«Медуза»: сотрудники владимирской ИК‑6 читали переписки и прослушивали разговоры Алексея Навального, чтобы выяснить, как он пишет посты в соцсетях
Для Алексея Навального намеренно создавали невыносимые условия содержания и фальсифицировали документы во владимирской ИК-6, где политик находился с июня 2022 года по декабрь 2023-го. Об этом со ссылкой на внутренние документы колонии сообщает «Медуза».
Издание получило доступ у архиву электронной почты Ильи Круглышева — полковника внутренней службы, который с 2018 года занимал должность начальника юридической службы управления ФСИН по Владимирской области. Он представлял ИК-6 в судах по искам Навального к колонии. В марте 2023 года команда Навального включила Круглышева в «Черный блокнот», назвав его создателем «комплекса пыточных условий» для оппозиционера. Через год санкции против него ввел Евросоюз.
Архив почты Круглышева «Медузе» передал анонимный источник, издание подтвердило его подлинность.
Как пишет «Медуза», сотрудники ИК-6 присылали Круглышеву несколько версий событий, происходивших с политиком в колонии. Так, один из сотрудников ИК-6 в октябре 2023 года отправил юристу письмо с темой «Прогулка 22.09.2023 версии на согласование» и файлами, где были изложены две версии, почему Навального лишили прогулки в день очередного помещения в ШИЗО. В первом варианте отказ объяснялся «исключительно соблюдением распорядка дня», во втором — «исключительно волеизъявлением осужденного Навального А.А.»
При поступлении в ИК-6 Навального обследовал местный фельдшер. Он указал в справке, что у политика несколько хронических заболеваний — холецистит, панкреатит, гастрит, остеохондроз, — а также зафиксировал повышенное артериальное давление — 140/90. Согласно клиническим рекомендациям, такие показания давления могли быть признаком артериальной гипертензии, при них нужна медикаметозная терапия. Из медицинских документов из почты Круглышева следует, что препараты для снижения давления Навальному не назначали. В июле 2024 года следствие назвало «критическое повышение артериального давления» причиной «комбинированное заболевания», из-за которого умер Навальный.
Медработники ФСИН обследовали политика перед каждой отправкой в ШИЗО, куда в ИК-6 его помещали 23 раза. Они признавали политика «годным к содержанию» в изоляторе. В медицинских заключениях, которые есть в распоряжении «Медузы», говорится, что у Навального минимум пять раз фиксировали повышенное давление 130/80. Медики также указывали, что оппозиционер регулярно жаловался на боли в спине, желудке и кистях рук.
В апреле 2023 года двое сотрудников ИК-6 — Алексей Кукушкин и Владимир Каталев — избили Навального у камеры ШИЗО. В рапорте Каталева сказано, что он «в категорической форме» отказался туда заходить, поэтому фсиновцы «применили физическую силу» в виде «загиба левой руки за спину с фиксацией правой руки» и нанесли политику «упреждающий удар в область бедра левой ноги», а затем «принудительно» завели его в камеру. Там уже находился осужденный Татарченко, при виде которого Навальный «попытался вырваться, свободной рукой схватил сокамерника за воротник и толкнул на стол». Адвокат оппозиционера Вадим Кобзев рассказывал об этом случае. Он называл Татарченко «постоянным соседом "бомжом", доведенным на этот раз до совершенно животного состояния». По словам Кобзева, тогда администрация колонии специально попыталась спровоцировать Навального, чтобы был повод возбудить против него новое уголовное дело.
Сотрудники колонии с 2022 года следили за публикациями в социальных сетях Навального. Чтобы понять, как он передавал информацию своим соратникам, цензоры изучили его переписку с близкими и друзьями: 462 письма и 45 телеграмм, отправленных ему, и 31 письмо, которое написал сам оппозиционер. Там не нашли информации «об условиях содержания» Навального. Ее же не было в телефонных разговорах политика с матерью Людмилой и женой Юлией, которые прослушивали работники ИК-6. В итоге начальник колонии Дмитрий Ножкин решил, что соратники Навального могли получать его сообщения только с помощью адвокатов.
В сентябре 2022 года администрация колонии выпустила постановление о слежке за письмами и другими сообщениями, которыми политик обменивался со своими адвокатами. После этого часть писем и телеграмм защитников перестала доходить до Навального. Через несколько недель в ИК-6 утвердили дополнение к этому постановлению. Оно создало формальные основания для того, чтобы сотрудники колонии могли просматривать все документы адвокатов до и после посещения Навального.
В постановлении говорилось, что политику должны возвращать все материалы «не относящиеся к оказанию юридической помощи», если их находили у адвокатов после посещения их подзащитного. Соответствуют ли документы этому критерию, решали сами сотрудники колонии. Если адвокат отказывался «предоставить на обозрение» документы, ссылаясь на адвокатскую тайну, то его не пускали к политику.
Чтобы затруднить коммуникацию Навального с защитниками, в ИК-6 заклеили прозрачное оргстекло, которое прикрывало решетку между адвокатами и подзащитными в помещении, где проходят их встречи. Сотрудники колонии также избавились от прорези для передачи документов.
В октябре 2023 года троих адвокатов Навального — Вадима Кобзева, Алексея Липцера и Игоря Сергунина — отправили в СИЗО по делу об участии в «экстремистском» сообществе. По версии следствия, они обеспечивали связь политика с сотрудниками Фонда борьбы с коррупцией, «используя свой статус при оказании юридической помощи для доступа в исправительное учреждение».