На предыдущем заседании 15 декабря присяжные попросили прокуроров повторить фабулу обвинения и рассказать, кто из подсудимых в чем обвиняется.
После этого в суде выступила Зулай Губашева — пожилая мать братьев Губашевых. Она рассказала, что кроме сыновей знает еще своего племянника Заура Дадаева и односельчанина Хамзата Бахаева. По ее словам, братья приезжали домой из Москвы два-три раза в год, и каждый раз это был сюрприз.
— Присяжные, оправдайте моих мальчиков! Они уже так долго невиновные тут сидят. Найдите настоящих убийц! — плача, обратилась к присяжным Зулай Губашева.
Из показаний, которые она давала во время следствия, выяснилось, что Анзор прилетел домой 28 марта 2015 года, а Шадид приехал на своей машине 4 марта. С собой у братьев было около 600 тысяч рублей, которые они собирались потратить на покупку участка.
Адвокат Магомед Хадисов продемонстрировал присяжным данные системы «Поток», показавшие, что BMW Шадида Губашева не был в тех местах, где следили за Немцовым. А в день убийства Шадид был у своего дяди, что подтверждает биллинг мобильного.
— Пусть он был у дяди, нам это все равно, — парировала прокурор Мария Семененко.
Гособвинители показали детализацию телефона Шадида Губашева, согласно которой тот 29 и 31 октября, 5 ноября был в районе коттеджного поселка Бенилюкс, где расположен дом Бориса Немцова. Шадид объяснил, что он там работал — возил стройматериалы на своем КАМАЗе — а, к примеру, 29 октября был не в Бенилюксе, а в СНТ «Лира».
Подсудимых заводят в зал. Позади них полицейский ведет овчарку, которая рычит на обвиняемых.
На заседание сегодня в числе слушателей пришла мать братьев Губашевых с молодой девушкой, возможно, тоже родственницей подсудимых.
В зале появляется прокурор Мария Семененко, а следом за ней — судья Юрий Житников. Он сообщает, что на сегодня запланированы оглашение детализации звонков Немцова и допрос свидетелей.
— Мы связывались со свидетелем Алиевым, он обещал приехать сегодня, но вот пока не приехал, — говорит судья. Предполагалось, что сегодня в суд вновь вызовут двух свидетелей защиты, одного из которых — Виктора Тымко, начали допрашивать в среду, 14 декабря. Тогда завершить допрос и пригласить в зал второго свидетеля не удалось, потому что в суд доставили не все необходимые адвокату вещдоки.
Входят присяжные. К ним обращается Семененко:
— Уважаемые присяжные, мы изучим сейчас детализацию Бориса Немцова в октябре-ноябре 2014 года.
Детализация Немцова представлена за период с 1 января 2014 года до момента убийства.
— Телефон работал, и когда Борис Ефимович уже лежал на мосту. Ему поступали звонки, какие-то сообщения, но он уже не мог ответить, — уточняет прокурор.
Гособвинителей интересует 28-29 октября (29-го телефон Шадида Губашева, согласно биллингу, находился в районе поселка Бенилюкс).
Весь день 28 октября Немцов, согласно детализации, был в Ярославле. Прокуроры показывают присяжным таблицу с ноутбука.
— Это пока 28 октября, — напоминает Семененко.
На прошлом заседании гособвинители показали данные биллинга от 29 и 31 октября, а также 5 ноября 2014 года, по которым Губашев был районе поселка Бенилюкс. Подсудимый объяснил, что возил в соседние деревни грузы на своем КАМАЗе, а 29 октября приезжал не в Бенилюкс, а в СНТ «Лира», расположенное недалеко от поселка.
— Он находился в Ярославле, только улицы меняются, — объясняет прокурор данные детализации номера Немцова.
29 октября первое соединение в два часа ночи, Немцов все еще в Ярославле. До 14:28 он находится в Ярославской области, в 15:44 — во Владимирской области, 16:48 — в Пушкинском районе, 17:11 — на улице Холмогорская, 17:57 — на улице Новокузнецкая, 18:18 — на улице Пятницкая, в 20:01 — на Малой Ордынке, в 23:23 — на Раушской набережной, в 23:26 — на Новом Арбате, 19.
Только 30 октября в 9:59 Немцов оказывается в своем загородном доме. В этот день Шадида Губашева в Бенилюксе не было, зато Немцов был там весь день. Затем его телефон забиллингован в деревне Чесноково, Никулино и других расположенных рядом населенных пунктах. В 21:00 политик был дома на Малой Ордынке.
В 11:32 31 октября Немцов был в доме отдыха поселка Снегири Истринского района.
— Нас интересует, где был Немцов в 15:14, когда телефон Шадида находился в Бенилюксе, — говорит прокурор.
Согласно детализации, в 15:14 Немцов был в Снегирях, а к 17:55 он вернулся в квартиру на Малой Ордынке, 3. Расстояние от Снегирей до поселка Бенилюкс составляет почти 30 километров.
Теперь прокуроры переходят к детализации за 1 ноября. В 11:36 Немцов зафиксирован на улице 1905 года, в 12:53 — Большая Ордынка, а затем в аэропорту Домодедово. Потом он находится в роуминге, и перемещения политика оператор фиксировать не мог. Немцов возвращается в Россию 11 ноября.
Прокурор Семененко переходит к автомобилю ZAZ Chance, на котором, по версии следствия, за Немцовым следили убийцы:
— Уважаемые присяжные, я хотела бы вам показать теперь том 30, страница 73. 17 ноября в 08:07 в районе Голиковского переулка за неправильную парковку оштрафован автомобиль ZAZ, в котором были найдены следы в том числе и Шадида Губашева.
12 декабря в 12:00 автомобиль находится на Малой Ордынке. 27 января 2015 года он припаркован возле дома Немцова в Голиковском переулке. 30 января в 19:06 и в 20:00 ZAZ снова стоял в Голиковском переулке у выездных ворот дома Немцова. 3 февраля машина дважды была зафиксирована у дома политика — в 10:06 и в 13:25. 11 февраля в 19:44 ZAZ зафиксирован там же.
— Уважаемые присяжные, все было представлено просто блестяще прокурором. Но вот на что я хочу обратить внимание: 31 октября мой подзащитный находился в резиденции Бенилюкс, но Немцов находился в поселке Снегири. 5 ноября не установлено местонахождение Немцова, а мой подзащитный занимался в Истринском районе тем, чем должен — грузоперевозками, — говорит Магомед Хадисов, защитник Шадида Губашева.
В зал заходит свидетель Виктор Тымко, которого начали допрашивать 14 декабря. Тогда он рассказывал, что вместе с Шадидом несколько лет возил грузы, в том числе в поселок Бенилюкс.
Свидетелю показывают карту с населенными пунктами. Бумажную карту держат адвокаты Муса и Магомед Хадисовы. Свидетель по просьбе защитника показывает, где жил Губашев, и рассказывает, как ехать в Бенилюкс.
Зрительница в зале громко шепчет свидетелю: «Ручку возьми, громче говори!». Пристав делает ей замечание.
По просьбе адвоката свидетель показывает, где находятся СНТ «Лира», поселки Шервуд, Маслово, Чесноково и деревня Козино. От Козино до Бенилюкса всего 15 километров.
Адвокат Магомед Хадисов долго шелестит бумажками и разворачивает какие-то вещи. Шадиду показывают черный свитер. Он говорит, что свитер не его, свидетель тоже не помнит, ходил ли в нем Шадид.
Затем адвокат показывает Губашеву бежевую олимпийку на молнии.
— Это моя, да. На ней нашли следы какой-то капсулы, а моей генетики там не нашли, это странно, да? — говорит Шадид.
Защитник также показал строительную куртку и бейсболку. По словам Шадида, куртка ему не принадлежит.
— На бейсболке тоже капсула, но нет генетики моей, — добавляет подсудимый. По его словам в олимпийке и бейсболке он был при задержании.
Свидетель Тымко говорит, что получил детализацию своего номера за октябрь-декабрь. Он передаст ее Хадисову.
Следующий свидетель — Василий Тымко, он занимается частным извозом.
— Русским языкам владеете? — спрашивает судья.
— Да, в совершенстве!
Этот свидетель приходится отцом Виктору Тымко, допрошенному перед ним. Он общался с братьями Губашевыми и Хамзатом Бахаевым. Отношения были дружескими — свидетель заходил к ним в гости.
Отвечая на вопрос Магомеда Хадисова, Василий Тымко говорит, что никогда не видел автомобиль ZAZ и оружия у Шадида. Адвокат спрашивает про политические взгляды Губашева.
— Они нормальные люди, нашу веру уважают, в Христа верят, — говорит свидетель.
Про политику они никогда не говорили. Губашевы и Бахаев, по его словам, даже никогда не выпивали.
Сам свидетель тоже занимался грузоперевозками — возил песок. Однажды был в Бенилюксе, но потом «попал в черный список»:
— Там надо было с одной улицы на другую проехать, ну и я песок там рассыпал, и меня больше не пускали.
Вопросы от защитника Хамзата Бахаева Заурбека Садаханова. Свидетель знает Бахаева — «не совру — лет семь».
— Вы были в доме Бахаева?
— Был. Да, был.
— Там два входа было?
— Нет, ну это маленький сарайчик, там только один вход был.
Бахаев оправдывается: раньше они жили в другом съемном доме, там действительно был один вход. Прокурор заинтересовалась этими показаниями свидетеля и просит рассказать поподробнее.
— Да у него и первый дом, и второй был с одним входом.
— А на второй этаж через первый надо было заходить?
— Ну а как? Конечно.
Садаханов задает вопрос сыну свидетеля, который после дачи показаний остался в зале.
— Поясните, ваш отец говорит про двери...
— Я вас сразу предупреждал: мой отец после двух инфарктов, он может много не помнить. Я удивлен, что он уже так много говорит.
По просьбе защитников Губашев и Бахаев еще раз говорят, что они жили раздельно.
К свидетелям вопросов больше нет, присяжных отпускают до завтра.
Прокурор Семененко просит приобщить справку с КПП в поселке Бенилюкс. Прокуроры спрашивали у ЧОП поселка, приезжал ли КАМАЗ с номерами Шадида Губашева на КПП в конце октября-ноябре 2014 года в Бенилюкс. Ответ: не приезжал.
Представители потерпевших не возражают против приобщения документы.
Адвокат Заура Дадаева Марк Каверзин просит судью приобщить ходатайство об уточнении у ЧОПа, велся ли журнал на КПП, как его вели, как он выглядит и как долго хранится. «Потому что в бумаге говорится, что они хранятся меньше года, и этот момент нам не ясен», — говорит адвокат.
Остальные защитники поддерживают ходатайство Каверзина.
За дверью слышно, как присяжные громко переговариваются. Тем временем, подсудимые обсуждают ответ ЧОПа вместе с защитниками.
Судья Житников в итоге приобщает к материалам дела ответ охраны Бенилюкса. Решение по ходатайству Каверзина он вынесет позже.
Заседание продолжится завтра в 11:00.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке