Вечером 23 января сотрудники ФСБ задержали гражданина Казахстана Филинкова в петербургском аэропорту Пулково перед вылетом в Минск. Они увезли его из аэропорта на медосвидетельствование, а затем пытали в минивэне с двух часов ночи до семи утра — избивали и применяли электрошокер. Филинков в деталях описывал все, что произошло с ним после задержания. Он подал в СК заявление о пытках.
25 января суд арестовал Филинкова по подозрению в участии в «террористическом сообществе "Сеть"» (часть 2 статьи 205.4 УК). Это дело было возбуждено в Пензе еще в октябре 2017 года. По версии следствия, участники «Сети» собирались «раскачать народные массы» во время президентских выборов и Чемпионата мира по футболу с помощью взрывов и устроить вооруженный мятеж. В ФСБ, которая расследует дело, считают, что ячейки «Сети» действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.
Большинство фигурантов дела находятся под стражей в Пензе; их родные рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках рассказывали Илья Шакурский и Дмитрий Пчелинцев. Последнего заставили отказаться от слов о пытках; по данным правозащитников, его снова пытали. В Петербурге, помимо Филинкова, арестован также Игорь Шишкин.
16 марта стало известно, что Филинкова перевели в СИЗО-6 в Ленинградской области. «Новая газета» писала о пытках в этом изоляторе и называла его «одним из самых проблемных пенитенциарных заведений Петербурга».
Оперативники ФСБ признали, что били Виктора Филинкова током, писала «Фонтанка» со ссылкой на свои источники. Сотрудников спецслужбы опросили следователи СК в рамках проверки по заявлению о пытках. Они объяснили, что Филинков якобы сопротивлялся и пытался сбежать, и ничем другим, кроме электрошокера, его не удалось остановить.
Судья Александр Киреев начинает заседание. На Филинкове — свитшот болотного цвета, темные тренировочные штаны и ботинки. Он за решеткой, встает и представляется: называет имя, дату рождения и место работы — старший программист в «Лайк технологии». Родной язык — русский, ранее не судим. Имеется заболевание — псориаз.
Адвокат Черкасов спрашивает, была ли у Филинкова встреча с консулом Казахстана. По его словам, следователь сказал, что встречу назначат, но ничего не произошло.
Отводов никто не имеет, судья Киреев объясняет Филинкову его права.
Следователь просит закрыть заседание. Прокурор поддерживает это ходатайство. Он считает, что может быть затронута тайна следствия.
Адвокат Черкасов и его подзащитный выступают против закрытия заседания. Черкасов говорит, что ознакомился с материалами следствия и считает, что в них отсутствуют сведения, подлежащие какой-либо охране. Он просит разрешить фото- и видеосъемку на заседании.
Судья Киреев уходит, чтобы принять решение по ходатайству. Филинкова уводят из зала.
В суде допросили журналистку «Новой газеты» Татьяну Лиханову, которая предлагала прописать Филинкова у себя дома в случае домашнего ареста. У нее спрашивали, почему она решила это сделать, и откуда узнала о пытках.
Адвокат Черкасов рассказал, что судья удивился предложению Лихановой. Та ответила, что готова предоставить ему жилье из «человеческого сострадания».
Корреспонденты «Медиазоны» и журналист Сергей Кагермазов из издания «Мой район» подали жалобу на действия судьи Киреева, который не пустил их на оглашение решения по ходатайству о закрытии заседания. Журналисты просят председателя Дзержинского суда также проверить действия приставов.
Приставы вынесли из зала, где проходит заседания, большие стулья. Корреспондент «Медиазоны» сел на один из них, но пристав потребовал встать: по его словам, на этих стульях сидеть нельзя, так как они отправлены в утиль. Более подробно объяснить причину запрета сидеть на стульях пристав отказался.
До этого пристав прогнал со стула члена петербургской ОНК Екатерину Косаревскую.
Филинкова завели обратно в зал, туда же зашел адвокат Черкасов. Журналистов пристав пускать отказывается.
Глава объединенной пресс-службы судов Петербурга Дарья Лебедева в беседе с «Медиазоной» посоветовала журналистам «жаловаться». Секретарь судьи Киреева объяснила недопуск журналистов тем, что это закрытое заседание.
Адвокат Черкасов сказал «Медиазоне», что в допуске прессы на оглашение суд отказал, так как заседание закрытое. Согласно постановлению Верховного суда, оглашение решений проходит публично «независимо от того, в открытом или закрытом судебном заседании проводилось разбирательство дела, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом».
Люди, которые берут трубку по указанному номеру секретаря судьи, вместо ответа на вопрос «Медиазоны» бросают трубку.
В коридоре один из слушателей сказал приставу: «Что ж вы свои обязанности так ***** [плохо] исполняете». После этого пристав стал спрашивать всех, как зовут матерившегося. Кто-то заметил, что смена приставов материлась, когда они пришли. «Вы слышали, чтобы я матерился? Я не так воспитан», — парирует пристав по фамилии Мартиросян.
Приставы пытаются выгнать журналистов и слушателей. Филинкова проводят мимо них, они хлопают.
Защитник Виталий Черкасов вышел из зала и сказал, что арест Филинкову продлили до 22 июня. Такая же информация приводится в телеграм-канале пресс-службы судов Петербурга.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке