Муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас 14 марта опубликовал в фейсбуке пост с текстом молитвы Папы Римского о мире — в публикации были только слова понтифика, собственными комментариями депутат ее не сопроводил.
Спустя пять месяцев Янкаускас написал, что из полиции в суд поступил протокол по части 1 статьи 20.3.3 (дискредитация вооруженных сил), составленный участковым Маевым. Планировалось, что суд пройдет 29 августа, но его перенесли на 1 сентября, потому что судья запрашивала решение суда об отказе по жалобе Янкаускаса, которому запретили избираться из-за «причастности к экстремистской организации "Штабы Навального"».
За это время у депутата умерла бабушка, после суда он собирается поехать на кладбище — завтра похороны. В Зюзинский суд пришел католический священник, он будет выступать свидетелем по административному делу.
«Я не очень понимаю, что вообще говорить на суде», — признавался Янкаускас, когда рассказывал, что на него завели дело за слова Папы Римского. Тем не менее, он продолжил публиковать высказывания предстоятеля католической церкви.
Текст опубликованной молитвы целиком:
Братья и сестры, мы только что молились Пресвятой Деве Марии. На этой неделе город, носящий ее имя, Мариуполь, стал городом-мучеником раздирающей душу войны, которая изнуряет Украину. Перед варварством убийства детей, невинных и беззащитных гражданских лиц не может быть убедительных стратегических доводов: нужно прекратить это недопустимую вооруженную агрессию прежде, чем она превратит города в кладбища. С болью в сердце я присоединяю свой голос к голосу обычных людей, взывающих к прекращению войны. Во имя Бога, да будет услышан вопль страждущих, да будет положен конец бомбардировкам и атакам! Да будет по-настоящему, решительно сделана ставка на переговоры, а гуманитарные коридоры станут эффективными и безопасными. Во имя Бога прошу вас: остановите это кровопролитие! Я хотел бы еще раз призвать к приему многочисленных беженцев, в которых пребывает Христос, и поблагодарить за создание большой сети солидарности. Прошу все епархиальные и монашеские общины приумножить моменты молитвы о мире. Приумножить моменты молитвы о мире: Бог – это всецело Бог мира, а не Бог войны, и кто поддерживает насилие, оскверняет Его имя. Теперь помолимся в безмолвии о тех, кто страдает, и о том, чтобы Бог обратил сердца к твердой воле к миру
Янкаускас, его адвокат Мария Эйсмонт, слушатели и журналисты заходят в зал. Помещение просторное и вместительное, но из зала вынесли практически все лавочки, кроме одной, на которой помещаются четверо слушателей. Тех, кому места не хватило, выгоняют из зала.
Слушатели предлагают самостоятельно принести в зал лавочку, приставы на это отвечают, что ничего не знают. «Какой-то просто позор», — констатирует Янкаускас.
— Мне жалко людей, которые пришли послушать процесс, — объясняет Эйсмонт.
— Я вызывала на судебное заседание вас и вашего подзащитного. Больше никого, — парирует судья.
Она разрешает впустить еще одного человека, для которого есть свободный стул.
Второе ходатайство адвоката Эйсмонт — о приостановке производства по делу и обращении с запросом в Конституционный суд. По мнению защитника, есть неопределенность в части гарантий свободы слова, равенства перед законом и судом, идеологического многообразия. Это, по словам Эйсмонт, означает, что противники специальной военной операции должны обладать такими же правами, как и ее сторонники.
Далее Эйсмонт описывает, что статья 20.3.3 КоАП была принята Госдумой в экстренном режиме в рамках другого законопроекта.
Адвокат считает эту статью дискриминационной, так как по сути она позволяет преследование за любые пацифистские высказывания. А это не соответствует Конституции, поэтому нужно разъяснение высшего суда.
Эйсмонт упреждает возможные возражения судьи: Янкаускас не обращается в КС сам, так как он еще не прошел все стадии рассмотрения своего дела в суде. Поэтому адвокат предлагает судье Слюзовой направить такое обращение сейчас.
Следующее ходатайство адвоката — вызвать свидетелем майора полиции Маева, который посчитал цитирование Папы Римского нарушением.
Эйсмонт отмечает, что майору Маеву для поиска цитаты и составления протокола наверняка пришлось долго листать ленту «ВКонтакте» на странице Янкаускаса, так как у того было много постов. Поэтому надо выяснить мотивы полицейского.
Адвокат также просит допросить отца Кирилла Горбунова, который ожидает в коридоре суда. Отец Кирилл, надеется Эйсмонт, как видный представитель Римской католической церкви в Москве, сможет объяснить смысл высказываний понтифика.
Она также просит приобщить распечатку ватиканских новостей, чтобы подтвердить, что речь в посте Янкаускаса шла именно о словах Папы Римского.
Янкаускас добавляет, что для ограничения его свободы слова надо ввести военное положение. «Если у нас не война, а специальная военная операция, то я имею право высказывать к ней отношение», — отмечает он.
Активист добавляет, что ему хотелось бы пообщаться с майором Маевым не только по поводу этого протокола, но и по поводу постоянного «алкоголизма и наркомании» на берегу Керченского пруда в Зюзинском районе — он много внимания уделяет выпивающим там людям.
Судья Слюзова удаляется для вынесения решения по ходатайствам
Судья возвращается с решениями по ходатайствам. Приобщен скриншот с сайта ватиканских новостей, священника допрашивать не будут, потому что материалов дела достаточно. Обращение в Конституционный суд она называет «правом, а не обязанностью», в допросе полицейского тоже отказывает.
Заседание продолжается, судья Слюзова зачитывает протокол майора Маева, в котором муниципальный депутат Янкаускас цитировал молитву Папы Римского.
По мнению майора Маева, молитва «призывала к воспрепятствованию» использования российских войск в Украине.
Янкаускас на вопрос судьи отвечает, что не признает вину. Его адвокат Эйсмонт повторяет, что считает статью 20.3.3 КоАП дискриминационной, а цитирование молитвы папы Франциска считает реализацией права на свободу слова.
«Мне неизвестно ни об одном деле из более чем трех тысяч привлеченных по статье 20.3.3 КоАП, в котором гражданин публично бы выражал поддержку специальной военной операции», — сетует адвокат. Она говорит, что Конституция дает право самовыражения всем: и тем, кто поддерживает спецоперацию, и тем, кто против.
«С точки зрения русского языка это нонсенс. Невозможно дискредитировать использование, потому что "использовать" — это глагол», — продолжает Эйсмонт.
Призывы к миру в принципе не могут быть криминализированы, добавляет Эйсмонт. Такая идеология не является запрещенной с точки зрения других законов, потому что в ней нет ни человеконенавистничества, ни дискриминации.
Для реализации права на свободу слова Янкаускас подобрал слова Папы Римского, «выбрал для этого крайне человеколюбивый, пацифистский путь», отмечает адвокат. Преследование муниципального депутата, то есть публичного лица, она называет «охлаждающим эффектом» и цензурой «с помощью этой антиконституционной статьи».
Теперь выступает Янкаускас. Он напоминает, что раньше уже привлекался к административной ответственности, но исключительно по политическим статьям — «даже по 19.3 за неповиновение сотрудникам органов нет ни одного протокола».
Мундеп поясняет, что папа Франциск специально создал сайт ватиканских новостей, так как «бог не в бревнах, бог в ребрах» — чтобы доносить слово божье.
Янкаускас снова зачитывает молитву Папы Римского, которая вызвала претензии у зюзинского участкового.
«Я человек верующий, для меня это очевидные слова, — продолжает Янкаускас. — "Перед варварством убийства детей, невинных и беззащитных гражданских лиц не может быть убедительных стратегических доводов". А что, они есть? Есть такие доводы?».
Далее он задает вопросы судье по поводу остальных фрагментов молитвы.
«Папа Франциск — викарий Христа, раб рабов божьих. И это очень странный суд», — говорит Янкаускас и объясняет, что он пришел в веру вслед за своим отцом. В конце своего выступления он призывает к новой молитве: «Слову веры нельзя закрыть рот, будем дальше молиться за мир. Христос учит молиться за тех, кто ненавидит тебя».
Теперь судья Слюзова перечисляет материалы дела: справки и выписки по поводу личности и статуса депутата Янкаускаса.
Перед вынесением решения судья предлагает защите добавить что-нибудь по поводу материалов. Адвокат Эйсмонт снова напоминает, что молитву папы Франциска цитировали повсюду, но почему-то майора Маева она заинтересовала только спустя три месяца: «Это лишь подтверждает, что данное дело является политически мотивированным и направлено на подавление свободы слова».
«Любой человек, который хоть раз видел картинку Мариуполя, начиная с марта 2022 года по сегодняшний день, если в нем есть хоть что-то человеческое, почувствует боль и ужас. Желание прекратить те действия, которые привели этот недавно красивый, процветающий город, где все жили мирно, в такое состояние, может быть только поддержано. Любое другое является каким-то проявлением чего-то, что мне, как нехристистианину в отличие от моего подзащитного, понять сложно. Мы убеждены, что дело подлежит прекращению», — завершает свою речь адвокат Мария Эйсмонт.
Судья уходит на решение.
Судья вернулась и начала читать решение. На полпути она извинилась и ушла, потому что ей что-то попало в глаз. Потом она вернулась и вновь начала читать решение.
Она продолжает читать решение буквально плача и каждые несколько секунд вытирает глаза салфеткой, потом опять выходит.
«Братья и сестры, мы только что молились Пресвятой Деве Марии…» - судья Слюзова всхлипывая вновь цитирует папу Франциска.
В зале молчат, но лица у слушателей довольные. Слюзова говорит, что отсутствовало событие правонарушения, дело закрыто.
В решении говорится:
Инкриминируемое в вину Янкаускасу деяние в виде размещения 14 марта 2022 года записи в соцсети «ВКонтакте», а именно [текст молитвы] по существу является прямым цитированием обращения Папы Римского Франциска 13 марта 2022 года после воскресной молитвы. При этом из буквального смысла указанной записи невозможно сделать вывод о дискредитации использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ, ее граждан и поддержания международного мира и безопасности.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке