В период с 28 сентября по 1 октября 2015 года Алексей Навальный не явился в инспекцию из-за того, что находился в отпуске, о чем своевременно инспекцию не уведомил, отмечает ФСИН. 15 октября он не явился в связи с плохим самочувствием, однако за медицинской помощью не обращался и подтверждающих документов инспектору не предоставил. 5 ноября он вновь не пришел в инспекцию в связи с краткосрочным отпуском. В связи с этим ФСИН обратилась в суд с просьбой изменить Навальному наказание с условного на реальное.
30 декабря 2014 года Алексей Навальный и его брат Олег были признаны Замоскворецким судом Москвы виновными по делу о хищении средств компании « Ив Роше». Алексей получил 3,5 года условно, его брат – 3,5 года реального срока лишения свободы и сейчас отбывает наказание в ИК-5 Орловской области. В конце июня суд отказал ему в УДО,
Ранее ФСИН уже требовала заменить Алексею Навальному условное наказание на реальный срок лишения свободы, тогда речь шла о приговоре по делу «Кировлеса». Люблинский районный суд Москвы в тот раз просьбу ведомства отклонил.
Судья вошла в зал. Навальный называет дату и место рождения и адрес, по которому он зарегистрирован.
— Доверяете суду слушать дело? — уточняет судья.
— Не очень, если честно, но не вижу смысла заявлять отвод, — отвечает Навальный. Он ходатайствует о разрешении журналистам съемки, потому что не видит в этом процессе ничего секретного. Оппозиционер исходит из того, что процесс открытый, поэтому считает, что можно разрешить снимать. Судья возражает, что есть определенный порядок видеосъемки.
— То есть отказываете? – спрашивает Навальный.
— Нет, почему? Пусть заходят, снимают.
Представитель ФСИН начала оглашать заявление об изменении Навальному условий отбывания наказания, однако ее перебил корреспондент телеканала «Дождь» Владимир Роменский — он встал и попросил судью пустить камеры. Позвали операторов, а представитель ФСИН продолжила читать представление.
Сотрудница ведомства рассказывает, как Навальному объясняли его обязанности: являться в уголовно-исполнительную инспекцию дважды в месяц в установленные дни, однако он эти предписания нарушил.
Навальный четыре раза пропустил дни, когда должен был отмечаться у инспектора.
Камеры тем временем пустили в зал, но тем, кто сидит на лавках, запретили снимать. Навальный поясняет, что судья разрешила снимать всем. Пресс-секретарь суда сказала, что если те, кто сидят на лавках, хотят снимать, пусть становятся к камерам.
Адвокат Кобзев объясняет, что он 6 июля лично явился в инспекцию и уведомил, что Навальный не сможет явиться 7 июля, потому что находится в отпуске, и явится 11 июля, как только приедет в Москву, что и было сделано.
Адвокат отмечает, что по делу «Ив Роше» Навальному ни разу не продлевали испытательный срок и не устанавливали дополнительных обязанностей, а инспекция за такие короткие незначительные пропуски хочет изменить наказание на реальный срок заключения.
— Уведомляй – не уведомляй, предоставляй документы оправдательные – не предоставляй, все наши аргументы тут не имеют значения, — говорит адвокат. Он просит судью не отменять его подзащитному условный срок. Адвокат Михайлова поддерживает коллегу и отмечает, что нарушения были незначительными: должен был явиться 1 октября, а явился 2 октября, и так далее. Михайлова считает, что инспекция злоупотребляет обращением в суд.
— Я хотела бы отметить, что в этом представлении указано, что в течение восьми месяцев Навальный являлся точно в назначенные даты, но тем не менее там написано, что срок нужно заменить на реальный, – говорит судье Михайлова. По ее словам, все время нахождения Навального под присмотром этой инспекции, он являлся дважды в месяц, как и было предусмотрено. Михайлова просит отказать ФСИН.
Адвокат подчеркнула, что представление ФСИН оформлено таким образом, что создается впечатление, будто ведомство просит изменить условный срок заключения на условный срок заключения.
«… Прошу суд рассмотреть вопрос об отмене условного осуждения назначенного апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 17.02.2015 Навальному Алексею Анатольевичу и исполнении наказания назначенного приговором Замоскворецкого районного суда города Москвы от 30.12.2014 года», — путано говорится в постановлении.
Теперь Алексей Навальный сам обращается к судье.
— ФСИН наблюдает за мной по двум делам. Я уже доказал в ЕСПЧ, что дело «Кировлеса» было сфабриковано. То же случится и с делом «Ив Роше». То же случится и с делом о клевете. Приговор [по этим делам] включает в себя незаконное преследование, в котором вы, – говорит Навальный судье,– принимаете непосредственное участие. Что касается сути: я должен отмечаться два раза в месяц. Было хоть раз такое, чтобы я не приходил два раза в месяц? Не было. Они хотят, чтобы я приходил в определенные даты, и это я делаю так чаще всего.
Также Навальный отмечает, что условное наказание предполагает его исправление, то есть чтобы он работал. И он постоянно указывает в анкете, что он работает: у него есть работа и есть отпуска. У него есть дети, у которых есть каникулы.
— Я вот суду предоставляю на обозрение справку с печатью и с чеком об аренде одноэтажного коттеджа на Ладожском озере и о пользовании резиновой лодкой с мотором 7-го числа. Я седьмого числа ездил на резиновой лодке с мотором. Я седьмого числа не совершал других преступлений. Мало того, уважаемый суд, во время моего пребывания в республике Карелия сотрудники ФСБ ходили за мной настолько плотно, что меня снимали на камеру и даже уху там рядом варили. Поэтому правоохранительные органы прекрасно знают, где я был. Это уже было три раза, пока я сидел под домашним арестом. Это было три раза, пока я условно осужден. Каждый раз они устраивают шоу и обвиняют меня в том, что это я устраиваю шоу, потому что прибегают камеры и меня снимают. Я хочу еще раз сообщить и ФСИН, и суду, и всем: единственный, кому вы треплете нервы — это моя жена, потому что ей каждый раз нужно собирать и разбирать сумку с вещами. На расследования ФБК это никак не повлияет, — обращается к судье Навальный.
Прокурор коротко сообщил, что он поддерживает представление ФСИН в адрес Навального.
— Может, прокурор как-то раскроет свою мысль? Почему он поддерживает? — интересуется Навальный. Но прокурор воздерживается от объяснений, а суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. Навальный начинает рассказывать журналистам, как за ним ходили с камерой, когда он гулял по набережной в Петрозаводске.
Навальный и его защитники все еще ждут судью.
— Если решение будет вынесено не в вашу пользу, какая дальше будет процедура? — спрашивает политика корреспондент «Дождя» Роменский.
— Роменский, тогда пишешь: «Все выходят на Манежку», — шутит Навальный, но потом поясняет, что если решение будет вынесено не в его пользу, он какое-то время проведет в Москве в СИЗО, а потом уедет в колонию. По его словам, сумку с вещами он на всякий случай взял с собой и оставил ее в машине.
Судья перечислила даты, когда Навальный, по данным ФСИН, отмечался у инспектора позже положенного времени. При этом она поясняет, что отмена условного срока является правом суда, а не его обязанностью. Судья обращает внимание представителей тюремного ведомства: несмотря на то, что Навальный четыре раза явился на регистрацию с опозданием, он является в инспекцию дважды в месяц.
Суд не усматривает в действиях политика «систематичности и злостности» и не находит оснований для отмены условного наказания.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке