На прошедшем заседании были просмотрены последние видеозаписи из материалов дела, на которых запечатлены события 6 мая 2012 года на Болотной площади. После этого прокурор огласил список потерпевших силовиков, которые просили не вызывать их в суд и без них зачитать показания. Поскольку адвокаты сказали, что хорошо знакомы с материалами дела, прокурор не стал оглашать показания.
Также прокурор Костоев зачитал некоторые документы, которые не огласил во время исследования доказательств стороны обвинения: ответ ГУВД об обстоятельствах проведения совещания о согласовании акции и другие материалы, относящиеся к согласованию мероприятия.
Заседание началось с двухчасовым опозданием. Прокурор Костоев продолжил кратко оглашать показания потерпевших, которые направили в суд заявления о том, что не намерены участвовать в суде. Некоторых потерпевших известить не удалось вовсе, — так, открывшая дверь бабушка потерпевшего Прохорова сказала, что местонахождение внука ей неизвестно. Их показания по соглашению с защитой тоже были оглашены.
Потерпевшие Прохоров и Милованов рассказывали «об обстоятельствах несения службы на Болотной площади» 6 мая. Полицейский Тягашев говорил о том же.
На этом обвинение закончило предоставлять свои доказательства.
В деле есть протокол осмотра видеозаписи «Минаев Live», говорит прокурор, и если защита не будет оспаривать его содержание, то он предлагает запись не смотреть, поскольку она длится пять часов.
«С целью незатягивания рассмотрения дела, сомневаюсь, что в зале присутствуют люди, которые не смотрели эту запись, государственное обвинение считает возможным отказаться от ее просмотра».
Общественный защитник Сергей Шаров-Делоне просит зачитать из дела несколько материалов, характеризующих личность Ивана Непомнящих. Это протокол допроса его матери. Прокурор возражает, что она еще не допрашивалась, и, поскольку мама в зале, судья предлагает сразу ее и допросить.
Наталья Непомнящих рассказывает, что Иван — очень спокойный, воспитанный, добрый и заботливый, заботится о родителях и бабушке, хорошо общается с сестрой. Окончил Бауманский университет по связанной с гидравликой специальностью. «Агрессии я никогда не встречала у своего сына. Он спокойный человек, положительный».
— Вы что-нибудь знаете о его политических взглядах? — спрашивает адвокат Ольга Динзе (недавно сменившая свою фамилию Чавдар).
— Ну мы с сыном не общаемся на эту тему.
— Вы знали про митинг 6 мая 2012 года?
— Я слышала о том, что будет митинг, сын позвонил, когда выходил из дома, сказал, что поедет в Москву. Конкретно он не сказал, куда.
По словам матери, у Ивана больная спина, которая начинает болеть, когда он простывает, и есть заболевание желчного пузыря. У бабушек Ивана недавно был инфаркт, сердечно-сосудистые заболевания. Иван продолжает дружить со своими одноклассниками, «хорошие ребята», один химик. Живет Иван дома с матерью и сестрой, когда работал — жил в общежитии от завода.
— После того дня, когда прошел митинг, вам сын говорил, что он был привлечен к ответственности? — интересуется прокурор.
— Я говорю, я на такие темы с ним особо не разговаривала.
— А откуда вы узнали в первый раз, что он там был?
— Ну он, когда приехал, рассказал, что было.
Защита оглашает протокол допроса бабушки Маргариты Солоповой, поскольку та из-за болезни и возраста не может присутствовать в суде. Солопова рассказывает, что Иван живет сейчас вместе с ней под домашним арестом, а до этого приезжал по выходным, живя в Москве. Рассказывает, что отец и мать Ивана проживают отдельно, что он работал на предприятии под названием «Родина», не употребляет алкоголя и наркотиков. Бабушка вспоминает, что видела после 6 мая на Иване синяки и ссадины, но тот ответил, что «это его дело, он сам все знает». Тем не менее, Иван обращался в травмпункт.
Протокол допроса другой бабушки — Валентины Непомнящих — тоже оглашается. «По характеру Иван спокойный не грубый, уважает старших, очень вежливый». Знает о проблемах внука с желчным пузырем и часто болеет простудой. Иван о своем участии в каких-либо митингах ей не рассказывал. «Он по характеру очень молчаливый, даже скрытный человек, он в свои проблемы личной жизни меня не посвящал».
Адвокат ходатайствует о приобщении заключения по характеристике личности подсудимого, сделанного специалистом-психологом Владимиром Рубашным, бывшим сотрудником психологической службы ФСИН, подполковником внутренней службы в отставке. При ответе на поставленные вопросы специалисту в распоряжение были представлены ответы Непомнящих на специальные тесты и копии материалов дела.
Рубашный пришел к выводу, что личности Непомнящих «присуща склонность к законопослушанию», он не проявляет признаков эмоционального возбуждения и стремится к избеганию конфликтов. Изобретателен, предприимчив, ясно мыслит, «характерно обособленная созерцательная жизненная позиция».
Криминогенные черты личности у Ивана Непомнящих не обнаруживаются, «низкая склонность к преступности и антисоциальному поведению». Также, по мнению Рубашного, у Ивана низкие показатели «уровня агрессивности и враждебности».
«Конечно, такое заключение может дать только специалист с соответствующим образованием… Хотя, достаточно и показаний людей о том, что он хороший парень», — листает его судья Алексей Кавешников. Ходатайство он удовлетворяет и приобщает исследование к материалам дела.
Теперь начинается допрос самого Ивана Непомнящих. У Ивана в руках блокнот с его записями и пометками.
«Я не состою в политических организациях, но у меня есть гражданская позиция. Выразить ее я пришел 6 мая 2012 года на согласованный митинг на Болотной площади. Но митинг не состоялся. Что там происходило, мы все видели. Были представлены доказательства как обвинением, так и стороной защиты, к указанным видео и доказательствам мне добавить нечего. В связи с этим я отказываюсь от ответов на дальнейшие вопросы в соответствии со статьей 51-й Конституции», — говорит Непомнящих. Записями в блокноте он не воспользовался.
— Вы вправе отказаться от ответов на вопросы. Но прокурор может их все же задать, — говорит судья. — Есть у вас вопросы?
— Есть, конечно. Иван Андреевич, оттолкнемся от вашей вступительной речи, которая могла бы быть хорошим началом для ваших показаний. В чем состоит ваша гражданская позиция?
— Как я сказал выше, я отказывают отвечать на вопрос по 51-й статье, — говорит Непомнящих.
— От кого вы узнали о данном публичном мероприятии?
— Я отказываюсь отвечать.
— Вам известны цели его проведения?
— Как я сказал выше…
— Можете просто сказать «отказываюсь». С кем вы прибыли на Болотную площадь?
— Отказываюсь.
На все остальные вопросы о том, видел ли он сотрудников полиции, наблюдал ли противоправные действия и тому подобные, Иван повторяет, что отказывается отвечать.
Вопросы у прокурора закончились. Судья Кавешников спрашивает, как суд должен расценить показания Непомнящих о том, что к просмотренным видеозаписям ему добавить нечего? «Вы не оспариваете те события, которые мы просмотрели?» — «Нет, видео я не оспариваю».
— А вы себя виновным считаете в инкриминируемом преступлении? — добавляет прокурор.
— Пользуюсь 51-й.
— На вопрос раскаиваетесь ли вы, вы тоже 51-й статьей воспользуетесь?
— Да, и на этот вопрос.
Судья добавляет:
— Сожалеете ли вы, что все это произошло и что вы оказались на скамье подсудимых?
— Отказываюсь отвечать на этот вопрос.
На этом судья объявляет судебное следствие оконченным. Прения сторон состоятся 21 декабря в 17:30.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке