На прошлом заседании допрашивали свидетелей обвинения. Двое из них – жильцы высотки, которые рассказали, что видели прыгавших со здания парашютистов.
Также выступил свидетель Иван Семенов из Красногорска, который после акции был задержан. Полицейские подозревали, что именно он показал парашютистам как приникнуть на крышу высотки. В суде огласили его показания на следствии, в которых он говорит, что об организаторе покраски звезды – украинском руфере Мустанге, он знал от общих знакомых.
Последним свидетелем во второй день судебных слушаний была Динара Игнатьева. Она рассказала, что видела руфера Мустанга перед акцией в компании Владимира Подрезова, единственного обвиняемого, который сидит в СИЗО, а также Кирилла Ишутина.
Ишутин выступал на первом заседании в качестве свидетеля обвинения. В середине февраля этого года суд приговорил его к году и десяти месяцам лишения свободы в колонии общего режима, признав виновным по части 2 статьи 228 УК (хранение наркотических веществ в крупном размере).
В судебном процессе сменился прокурор. Теперь сторону обвинения представляет Басюк, помощник прокурора Таганского района.
Несмотря на привод, свидетели не явились на заседание. К Минкову приезжали, но дверь открыла мать и сказала, что он уехал в Петербург, когда вернется — неизвестно. К телефону он не подходит. К Ангелине Николау тоже приезжали, но никто не открыл, а соседи сказали, что давно не видели жителей квартиры. Свидетель Волотков сейчас находится в Ярославле. Пояснить по телефону, когда вернется, он не смог.
Прокурор предложил исследовать материалы дела. Никто не возражает. Судья Марина Орлова оглашает постановление о возбуждении уголовного дела и карточку происшествия о том, что на звезде появился флаг, рапорт о задержании, а также о проникновении в здание. Там говорится, что злоумышленники в подъезд высотки в четыре часа утра, сломали замок, а ушли около семи часов утра.
Далее судья читает протоколы личного досмотра парашютистов — у них изъяты телефоны и одежда. Затем протокол осмотра джинсов Лепешкиной, в котором говорится, что «слева имеются многочисленные следы вещества зеленого цвета». Сама подозреваемая при задержании пояснила, что это следы покрытия между 27 и 28 этажом.
Судья зачитывает протоколы задержаний, постановление о принятии уголовного дела к производству, протоколы обысков в квартирах подозреваемых. Затем читаются материалы о создании следственной группы и о возбуждении дела по статье о вандализме, а также о том, что следователь усматривает в произошедшем признаки совершения преступления по статье о хулиганстве. Далее судья переходит к постановлениям о привлечении парашютистов в качестве обвиняемых.
Зачитывается рапорт об обнаружении поста Ушивца (Мустанга) в фейсбуке, который он опубликовал после задержания парашютистов.
«Я, Григорий (он же Mustang Wanted), гражданин Украины, вынужден не красного словца ради сделать признание, направленное на освобождение обвиняемых в хулиганстве невиновных российских граждан, которые имеют все шансы стать жертвами широко известного своей справедливостью российского правосудия. Я и есть тот самый человек, который в порыве искренних патриотических чувств забрался на крышу высотки на Котельнической набережной, и перекрасил украшающую ее звезду в цвета нашего родного украинского флага», — писал руфер.
Судья продолжает оглашать материалы дела. Среди них есть протокол выемки смс-сообщений Погребова, в котором говорится о вопросе подсудимому от контакта «Марго». Она спрашивает у Погребова в смс: «Это не вас с Енотом на высотке замели?».
Это вызывает смех среди адвокатов. Дело в том, что ранее «Енотом» Погребова называл свидетель обвинения Ишутин: он говорил, что человек с такой кличкой — единственный бейсджампер, с которым он знаком, а позже вспомнил, что в СИЗО адвокат «подсказал» ему, что «Енот» и Погребов — это один и тот же человек. Ранее при этом он дал показания, что встречал Погребова.
Теперь прокурор читает протокол обыска у Ишутина: «Найден футляр, в нем вещество зеленого цвета в пакетике, предположительно растительного происхождения». После экспертизы именно из-за этого вещества в отношении Ишутина было возбуждено дело по части 2 статьи 228 УК (хранение наркотических веществ в крупном размере).
Судья оглашает третий том дела, который по большей части содержит протоколы осмотра социальных сетей. Согласно им, все бейсджамперы есть в друзьях друг у друга, а Подрезова или Мустанга ни у одного из них в друзьях нет. Потом перечисляется 100-страничный протокол осмотра страниц обвиняемых и свидетелей «Вконтакте». Там много фотографий Ишутина и Мустанга с крыш.
Далее рапорт об осмотре страницы Мустанга. Там подчеркивается, что он участвует в «национал-социалистическом батальоне "Азов"». Затем вновь фотографии Ишутина, Подрезова и парашютистов. Судья говорит скучающе: «Кто где висит, кто где лазит, всякие виды с высоты птичьего полета». Затем переходит к постановлению о привлечении Ушивца в качестве обвиняемого.
«Он же (Ушивец) совершил хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам политической, идеологической ненависти группой лиц по предварительному сговору. Так Ушивец, совместно с Коротковой, Лепешкиной, Погребовым, Подрезовым, Широкожуховым и неустановленными лицами 20 августа с 04 часов 01 минуты до 07 часов 09 минут […] из хулиганских побуждений, грубо нарушая общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу по мотивам политической и идеологической ненависти, в нарушении действующего законодательства, закрепили полотнище флага Республики Украина на шпиле высотки, а также нанесли красящее вещество на элементы здания, которое является объектом культурного наследия регионального значения, после чего с места преступления скрылись», – говорится в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого Ушивца (Мустанга).
К делу приобщены некоторые из комментариев пользователей социальных сетей, которые обвиняют Мустанга в преступлении.
Читают постановление о том, что социальная сеть «ВКонтакте» дала разрешение на изъятие переписки обвиняемых, равно как и телефонный оператор «МТС». В переписке подсудимых упоминания о звезде и ее перекраске не встречаются.
Далее читают том дела с различными биологическими экспертизами, в том числе об окурках и пивных бутылках, на которых ДНК обвиняемых не найдены. Далее экспертиза файлов с камер парашютистов, а также протокол осмотра их мобильных телефонов.
Прокурор протяжно просит перерыв на 10 минут, судья нехотя разрешает.
Заседание продолжается. Оглашается протокол выемки видеозаписи, на которой запечатлен прыжок с камер наблюдения: зафиксирован двор дома, потом в него по очереди прыгают парашютисты. Далее расходная накладная о покупке краски и протокол опознания Ушивца по фотографии, предъявленной продавцам из магазина. Никто его не узнает.
Судья читает протокол явки с повинной Подрезова, которые совпадают с первоначальными показаниями. Далее зачитывается экспертиза по веществу, найденному у Ишутина –это наркотическое средство, входящее в запрещенный правительством список.
Теперь оглашаются компьютерные экспертизы планшетов, ноутбуков и телефонов. Затем исследование на полиграфе свидетеля Ангелины Николау, не явившейся на сегодняшнее заседание. В заключении говорится, что, вероятно, она говорит правду.
Подсудимые парашютисты взяли 51 статью Конституции о праве хранить молчание и поэтому отказались от полиграфа, а Подрезову его пройти не предлагали.
Оглашается исследование переписки «ВКонтакте». «В ходе исследования этих материалов специалисты постановили, что информации, указывающей на прямую связь между Подрезовым, Мустангом и парашютистами среди них нет», – говорится в документе.
Отдельно оглашается переписка во «ВКонтакте» Ишутина и Мустанга. Сообщения с упоминанием звезды на высотке стали поступать последнему уже после ее покраски: таким образом, ни с какими парашютистами во «ВКонтакте» не договаривался. Ранее свидетель Ишутин утверждал, что Мустанг, не упоминая имен, говорил ему, что нашел в социальных сетях бейсджамперов, готовых прыгнуть с высотки в поддержку акции.
Протокол осмотра видео с камер GoPro, установленных на шлемах парашютистов. Там подсудимые готовятся к прыжку, обсуждая рабочие моменты, а затем прыгают с парапета высотки. Затем оглашаются протоколы осмотра видеозаписей с камер наружного наблюдения. На них видно, что парашютисты и Подрезов с Ушивцом заходят и выходят в абсолютно в разное время.
По поводу этой фотографии судья спрашивает, кто эти двое. Подрезов встает и отвечает: «Это я и Ушивец, мы выходим из подъезда после того, как забирались на здание».
Оглашаются протоколы осмотра парашютов и «книжек парашютиста», вещей из сумочек девушек, фонарика, сигарет и других мелочей. Перечисляются спортивные грамоты, среди которых о причислении Погребову звания «Главная звезда центра» (имеется ввиду парашютный центр, в котором он занимался). Судья читает: «Самый лучший трюк-соскок». Улыбаясь, Орлова спрашивает, что это за трюк такой. Потом смотрит характеристику со службы в армии, и вслух, улыбаясь, читает: «Хранить государственную и военную тайну умеет». Далее читает оставшиеся положительные характеристики на Погребова.
Потом Орлова зачитывает аналогичные документы, касающиеся Широкожухова. Там есть справка о том, что у него был перелом обеих стоп и справка с работы о том, что он положительный сотрудник и никогда никаких антиправительственных высказываний от него никто не слышал. Аналогичные характеристики зачитываются и в отношении подсудимых девушек.
Оглашается информация о Мустанге из материалов дела. Там есть постановление следователя о выделении материалов в отношении него в отдельное производство, за которым последовал отказ старшего следователя.
Судья читает постановления о привлечении в качестве обвиняемых, различные характеристики и информацию о судимостях. У Погребова и Лепешкиной есть два административных штрафа за нарушения пропускных режимов различных объектов.
Читает постановление о привлечении в качестве обвиняемого Подрезова, в котором говорится про его судимость за кражу, и его медицинские справки. Адвокат перебивает: «У него хроническая сильнейшая аллергия, нужны дорогие лекарства». Судья просит рассказать об этом попозже.
Один из присутствующих говорит, что 27 августа свидетель Ангелина Николау вернется из Таиланда. Защита настаивает на том, что она должна быть допрошена. В итоге стороны решают, что Николау вызовут на 28 августа.
Судья предлагает посмотреть видеозаписи прыжков. Короткова говорит, что ей очень плохо и выбегает из зала (в перерыве она жаловалась адвокату на тошноту). Вслед за ней зал покидает Погребов, который идет искать приятельницу.
Прокурор, видя отсутствие двоих подсудимых, спрашивает, есть ли в зале представитель ФСИН и разрешил ли он Коротковой и Погребову свободно перемещаться. «А они все очень хорошо характеризуются», – отвечает судья на его замечание и отворачивается.
Стороны обсуждают вопрос о том, как дальше будут продолжаться заседания. Беременная Лепешкина просит не назначать их на каждый день, потому что ей тяжело. В ответ защищающая Подрезова адвокат Нина Савиных и начинает протестовать на повышенных тонах: «Она подсудимая, вот и пусть ходит каждый день на заседания! Я вообще сейчас в отпуск возьму и уйду! Почему они должны дома сидеть, а мой там в СИЗО сидит, от аллергии задыхается!». Судья просит ее прекратить. Адвокат Савиных садится, но потом не выдерживает и добавляет: «Больная – пусть ложится в СИЗО и там лечится!»
Досмотрели видео с камеры Погребова.
– Звезда в это время находится наверху, в 50-60 метрах. Поэтому ее вообще не видно, – говорит он.
– А на звезду вы поднимались? – спрашивает судья.
– Нет, зачем нам на нее подниматься. Мы бы не смогли с нее прыгнуть, потому что там внизу парапет.
– Чего ж вы с самолета не прыгаете? – смеется судья.
Погребов объясняет, что это скучно, а прыжки со статичных объектов более экстремальные.
Адвокат Лавров просит обратить внимание, что на записи есть звук, и парашютисты ничего про Украину и про звезду в ходе нее не говорят. Судья отвечает, что она знает и в деле есть распечатка разговоров.
Теперь просмотр видео с другой камеры. Погребов объясняет, что высота стены на площадке, с которой они прыгали, порядка семи метров, а от нее еще 70 метров до звезды. На этом видео с камеры, установленной на шлеме Широкожухова, звезду также не видно. Даже когда парашютист приземляется, она все равно не попадает в кадр: чтобы увидеть шпиль, нужно отойти от здания намного дальше.
Погребов объясняет, что для того, чтобы разобрать и собрать парашют нужно по часу времени примерно, поэтому они задержались на парапете так надолго.
«Хочу отметить, что мы прыгаем всегда на востоке и на закате, потому что в это время всегда штиль, а у нас ветер – это залог здоровья. Если будет дуть, то можешь столкнуться со зданием и получить травму», – объясняет Погребов.
Судья спрашивает, сколько лет они этим занимаются. Все подсудимые говорят, что больше пяти лет.
Короткова вновь выбегает из зала, а беременная Лепешкина говорит, что у нее больше нет сил.
Стороны выясняют, на какой день назначить следующее заседание. Вновь кричит адвокат Савиных, требуя проводить заседания чаще: «А Подрезов почему должен в СИЗО сидеть? Он хочет уже уехать на зону, если так надо, и все! Посмотрите на его эмоциональный фон! В конце концов его депрессия может вылиться в определенные действия!»
Подрезов говорит, что он готов дать показания прямо сейчас. В итоге заседание назначено на 27 августа, 13:00.
Адвокат Лавров, уходя, говорит Подрезову: «А у тебя там есть возможность загорать-то? Что-то ты какой-то бледный!». Находящийся в СИЗО руфер Подрезов отворачивается.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке