофей Гриднев и Дареджан Квеидзе — не заинтересовались вещдоком.
— Вы получали данные денежные средства 14 ноября 2016 года? — спрашивает Улюкаева прокурор Непорожный.
— Разве сейчас время давать показания? Вы знаете процедуру? — отвечает вопросом Улюкаев.
Непорожный просит не задавать ему в ответ вопросы. Адвокат Гриднев считает, что обвинитель должен был заявить ходатайство об изменении порядка представления доказательств, а не сразу задавать вопрос его подзащитному.
Судья просит Улюкаева встать и интересуется, хочет ли он ответить на вопрос прокурора.
— В настоящий момент на этот вопрос я отвечать не желаю, — говорит Улюкаев, уточняя, что даст показания позже.
Прокуроры собирают купюры в коробку и пакет.
К прокурорам подходит мужчина в костюме, который принес вещдок в суд. Он помогает замотать скотчем пакет.
— Сторона защиты желает удостоверить упаковку свои автографом? — спрашивает у адвокатов прокурор Филипчук.
— Нет, нет, мы доверяем обвинению, — говорит защитник Гриднев.
Прокурор Непорожный просит судью о техническом перерыве на 10 минут.
— Какого размера должна быть сумка, чтобы в нее влезло столько денег? Чемодан Samsonite что ли? А еще одной рукой, — рассуждает в перерыве адвокат Бурковская, замечая, что экс-министр не особо высокого роста.
— А какой у вас рост? — спрашивает Улюкаева журналист.
— Утром или вечером? Утром 179 сантиметров.
Прокуроры и судья вернулись в зал.
Гособвинитель Непорожный просит осмотреть сумку, «которую получил подсудимый Улюкаев, в которой находились уже осмотренные 2 млн долларов США». Защитники Улюкаева не возражают.
«Я не возражаю, но имело бы смысл посмотреть деньги в сумке», — замечает адвокат Квеидзе.
Прокурор Непорожный хочет задать вопрос Улюкаеву. Адвокат Гриднев возражает против действий обвинителя, настаивая, что этот вопрос также составная часть допроса. Подсудимый встает по просьбе судьи, и повторяет, что не хочет на данной стадии отвечать на вопросы прокурора.
Непорожный обращает внимание судьи на то, что закон не запрещает ему задавать вопросы и допускает, что Улюкаев захочет ответить на него.
— Подсудимый Улюкаев, вы ставили данню сумку в багажник своего служебного автомобиля 14 ноября 2016 года?
— Ваша честь, на данный вопрос обвинителя я сейчас отвечать не желаю, — говорит экс-министр.
Защитники Гриднев и Каштанова интересуются замком на сумке. Они подходят к столу судьи. Выясняется, что замок закрыт и посмотреть содержимое саквояжа нельзя. Ключ обвинители не представили.
Адвокат Бурковская просит занести в протокол, что открытие сумки имеет большое значение, потому что необходимо понять, может ли сумма в 2 млн долларов поместиться в ней.
Теперь прокурор Непорожный спрашивает: «Мы хотим уточнить, направлялась ли повестка свидетелю обвинения [главе "Роснефти"] Сечину Игорю Ивановичу?».
Судья отвечает, что не направлялась. Гособвинитель просит отправить ему повестку в суд. Судья Семенова интересуется, окажут ли они содействие в явке свидетеля. Прокурор Филипчук отвечает утвердительно.
Судья ставит на обсуждение этот вопрос. Адвокаты Каштанова и Гриднев удивляются, что Сечин не был вызван ранее.
«Вдруг мы узнаем, что Сечину даже не направлялась повестка», — говорит защитник. Он отмечает, что есть еще несколько свидетелей, заявленных обвинением, которые до сих пор не пришли в суд; Гриднев предполагает, что им так же не направляли повестки.
Бурковская солидарна с коллегами. Она отмечает, что защите отказывали в вызове свидетеля из-за указания его рабочего, а не домашнего адреса. Речь идет о вице-премьере Аркадии Дворковиче, уточняет Гриднев. Тогда обвинители подробно ссылались на УПК и просили отказать в этом, а теперь сами просят направить повестку Сечина по месту работы в офис «Роснефти».
Квеидзе и Улюкаев поддерживают коллег. Судья соглашается направить повестку Сечину по рабочему адресу.
Прокурор Непорожный говорит, что сторона обвинения закончила представление доказательств.
— А Сечин это не доказательство обвинения? — спрашивает адвокат Дареджан Квеидзе.
Гособвинители молчат.
Теперь суд объявляет переход к представлению доказательств стороной защиты. Защитник Гриднев переспрашивает, чем считается вызов обвинением Сечина — как это согласуется с их заявлением об окончании представлении своих доказательств.
— Я считаю, что пока не будет решен вопрос с допросом Сечина, мы не можем представлять свои доказательства, — говорит Гриднев.
— Сторона защиты отказывается представлять свои доказательства? — уточняет прокурор Филипчук.
Судья не реагирует на это и просит защитников представлять доказательства.
Защитник Гриднев просит несколько томов материалов дела для оглашения. Судья интересуется, какие именно доказательства они собираются исследовать. Он говорит, что хочет выступать так же, как обвинение, не конкретизируя заранее, что они будут оглашать.
«Не надо как сторона обвинения», — говорит судья Семенова.
Она спрашивает, будет ли защита оглашать те же документы. Гриднев замечает, что закон разрешает повторно исследовать доказательства. Адвокат Каштанова добавляет, что обвинение представляло свои письменные доказательства частично. Другие адвокаты поддерживают ходатайство Гриднева.
Прокурор Непорожный не возражает против исследования документов, которые не оглашало обвинение.
«Что касается повторного исследования материалов, которые уже стороной обвинения были представлены, то данный порядок не предусмотрен УПК» , — заключает прокурор, отмечая, что Гриднев не сослался на конкретную норму УПК, позволяющую повторно исследовать материалы.
По его словам, повторное исследование материалов приведет к затягиванию процесса.
Прокурор Филипчук поддерживает коллегу. «Хочу дополнить, что с самого начала мы говорили, что оглашение какого-либо материала в части не лишает в дальнейшем защиту права сослаться на любую часть этого документа, потому что документ уже считается оглашенным», — говорит он. Филипчук предлагает Гридневу конкретизировать ходатайство.
Судья удовлетворяет ходатайство Гриднева частично: можно исследовать доказательства в томах 1, 3, 6, 9, 12, 27 — в части неисследованных материалов.
Суд объявляет перерыв на пять минут.
Судья Лариса Семенова вернулась. Перед ней прошел пристав — он принес шесть томов дела.
В томе №1 Гриднев зачитывает неоглашенные листы — постановление о проведении оперативного эксперимента 31 октября 2016 года, оно утверждено руководителем управления «К» СЭБ ФСБ Иваном Ткачевым.
Лейтенант управления «К» Калиниченко писал в рапорте, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий получил информацию о вымогательстве Улюкаевым взятки в особо крупном размере. Так, 28 октября 2016 года Улюкаев потребовал 2 млн долларов. Передача денег была запланирована в период с 31 октября по 2 ноября 2016 года.
Калиниченко усмотрел признаки преступления в действиях министра. Он предложил провести оперативный эксперимент, отмечая, что согласие Сечина на это получено. В постановлении говорится, что глава «Роснефти» был предупрежден о недопустимости совершения провокации, направленной на подстрекательство к совершению преступлений.
Адвокат Гриднев обращает внимание на то, что Улюкаев якобы требовал взятку 28 октября, а передача была запланирована с 31 октября по 2 ноября 2016 года.
Теперь защитник читает указ президента Владимира Путина о назначении Улюкаева министром экономического развития. Прокурор Непорожный настаивает, что этот лист уже исследовали. Гриднев спорит с ним.
Следующий лист — приказ от 24 июня 2013 года, которым Улюкаев считается приступившим к исполнению обязанностей министра.
Адвокат переходит к тому №6. Гриднев оглашает ходатайство эксперта Института криминалистики ФСБ о предоставлении материалов: он проводил фонографическую экспертизу (эксперта спрашивали о содержании записей разговоров; есть ли голос Улюкаев на аудио- и видеозаписях, предоставленных эксперту; есть ли признаки монтажа на записях); эксперту представили диски с записями, а также запись ВГТРК с выступлением министра. Эксперт просил о возможности ознакомиться с устройствами фиксаций и оригиналами записей, чтобы установить, был ли монтаж.
Теперь защитник переходит к письму начальника управления «К» ФСБ Ткачева от следователя СК Нестерова. Следователю представили компакт-диски с аудио- и видеозаписями, полученными при проведениии ОРМ.
Записи отправили на экспертизу, говорится в письме, в том числе эксперту Иванову, который 3 марта и заявил ходатайство о предоставлении оригиналов записей и устройств фиксации. Нестеров просил предоставить ему оригиналы записей с ОРМ, копии которых есть на дисках, либо представить эксперту возможность исследовать оригиналы по месту их хранения.
Гриднев зачитывает письмо старшему следователю по особо важным делам Нестерову из ФСБ. В нем говорится о невозможности предоставления оригиналов записей, так как они содержатся «на аппаратном комплексе» в техническом подразделении ФСБ и относятся к сведениям, содержащим гостайну. При этом эксперт может быть допущен к их исследованию, если у него есть доступ к гостайне. Письмо подписано сотрудником ФСБ Андроновым.
Гриднев открывает следующий том. Он оглашает постановление Басманного суда Москвы, который рассмотрел ходатайство следователя об уничтожении вещдоков по уголовному делу Улюкаева. Следователь просил разрешить уничтожить корзину с вином и мясными изделями (ринг-салями, колбаски тирольские, чайные колбаски, колбаски южно-тирольские, краковские колбаски, колбаски по-польски и другими).
В следующем документе говорится, что «все данные мясные изделия были уничтожены».
Еще одно постановление суда: следователь ходатайствовал о получении информации по соединениям между мобильными устройствами. Суд разрешил получение информации ФСО о соединениях от 14 ноября 2016 года между абонентами, чьи номера заканчиваются на -8335 и -8308. Адвокат просит суд обратить внимание на эти номера.
Адвокат открывает том №19. Там документы, которые частично оглашали прокуроры. Гособвинитель Филипчук возражает против их повторного оглашения; защита может просто сослаться на них, считает он. Гриднев замечает, что документы в этой части были исследованы «неполно».
Судья Семенова разрешает защитнику зачитать фрагменты документов — в них сообщения СМИ.
Лента фондовых новостей от 29 июля 2016 года: сообщалось, что 28 июля вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что «Роснефть» не сможет участвовать в приватизации «Башнефти»; в цитате вице-премьера говорилось, что компании, контролируемые прямо или косвенно государством, не смогут участвовать в приватизации, но он не упоминал «Роснефть».
Снова Лента фондовых новостей, теперь от 2 сентября 2016 года: «Улюкаев заявил о формальном допуске "Роснефти" к приватизации "Башнефти"».
Теперь сообщение от 11 июля, в котором вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что власти хотят видеть изменения в экономике; он поставил под сомнение эффективность потенциальной приватизации «Башнефти» «Роснефтью».
Выпуск «Ведомостей» от 28 июля: Дворкович заявляет, что принято решение не допускать к приватизации «Башнефти» компании, контролируемые государством прямо или косвенно.
Адвокат также зачитывает другое сообщение с похожим утверждением Улюкаева.
Гриднев переходит к сообщению СМИ от 1 сентября со ссылкой на Путина. Тот касательно приватизации «Башнефти» говорил, что государству нужна выгодная для бюджета сделка.
Исследуется протокол осмотра предметов. Следователь Запрудин осмотрел флеш-карту с данными из электронной почты Улюкаева. Флеш-карта была изъята 16 ноября 2016 года в Минэкономразвития. На ней были файлы программы Outlook и заархивированные календари и письма министра. «В ходе осмотра информации, имеющей значение для следствия, не обнаружено», — сказано в протоколе. Флеш-карту вернули Улюкаеву.
«На эти документы мы обращаем внимание, что на этой флеш-карте была информация, что [секретарь экс-министра Ирина] Дютина отправила сообщение Улюкаеву о звонке Сечина», — говорит судье Гриднев.
С письменными доказательствами адвокаты закончили.
У адвоката Ларисы Каштановой ходатайства: она просит направить повестки Игорю Сечину, сотруднику ФСБ Калиниченко, Ивану Безменову из департамента корпоративного управления Мин экономразвития, первому заместителю министра энергетики Алексею Текслеру, Светлане Сиделиной, Волченкову, Рассохиной. Всего семеро человек.
Прокурор Непорожный:
— Опять сторона защиты немного ставит в тупик. 15 минут назад ставилось ходатайство о направлении повестки Сечину. Позиция защиты непонятна абсолютно, безусловно, мы возражаем против выполнения двойной работы по одному и тому же лицу, — говорит он.
По остальным свидетелям обвинитель говорит, что защитники сначала должны сами попытаться обеспечить их явку, и только после этого заявлять ходатайство о вызове в суд, объяснив, почему они сами не смогли привести свидетелей на процесс.
В итоге судья частично удовлетворяет ходатайство: в суд вызовут всех, кроме понятых Сиделиной и Рассохиной.
Теперь у защиты ходатайство по вице-премьеру Дворковичу. Ранее следователь отказался его допросить, поскольку он не проходил по делу как свидетель. Каштанова просит вызвать его, направив повестку по месту работы — в правительство. Защитница напоминает, что Дворкович участвовал в работе по подготовке приватизации «Башнефти».
«Подсудимый Улюкаев обвиняется в получении взятки в размере 2 млн рублей. Прошу прощения, оговорился — 2 млн долларов», — говорит прокурор Непорожный и добавляет, что доказательств осведомленности Дворковича об обстоятельствах преступления нет. Прокурор Филипчук согласен с коллегой.
Судья отказывает защите в вызове Дворковича.
После заседания пресс-секретарь Замоскворецкого районного суда Эмилия Хиль рассказала РАПСИ, что Сечина вызывают на допрос в суд на 13 ноября. «Повестка Сечину выписана на 13 ноября», — сказала Хиль.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке