В пятницу губернатор Кировской области Никита Белых был задержан в одном из московских ресторанов по подозрению в получении взятки в размере 400 тысяч евро. Следственный комитет опубликовал фотографии с места задержания, на которых видно, как Белых сидит за столом, на котором разложены пачки зеленых купюр по 100 евро. Официальный представитель СК Владимир Маркин подчеркнул, что губернатора взяли с поличным. Дело в отношении Белых было возбуждено по части 6 статьи 290 УК (получение взятки в особо крупном размере). Она предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы.
По версии следствия, Белых лично и через посредника получил взятки на общую сумму 400 тысяч евро (что соответствует 24,1 млн рублей) за покровительство контролируемых взяткодателем АО «Нововятский лыжный комбинат» и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания». Кировский губернатор был задержан при получении уже второй части взятки, уточнял источник «Интерфакса». Первоначально Белых свою вину отрицал, но потом оперативные работники продемонстрировали ему следы от помеченных специальным раствором купюр, отметил собеседник агентства. Источник ТАСС добавил, что при задержании у Белых изъяли сумму в 100 тысяч евро, переданную ему под контролем оперативников. По словам собеседника агентства, претензий к лицам, передававшим чиновнику деньги, у следствия нет.
Как выяснил РБК, владельцем «Нововятского лыжного комбината» является немецкая компания «Зюдхаймер Кар Техник Фертрибс Гмб.Х». Фирма, зарегистрированная в Германии, занимается производством запчастей для автомобилей, а также смазочных материалов и других продуктов для ухода за транспортом. Руководит комбинатом Руслан Цуканов. «Ведомости» пишут, что в апреле 2015 года бывшего владельца комбината Альберта Ларицкого задержала ФСБ, его заподозрили в мошенничестве. Slon называет Ларицкого другом Белых.
Согласно информации на сайте «Нововятского лыжного комбината», он производит не только лыжи, но и ОСП — ориентированно-стружечные плиты — материал для черновых полов, обшивки стен, двутавровых балок и сплошной обрешетки кровли.
«Лесохозяйственная управляющая компания» принадлежит кипрской фирме «Ремигал консалтс лимитед». В 2010 году 25-процентная доля в предприятии принадлежала КОГУП «Кировлес», получившему известность в связи с уголовным делом против оппоцизионного политика Алексея Навального.
Накануне сотрудники ФСБ доставили Белых сначала на допрос в здание центрального аппарата СК в Техническом переулке, а затем — в здание Басманного районного суда Москвы. Однако само ходатайство следствия об аресте подозреваемого в суд так и не привезли. Ночь Белых провел в изоляторе временного содержания.
В Басманный суд поступило ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Никиты Белых, а сам он доставлен в суд, объявила журналистам пресс-секретарь Басманного суда Юнона Царева.
Защищать обвиняемого пришел адвокат Вадим Прохоров, в последнее время представлявший интересы семьи убитого политика Бориса Немцова.
Пока возле Басманного суда десятки журналистов ждут начала заседания, можно почитать пост руководителя Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального, бывшего советника Белых:
«Мы с ним последний раз общались в 2010 году. Сами понимаете, никаких дружеских, приятельских и любых других теплых чувств я к нему, после "дела Кировлеса" , не испытываю.
Сам Никита отказался давать на меня показания лично, хоть на него сильно давили, но все это дело было возможно только благодаря и официальной позиции областной администрации. <...> Ну а уж когда недавно, чтобы выслужиться перед АП, Белых поучаствовал в согласованной кампании "разорим Навального" и, спустя три года после процесса, предъявили мне и Офицерову иск на 16 млн рублей (который, конечно, был удовлетворен мгновенно, в одном заседании), у меня не стало совсем никаких иллюзий относительно него.
Тем не менее, все что я знаю о Белыхе, заставляет меня с большим удивлением смотреть на его вчерашнее задержание. Не знаком ни с одним из людей, чьи фамилии упоминаются, и рассуждаю чисто теоретически, но мне крайне сложно представить, чтоб Белых вот так получал взятку. Наличными. В московском ресторане.
Да еще и пальцы светятся в ультрафиолете, он что там, сидел в "Лотте-Плазе" и пересчитывал купюры по сто евро?
Это прям сильно на него не похоже».
По данным источников «Интерфакса», задержание Белых проходило в «заведении» на 21-м этаже ТЦ Lotte Plaza в центре Москвы. На 21-м этаже этого высотного здания действительно расположен бар под названием «Калина».
«Kalina Bar — это бар c огромной картой коктейлей, c залом караоке и летней верандой. Одновременно и клуб, и ресторан, где люди встречаются, знакомятся, общаются, свободно передвигаясь по залу, создавая иллюзию Perpetuum Mobile, превращаясь в сверкающую и парящую молекулу московского Броунова движения. Эта атмосфера, это настроение, этот пульс — то, ради чего стоит ходить в Kalina Bar», — такое описание места задержания «Медиазона» нашла на сайте заведения.
Нас поправляют читатели. Белых, похоже, взяли не в баре «Калина» на 21-м этаже, как уверяли источники «Интерфакса», а в том же здании, но на первом этаже в ресторане Megu (интерьеры в нем действительно гораздо больше похожи на те, что запечатлены на знаменитых кадрах СК).
«MEGU — модный ресторан современной японской кухни. В переводе с японского megu означает "благословение". <...> Недавнее нововведение Московского MEGU — аквариум с живыми морскими обитателями. Настоящие гурманы могут не только любоваться экзотическими красотами подводного царства, но и отведать свежайшие деликатесы: камчатского краба, устрицы, лобстеров, гребешков и моллюсков».
В зал запустили журналистов. Белых ходит по клетке в том же костюме, в котором был вчера во время задержания, передает корреспондент «Медиазоны» из зала суда. Губернатор уже без галстука, но с ремнем (хотя правила конвоирования задержанных предполагают, что его быть не должно). Белых о чем-то переговаривается с адвокатом Прохоровым.
Решать вопрос об аресте Белых будет федеральный судья Артур Карпов.
Карпов известен тем, что арестовывал фигурантов многих резонансных дел, но такова участь судей Басманного суда: именно здесь, по месту нахождения органа следствия, рассматриваются ходатайства Главного следственного управления СК. Судья Карпов отправлял в СИЗО и губернатора Сахалина Александра Хорошавина, и фигурантов дела БОРН, и обвиняемых по «болотному делу».
Судья Карпов зашел в зал. Белых называет свое имя, дату рождения, место рождения, образование. Семейное положение — разведен. Трое детей, старшему сыну нет 14-ти лет.
— Кем работаете?
— Глава Кировской области.
— Как должность правильно называется?
— Губернатор — председатель правительства Кировской области.
Фактически Белых, по его словам, проживает в загородной резиденции правительства Кировской области. Ранее не судим. Хронических заболеваний не имеет.
Выступает старший следователь по особо важным делам управления СК по расследованию особо важных дел Роман Мухачев. Он просит приобщить документы о состоянии здоровья Белых и результаты оперативно-розыскных мероприятий, представленные ФСБ. Мокачев говорит, что Белых, согласно имеющимся в распоряжении следствия данным, может оказать давление на свидетелей.
Участники процесса знакомятся с ходатайством. Прокурор: «Полагаю возможным приобщение».
Адвокат хотел отдать документы обратно судье; Белых: «Дай». Тоже читает бумаги. Мотает головой, закатывает глаза.
«Ваша честь, можете приобщить. Но содержание не сответствеут действительности. Никаких планов по сокрытию от суда, выезду за границу у меня не было и нет», — отвечает Белых на вопрос судьи по ходатайству и возможности его приобщения.
Прохоров говорит о необоснованности действий ФСБ. Второй адвокат Сергей Тетерин согласен с коллегой и говорит, что представленные суду справки не подтверждены фактически.
Адвокат Прохоров говорит о необоснованности ареста в случае Никиты Белых. «Заключение под стражу — это исключительная мера пресечения, которая применяется в случае невозможности другой, более мягкой меры пресечения», — ссылается на УПК адвокат.
Он говорит, что защите необходимо время для сбора документов и доказательств в пользу Белых, что адвокатам нужно подготовиться, чтобы ответить на ходатайство следователя. Прохоров просит отложить заседание как минимум на сутки.
Белых: «Я считаю, ваша честь, что адвокат абсолютно правильно обратился с данным ходатайством, потому что времени на ознакомление с материалами было мало». Задержанный губернатор считает, что у адвокатов должно быть столько же времени на подготовку, сколько у следователя.
Следователь возражает. Говорит, что представленных в суде материалов достаточно для вынесения решения об аресте. Прокурор, ссылаясь на УПК, говорит, что времени для ознакомления с материалами у защиты было достаточно, а адвокаты не назвали документы, которые собираются представить, и их количество.
Прохоров поясняет, что защитники будут собирать характеристики, наградные листы, возможно, поручительства, свидетельства о рождении и о праве собственности.
«На самом деле он страдает сахарным диабетом», — отмечает адвокат Тетерин, поясняя, что Белых не был точен, отвечая на вопросы судьи в начале заседания. Сам кировский губернатор говорит, что был болен сахарным диабетом, но прошел курс лечения. При этом он давно не проверялся у врача и не знает, есть ли у него заболевание сейчас.
— Может, еще у вас есть хронические заболевания? А то вот защитники… — спрашивает судья Карпов.
— Защитники ко мне относятся более бережно.
Судья отказывает в ходатайстве. Говорит, что задержан Белых был вчера, а на ознакомление с материалами адвокатам отвели полтора часа.
Следующее ходатайство защиты — приобщить копии свидетельств о рождении двоих из трех детей губернатора. Также адвокат Прохоров просит приобщить копии паспорта жены Белых и свидетельства о регистрации в Подмосковье. Эти документы Прохоров приобщает в качестве основания для возможной меры пресечения, не связанной с заключением под стражу.
«На данный момент все. К сожалению, остальных документов у нас пока нет», — говорит Прохоров. Адвокат Тетерин поддерживает коллегу.
Следователь и прокурор не возражают.
— Вы можете присесть, — обращается к Белых Карпов.
— Я постою.
Следователь зачитывает свое ходатайство об аресте. Называет статьи. «Вчера в 18 часов 50 минут Никита Белых задержан в качестве обвиняемого. Белых допрашивали в качестве обвиняемого…». Пересказывает версию следствия о получении взятки в размере 400 тысяч евро, или примерно 24 млн рублей
Сам Белых, по словам следователя, не отрицает факт получения денежных средств, но не согласен с тем, что эти деньги были взяткой; он утверждает, что евро предназначались для нужд города. Следователь отмечает, что преступление Белых относится к категории особо тяжких, направлено «против государственной власти» и «носит системный характер». Говорит, что Белых использовал служебное положение и получил взятку за исполнение действий, входящих в его полномочия.
Следователь уверяет, что его версия подтверждена данными оперативно-розыскной работы. «Задержан с поличным, на нем обнаружены следы преступления, очевидцы указали на него как на лицо, совершившее преступление», — продолжает сотрудник СК. Перечисляет основания для ареста: может оказывать давление на свидетелей, уничтожить вещдоки, вступить в сговор с посредником, скрыться. Иная мера пресечения, кроме ареста, может помешать следствию.
«Учитывая обстоятельства задержания Белых с поличным, Белых может продолжить заниматься преступной деятельностью», — зачитыват следователь.
Сведений о заболеваниях, которые препятствовали бы аресту Белых, у следствия нет.
Слово берет прокурор. По его словам, обоснованность обвинения представлена в материлах дела. Представитель надзорного ведомства поддерживает ходатайство об аресте Белых.
— Ваше мнение по ходатайству? — обращается судья Карпов к губернатору.
— Ваша честь, считаю ходатайство необоснованным. Что касается содержания дела, я давал комментарии следствию вчера. Я готов комментировать следствию каждую из заявленных позиций. Я вины не признаю. Взяток не брал, не беру и делать это не собираюсь. Что касается давления на следствие, свидетелей, уничтожения документов: нет у меня такого желания, и нет возможности, — отвечает Белых. — Я готов сотрудничать со следствием. Каждое свое слово готов подтвердить, прокомментировать.
Белых просит не арестовывать его.
Выступает адвокат Прохоров. Снова говорит, что необходимость ареста должна быть фактически обоснована: «Обоснование сводится к перечислению того, что в принципе Никита Юрьевич может скрыться».
Адвокат говорит об отсутствии у губернатора билетов «на самолет или пароход». «Можно и подписку о невыезде, и залог, домашний арест в крайнем случае, но просят избрать максимально возможную меру. При этом никаких оснований нет», — считает адвокат. Прохоров опять напоминает, что у Белых трое несовершеннолетних детей, рассказывыает о его наградах, но говорит, что представить их сегодня в суде не получится, поскольку они находятся в Кировской области. Защитник ссылается на УПК, Европейскую конвенции о правах человек и повторяет, что арест — это исключительная мера пресечения.
Высшее должное лицо субъекта Российской Федерации — выборная должность, продолжает Прохоров. «Получается парадокс, что выборное лицо поселка или самоуправления попадает под эту статью, а губернатор, выбранный сотнями тысяч людей, не попадает?» — говорит Прохоров о норме УПК по рассмотрению дел в отношении спецсубъектов.
«Мы просим отказать в удовлетворении данного ходатайства», — заключает защитник, передавая слово коллеге.
Слово берет адвокат Тетерин. Он тоже заводит речь об исключительности такой меры пресечения, как заключение под стражу. Подчеркивает, что у Белых трое детей. Называет доводы следователя о необходимости ареста субъективными.
«У нас что, в высших правоохранительных органах коррупция, что ли?» — комментирует адвокат Тетерин аргумент следствия, согласно которому Белых сможет выспользоваться связями среди высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов. Защитник говорит, что Белых нуждается в проверке на диабет, поскольку «это такое заболевание, которое то исчезает, то появляется».
Адвокат предлагает судье избрать в качестве меры пресечения залог или домашний арест.
Снова выступает адвокат Прохоров. «Если есть проблема с избранием хоть какой-то меры пресечения, есть достаточная возможность с избранием домашнего ареста — свидетельство (о собственности на квартиру — МЗ) предоставлено», — говорит Прохоров. Защитник добавляет, что возможен и залог, но его сумму он пока назвать не готов.
Выступает Белых.
«Я считаю себя невиновным. Чтобы в законном порядке доказать свою невиновность, я готов сидеть под домашним арестом, [хотя] это тоже избыточная мера. Я не собираюсь покидать страну. Я действительно хочу доказать свою невинвность. Я успешный человек. Я хочу success story. Я хочу доказать, что не брал взятку», — объясняет кировский губернатор.
Губернатор говорит, что не хочет заниматься перепиской с Европейским судом.
«Я хочу доказать свою невиновность. Если мера пресечения будет избрана в виде залога или домашнего ареста, это точно не помешает следствию», — уверяет Белых.
«Вероятность наступления негативных последствий, подтвержденных представленными материалами, не будет предупреждена избранием меры пресечения в отношении Белых иной от заключения под стражу», — косноязычно возражает следователь. Прокурор поддерживает представителя СК.
Судья знакомится с материалами дела и перечисляет документы: протокол допроса в качестве обвиняемого, протокол задержания в качестве обвиняемого, заявление в адрес ФСБ о противоправных действиях, протокол осмотра места происшествия (все — от 24 июня). Также среди материалов водительское удостоверение, протокол допроса свидетелей, документы о назначении и избрании Белых губернатором, заканчивает Карпов.
Судья наконец уходит на решение, предупреждая присутствующих, что вернется минут через сорок.
Судья Карпов вышел. Зачитывает свое постановление. Перечисляет данные кировского губернатора: дата рождения, место проживания, должность, семейное положение. Переходит к доводам обвинения.
Преступление направлено против госвласти и интересов госслужбы, носит дерзкий характер, перечисляет судья формулировки следствия. «Использовалл служебное положение для получения взятки», — зачитывает Карпов. Упоминает о наличии у Белых связей в правохранительных органах и возможности оказывать давление на свидетелей.
Прокурор поддержал ходатайство, продолжает судья. Он указывает, что сам Белых назвал необоснованным ходатайство следователя, утверждал, что не собирается скрываться от следствия и просил избрать иную меру пресечения. Пересказывает позицию адвокатов: домашний арест или залог вместо заключения под стражу.
После заседания адвокат Тетерин рассказал, что вчера присутствовал на следственных действиях с Никитой Белых. На вопрос, представляет ли он интересы губернатора по соглашению или по назначению, Тетерин ответил: «Какая вам разница?».
«Новая газета» приводит комментарий адвоката Прохорова: «Мой подзащитный не признает себя виновным, и я уверен, что у него будет возможность это доказать, хотя вообще-то это дело следствия. Предметом обсуждения сегодня был единственный вопрос: меры пресечения. И, хотя следствие не представило ни одного фактического обстоятельства, как обычно, впрочем, это и делается, суд решил избрать мерой пресечения арест. Мы считаем это решение неправосудным и будем обжаловать его в Мосгорсуде».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке