Утром 24 марта силовики оцепили Басманный суд Москвы в попытках не подпустить к нему прессу.
Журналисты предположили, что туда скоро должны доставить предполагаемых участников теракта в «Крокус Сити Холле».
В течение дня площадь оцепления только увеличивалась, а силовики все дальше оттесняли журналистов от служебного входа, к которому автозаки обычно доставляют задержанных и арестованных.
Вечером 22 марта несколько человек с автоматами ворвались в концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске — они открыли стрельбу по посетителям, а потом подожгли здание. Очевидец сообщил «Би-би-си», что террористы бросали бутылки с зажигательной смесью. Через несколько часов СК возбудил дело о теракте.
Утром 23 марта глава ФСБ Александр Бортников доложил Путину о задержании 11 человек в связи с терактом; четверо из них, как утверждается, непосредственно участвовали в нападении.
Депутат Госдумы и бывший советник главы Росгвардии Александр Хинштейн написал, что белый Renault с подозреваемыми обнаружили ночью в Брянской области — по его словам, машина не остановилась по требованию силовиков, и тогда по ней открыли огонь. Автомобиль перевернулся, одного из террористов задержали сразу, остальных догнали чуть позже.
Почти сразу в близких к силовикам анонимных каналах и у Z-пропагандистов стали появляться фотографии задержанных и видео их допросов — следом их опубликовали и госагентства.
Один из задержанных на видео называет свое имя — Фариддун Шамсудин — и говорит, что примерно месяц назад ему написал «помощник проповедника», которого он «слушал», и «за деньги предлагал сделать убийство».
Другого задержанного, по утверждению телеграм-каналов, зовут Мухаммадсобир Файзов, ему 19 лет. При задержании его ранили — у молодого человека заметно поврежден глаз. Сотрудники СК допрашивали его в больнице с помощью переводчика.
Видео с еще одним предполагаемым участником теракта опубликовал Mash. В кадре мужчина появлялся с окровавленным лицом и перевязанной головой — в посте говорилось, что «во время погони ему прострелили ухо».
Позже появилось и другое видео: на нем человек в камуфляже отрезает задержанному часть уха и пытается заставить его съесть. «Жри, сука, пидор. Я твой хуй отрежу и тебе в рот засуну, понял?» — слышится за кадром.
Видео с четвертым задержанным публиковал, в том числе, Z-канал War Gonzo. Его ведущий Семен Пегов утверждает, что предполагаемого террориста зовут Залердан Талир Мирзоев. Пропагандистка Маргарита Симоньян назвала его «главарем» напавших на «Крокус», но имени не упомянула.
ФСБ сразу же связала теракт с Украиной. Спецслужба утверждает, что террористы «планировали перейти российско-украинскую границу» и «имели контакты на украинской стороне».
В марте разведка США получила информацию, что одна из ячеек «Исламского государства» планирует теракты в Москве. Американские чиновники утверждали, что помимо публичного предупреждения об угрозе терактов в России, к которому присоединились многие страны, они в частном порядке сообщили российским спецслужбам о возможной атаке.
За три дня до теракта, 19 марта, Путин на коллегии ФСБ назвал предупреждения западных стран «провокационными заявлениями». «Все это напоминает откровенный шантаж и намерение запугать, дестабилизировать наше общество», — цитировало его издание.
23 марта ТАСС, ссылаясь на источник, написал, что российские спецслужбы действительно получили от США информацию о подготовке теракта, но «она содержала общий характер, без какой-либо конкретизации».
В ночь с 23 на 24 марта информагентство Amaq, связанное с террористической группировкой «Исламское государство», опубликовало видеоролик, снятый одним из участников нападения в Crocus City Hall в Москве.
Следственный комитет сообщает о 137 погибших в результате теракта — и уточняет, что это число еще может вырасти. МЧС говорит о 180 пострадавших, 60 из которых находятся в тяжелом состоянии.
Журналистов, которые ждали у входа в Басманный суд с девяти утра, только сейчас начали пускать внутрь здания. Меру пресечения четверым предполагаемым террористам будут избирать двое судей: Тимур Вахрамеев и Елена Ленская.
Спецназ судебных приставов выделил на втором этаже Басманного суда отдельный сектор для журналистов около двух залов, в которых будут проходить заседания.
Пресс-служба Басманного суда сообщила, что в суд поступил материал в отношении первого обвиняемого — Далерджона Баротовича Мирзоева.
Видео его задержания публиковал Z-канал War Gonzo. Пропагандистка Маргарита Симоньян назвала Мирзоева «главарем» напавших на «Крокус».
Судья Елена Ленская открывает заседание.
Она просит переводчика подтвердить, что они с обвиняемым Мирзоевым понимают друг друга. Переводчик произносит фразу в сторону аквариума, Мирзоев коротко отвечает и представляется по-таджикски.
Ему 32 года, у него просрочена трехмесячная регистрация в Новосибирске. Он женат. У него дети 2018-го, 2017-го года рождения и еще двойняшки, которым по полтора года.
Следователь Морозов сразу просит закрыть процесс от прессы, так как открытое слушание «может привести к разглашению следственной тайны», а также «угрожать безопасности участников процесса и их родственников».
Адвокат Фисюк против закрытия заседания, сам Мирзоев не против. Журналисты покидают зал.
В зал заводят второго обвиняемого — это Саидакрами Муродали Рачабализода. Это мужчина, которому при задержании отрезали ухо. В зал его завели с повязкой, на лице заметны синяки и отеки.
Судья Тимур Вахрамеев открывает заседание по делу второго обвиняемого Рачабализоды.
Судья спрашивает, понимает ли он по-русски. Переводчик Бободжан говорит, что понимает; сам обвиняемый отвечает по-таджикски.
Он рассказывает, что ему 30 лет, он женат, есть ребенок. Он зарегистрирован в России, но где — не помнит.
Следователь Герасимов сразу просит удалить прессу из зала. Он повторяет формулировку про «безопасность участников процесса».
Рачабализода согласен. Его адвокат тоже.
Прессу выводят из зала.
Объединенная пресс-служба Московских судов сообщает, что Далерджон Мирзоев признал вину в полном объеме.
Во время оглашения решения об аресте он не мог стоять и облокотился на стенку аквариума.
В Басманный суд поступили материалы дела против третьего обвиняемого — Шамсидина Фаридуни.
Z-блогеры публиковали видео, на которых Фаридуни стоит на коленях связанный. На этих записях он говорит, что ему «за деньги предлагал сделать убийство». За теракт в «Крокус Сити Холле», по его словам, неназванные люди должны были заплатить полмиллиона рублей.
Еще один обвиняемый, против которого поступили материалы дела — Файзов Мухаммадсобир Зокирчонович. Ему 19 лет, во время задержания его ранили, у молодого человека заметно поврежден глаз. Сотрудники СК допрашивали его в больнице с помощью переводчика.
Обвиняемый Саидакрами Муродали Рачабализода полностью признал вину, как и Далерджон Мирзоев.
Шамсидина Фаридуни завели в зал.
Ранее сегодня связанные с силовиками телеграм-каналы опубликовали фото, на котором Фаридуни, как утверждается в публикациях, пытали током. На снимке у него штаны приспущены до колен, рядом виден прибор, от которого в область паха тянется провод. Второй человек на снимке наступает на задержанного ногой в армейском тактическом ботинке.
Судья Елена Ленская начинает заседание.
Шамсидину Фаридуни 25 лет, он женат, у него восьмимесячный ребенок. Работал на паркетной фабрике в Подольске разнорабочим, зарегистрирован в Красногорске. На все вопросы он смог ответить по-русски сам, только вопрос про наличие малолетних детей ему объяснял переводчик.
Следователь Кузнецов просит удалить прессу из зала, чтобы не разгласить «государственную или иную тайну», а также для безопасности участников процесса, «в том числе родственников погибших».
Прессу выводят из зала.
Судья Тимур Вахрамеев открывает заседание по избранию меры пресечения Мухаммадсобиру Файзову.
В первом ряду сидят две женщины в униформе скорой помощи.
Судья игнорирует состояние Файзова и сразу переходит к установлению анкетных данных. Обвиняемый говорит очень тихо и запинается. Ему 19 лет, он холост, детей нет, образование среднее. Раньше работал в барбершопе в Иваново, там же и зарегистрирован. Как и все остальные фигуранты дела, Файзов ранее не судим.
В отличие от других обвиняемых Файзов уточняет у переводчика непонятные ему процессуальные тонкости: о доверии суду, о праве знакомиться с материалами. Иногда это затягивается. Переводчик не объясняет по-русски, что происходит, но в итоге отвечает на каждый вопрос суда: «Он согласен».
Следователь Стольмакович просит удалить из зала прессу, так как «могут быть разглашены собранные доказательства».
Журналисты выходят в коридор.
Судья Вахрамеев отдельно требует вывести врачей — это его первый комментарий, касающий состояния обвиняемого.
Объединенная пресс-служба Московских судов сообщила о полном признании вины только двумя обвиняемыми по делу о теракте — это Саидакрами Муродали Рачабализода и Далерджон Мирзоев.
Двое других обвиняемых — Шамсидин Фаридуни и Мухаммадсобир Файзов — судя по всему, не признали вину, несмотря на пытки.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке