На вчерашнем заседании допросили двух свидетелей из числа уже осужденных фигурантов «пензенского дела». Андрей Чернов и Василий Куксов рассказали, что никогда не обсуждали свержение власти, а во время страйкбольных тренировок ни разу не применяли огнестрельное оружие. По словам обоих свидетелей, террористическая организация «Сеть» — вымысел сотрудников ФСБ.
Кроме того, Чернов напомнил, что при задержании сотрудники ФСБ применяли к нему насилие. Он также рассказал, что не был знаком с Юлием Бояршиновым, который полностью признал вину.
Также в ходе заседания стало известно, что военное следственное управление СК отказалось возбуждать дела о пытках в отношении Виктора Филинкова и Армана Сагынбаева.
Филинков и его адвокат Виталий Черкасов в суде отметили, что, по их мнению, первый протокол допроса Бояршинова был искажен либо секретарем, либо судьей, что является служебным подлогом.
Сегодня допрос свидетелей продолжится. В суд вызвали оперативников ФСБ. В том числе оперативника Константина Бондарева, который, по словам Филинкова, участвовал в его пытках.
Тройка судей во главе с Романом Мурановым появляется в зале. Сегодня запланирован допрос оперативников ФСБ Токарева, Шепелева (Пенза) и Бондарева (Петербург), объявляет Муранов.
Сегодня нет адвоката Бояршинова Алексей Царева и общественной защитницы Филинкова Евгении Кулаковой. Стороны соглашаются провести заседание без них.
Первым по видеосвязи допросят следователя пензенского управления ФСБ Валерия Токарева. Он вел пензенское «дело "Сети"».
— Этот человек явно фальсифицировал документы, — говорит Филинков. — Считаю, что данный свидетель совершил преступление против меня.
Бояршинов с Токаревым не знаком и не возражает против его допроса.
Защитник Черкасов зачитывает протокол, согласно которому во время обыска был найден ноутбук Lenovo фигуранта «пензенского дела» Ильи Шакурского. Адвокат также читает фрагмент о том, как был упакован этот ноутбук.
— Суду и участникам процесса стоит доверять данной информации? — уточняет адвокат Черкасов.
— Конечно, стоит.
— А в какой период был произведен осмотр полимерного пакета, в котором содержались два данных ноутбука?
— В какой период я не скажу, но в ходе расследования дела.
Черкасов замечает, что в протоколе осмотра предметов говорится, что ноутбук Lenovo был осмотрен без специалиста, на нем обнаружили файл «Съезд-2017». Адвокат уточняет, почему, исходя из протокола, ноутбук не был упакован. По словам следователя Токарева, в протоколе просто не указывалось, что ноутбук был упакован и распаковывался в процессе осмотра.
Адвокат Черкасов спрашивает, стоит ли доверять этим документам, но суд снимает вопрос.
— Хотите доверяйте, хотите не доверяйте. На документе стоят подписи, — говорит один из судей.
Тогда защитник уточняет, почему в приговоре по «пензенскому делу» сказано, что файл «Съезд 2017» был обнаружен на другом ноутбуке — Toshiba. Судьи просят переформулировать вопрос. Черкасов снова спрашивает, в каком ноутбуке нашли файл «Съезд 2017».
— Он должен быть и на одном, и на втором устройстве, если вас это интересует.
Токарев утверждает, что Шакурский подтверждал наличие этого документа даже после заявления о примененных к нему пытках, как и Сагынбаев, у которого на жестком диске следователи нашли файл «Положение» (он же «Свод "Сети"»).
Теперь схожие вопросы защиты о жестком диске другого фигуранта «пензенского дела» Армана Сагынбаева, на котором нашли «Свод "Сети"». Токарев говорит, что обыск у Сагынбаева проводили коллеги из петербургского УФСБ. Потом в упакованном виде диск передали пензенскому следователю Токареву.
Адвокат Филинкова отмечает, что, согласно протоколу осмотра предметов, диск также не был надлежащим образом опечатан.
— Это допускается, согласно УПК?
— Снимается. Читайте кодекс, там все написано, — вмешивается судья Муранов.
— Как вы смогли осмотреть диск в отсутствие специалиста и найти данный файл?
— Снимается вопрос. Конкретизируйте его для начала.
— Каким образом был обнаружен данный файл («Свод "Сети"» — МЗ)? Почему вы не указали, каким путем был обнаружен данный файл.
— Ну, следователь сам определяет последовательность действий, я так посчитал.
Черкасов пытается понять, каким образом Бондарев получил доступ к файлу «Съезд 2017» в ноябре 2017 года, хотя пензенское УФСБ первичный осмотр документа провело только в феврале 2018 году. Судьи просят задавать вопросы точнее.
— Возможно, Бондарев знакомился с материалами оперучета. Это мое предположение.
Теперь адвокат Виталий Черкасов спрашивает о допросе Пчелинцева, который есть в материалах дела, но, согласно ответу из УФСИН Пензенской области, в тот день — 23 марта 2018 года — Пчелинцева из камеры СИЗО не выводили.
Судья переформулирует вопрос: проводил ли следователь допрос в этот день.
— Если есть протокол допроса, то конечно, я проводил.
Вопросы задает сам Филинков:
— Как так оказалось, что в материалах одного уголовного дела вы направляете документ, который указан в одном ноутбуке, а в вашем уголовном деле — в другом ноутбуке?
Вопрос снимается.
Черкасов помогает подзащитному и уточняет, почему в «пензенском деле» файл «Съезд 2017» находится в ноутбуке Toshiba, а в петербургском — в ноутбуке Lenovo. Тогда судья отвечает за свидетеля — говорит, что тот уже отвечал, что файл был на обоих ноутбуках.
Журналиста «Медиазоны» позвали обратно в зал.
Адвокат Черкасов говорит о том, что, по версии обвинения, его подзащитный выполнял роль связиста и учил подельников методам шифрования. В деле упоминается «мессенджер Jabber». В связи с этим защита хочет предоставить участникам процесса необходимые сведения от профильного специалиста в ходе его допроса.
Прокурор возражает.
— Представитель защиты сказал, что это специалист в области математики, какое имеет отношение математика к использованию мессенджера Jabber?
Тем не менее суд удовлетворяет ходатайство.
Свидетель-специалист — Брагилевский Виталий Николаевич. В зале появляется высокий бритый мужчина в светлой рубашке с коротким рукавом и синих джинсах. На лице у него белая маска.
Образование — высшее, специальность прикладная математика и информатика. Закончил Ростовский государственный университет, механико-математический факультет. Присуждена степень магистра математики.
Брагилевский работает программистом в международной компании JetBrains, которая делает одни из самых популярных сред разработки для многих языков.
С подсудимыми свидетель не знаком.
Адвокат Черкасов интересуется научной работой Брагилевского. Он работал в Южном федеральном университете с 2003 по 2019 год, в Петербурге работал в Санкт-Петербургском государственного университете. В Петербурге должность — инженер-исследователь.
— Что из себя представляет Jabber? Насколько он легален, насколько он распространен?
— Во-первых, это не мессенджер, а протокол — набор правил, по которым организуется взаимодействие между сторонами соединяющимися. Вот Jabber это и есть такой протокол, набор правил, — отвечает специалист.
Мессенджер по этому протоколу может написать «хороший школьник», отмечает Брагилевский.
Черкасов спрашивает о шифровании данных в Jabber.
— Jabber совершенно точно не является программным средством шифрования данных, сам этот протокол не описывает шифрование данных. Конкретные программы могут реализовывать это шифрование, но это уже конкретные программы. Я думаю, нельзя найти такой мессенджер, который бы не шифровал, — объясняет Брагилевский.
— А что такое шифрование?
— Шифрование — это такой механизм того, чтобы информация между двумя сторонами не попадала третьим лицам. Сейчас практически все взаимодействие в интернете осуществляется в зашифрованном виде. Это общее место.
Теперь вопросы у Филинкова:
— Можете поведать о том, что такое PGP, или «пгп» как в материалах дела, и зачем это используется?
— PGP или pretty good privacy это технология для шифрования сообщений, файлов, любой передаваемой информации. Она довольно старая, это классический инструмент для передачи информации в зашифрованном виде.
Судья перебивает свидетеля и спрашивает Филинкова: «Нам что тут нужна лекция? Каким она работает образом, никому не интересно». «Это имеет отношение для дела», — спорит Филинков. «Это для вас имеет, а для нас не имеет», — говорит судья.
Брагилевский объясняет, что для каждого установления соединения в системе PGP и передаче сообщения необходимо предъявить ключ, который, «мне кажется, невозможно запомнить», поскольку он состоит из примерно сотни случайных символов латинского алфавита.
Также по просьбе Филинкова специалист уточняет, что в такой системе шифруется тело текста, но остается открытой информация об отправителе и получателе, а также тема письма.
Теперь вопросы задает прокурор.
— Jabber это протокол. Получается Whatsapp, Telegram это мессенджер. То есть если я общаюсь по вотсапу, сообщения шифруются. А в чем тогда смысл Jabber?
— Во-первых, таких протоколов много. Когда Jabber создавался, считалось, что мессенджеры разных компаний смогут осуществлять взаимодействие. Но потом это оказалось ненужным.
— Могу ли я использовать протокол Jabber на вотсапе?
— Нет, у вотсапа собственный протокол.
— Тогда к какому мессенджер используется Jabber.
— Поскольку есть выбор, люди могут выбирать то, что им нравятся. IT-специалисты используют то, что не является массовым, то, что им удобнее.
Судья возвращает Брагилевского к вопросу — с чем может использоваться Jabber. Таких мессенджеров десятки, отвечает специалист. Например, у мессенджеров GoogleDoc, «Одноклассников», LiveJournal. «Очень много есть компаний, которые внутри себя используют мессенджеры на основе Jabber».
— А зачем использовать этот протокол? — уточняет прокурор.
— Потому что общаться нужно, а доверить информацию сторонним организациям нежелательно.
Допрос Брагилевского закончен.
Теперь адвокат Черкасов заявляет новое ходатайство — оно касается уже осужденного по «делу "Сети"» Игоря Шишкина, который признал вину. Адвокат отмечает, что на Шишкина могло оказываться давление.
«Более суток сотрудник Бондарев оказывал на Шишкина давление, так как лишил его сна и проводил опрос в ночное время. После опроса ему понадобилась медицинская помощь», — читает Черкасова. В больнице у Шишкина зафиксировали перелом нижней стенки глазницы, ссадины на туловище, кровоизлияния на правом бедре.
В действиях Бондарева и других сотрудников ФСБ Черкасов видит явное превышение полномочий.
В итоге адвокат Черкасов просит исследовать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, протокол допроса жены Шишкина, рапорт Бондарева о задержании Шишкина, справку о наличии у Шишкина повреждений, акт опроса Шишкина оперативником Бондаревым, который, по словам Черкасова, длился больше суток и заключение специалистов об идентичности акта опроса Бондарева и протокола допроса старшего следователя Беляева. Также просит направить в СК материалы о незаконном лишении свободы Шишкина и применении к нему психологического насилия.
Тройка судей во главе с Романом Мурановым решила, поскольку Шишкин уже был допрошен и часть документов уже оглашалась, отказать в удовлетворении ходатайства.
В суд поступили два сообщения. Первое — из УФСБ по Петербургу о том, что не представляется возможным допрос оперативника Константина Бондарева из-за длительной командировки за пределами Северо-Западного региона. Второе — из УФСБ по Пензенской области о том, что допрос оперативника Шепелева также невозможен из-за командировки.
— Коллегия определила, в связи с тем, что судом принимались все возможные и невозможные попытки вызвать Бондарева и Шепелева в заседание продолжить судебное следствие без участия данных свидетелей, — заключает судья Муранов.
Теперь по просьбе защитника судья оглашает сопроводительное письмо по результатам оперативно-розыскной деятельности. Оно датировано 20 февраля 2018 года, к письму приложен диск. Следом акт проведения оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение» Бондаревым, 24 декабря 2017 года проведено наблюдение с камерой, с 19:28 до 19:35 в «Макдоналдсе» Филинков и неустановленные лица — девушка и парень — «принимали пищу и осуществляют общение». Других деталей о встрече в акте нет. Позже установлено, что на той же встрече был именно Бояршинов.
Черкасов обращает внимание, что в материалах дела нет постановления начальника УФСБ по Петербургу, на которое в акте проведения ОРМ ссылается сам Бондарев.
У защиты больше нет ходатайств. Прокурор уже в дополнениях хочет огласить протокол очной ставки между Игорем Шишкиным и фигурантами пензенского «дела "Сети"» Арманом Саганбыаевым, и Дмитрием Пчелинцевым; показания на месте другого пензенца Максима Иванкина, а также показания на месте Армана Сагынбаева. Помимо этого, протокол очной ставки между Филинковым и Пчелинцевым и Сагынбаевым.
Защита Филинкова возражает против удовлетворения ходатайства, поскольку прокурор не мотивировал его. Защита Бояршинова оставляет на усмотрение суда.
В итоге тройка судей удовлетворяет ходатайство прокурора.
Прокурор начинает с протокола очной ставки между Шишкиным и Сагынбаевым. Последний говорил о перевозке некоей металлической бочки вместе с Шишкиным и женой Филинкова Александрой Аксеновой. Позже она была изъята во время обыска. Шишкин подтвердил, что так и было.
Протокол очной ставки Шишкина и Пчелинцева — оба подтвердили, что знакомы. Шишкин говорил, что Пчелинцев был участником «сообщества "Сеть"» и приезжал в Петербург, участвовал в обсуждении «Свода "Сети"». Пчелинцев говорил, что, возможно, обсуждался такой документ, но каких-либо предложений о создании сообщества не было.
Протокол проверки показаний на месте с участием Ильи Шакурского. Он говорил, что в сентябре-октябре 2016 года прошли совместные страйкбольные тренировки с участием Максима Иванкина («Рыжий»), Егора Зорина и Василия Куксова. Они учились, как делать «растяжки», испытали одну. Потом изготовили «коктейль Молотова». Шакурский описывал тренировочное задание: нужно было очистить здание от врага.
В январе 2017 года Пчелинцев по Jabber сообщил Шакурскому о тренировке группы 5.11. На тренировке активисты вновь тренировались штурмовать здание.
Проверка показаний на месте Армана Сагынбаева. В сентябре-ноябре 2016 года находился в Петербурге, по Jabber Пчелинцев попросил его приехать в Пензу на тренировку «группы 5-е ноября». В ней участвовал также Иванкин и еще несколько человек.
По словам Сагынбаева, у некоторых участников были карабины «Сайга». Они остановились в заброшенном лагере, из Петербурге среди участников был некий «Гена». Проводились, например, занятия по боевой медицине, отработка навыков боевых действий в составе подразделений. На общем собрании распределили роли — Сагынбаев должен был стать сапером.
Адвокат Виталий Черкасов хочет приобщить возражения в связи с оглашенными материалами.
— Ранее суд соблюдал состязательность сторон и пресекал попытки обвинения оглашать документы, не имеющие отношения к этому делу, а относящиеся к делу, рассматривавшемуся в другой регионе Российской Федерации.
Теперь же, по мнению Черкасова, ситуация обратная.
Судья принимает возражения и в ответ напоминает, что вчера в суде были допрошены фигуранты «пензенского дела» Василий Куксов и Андрей Чернов, хотя они ничего не сказали о Филинкове.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке