Amnesty International сравнила этапирование заключенных в России с пыткой
Новость
25 октября 2017, 13:26

Amnesty International сравнила этапирование заключенных в России с пыткой

Правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад об условиях этапирования заключенных в России.

«Созданные для заключенных условия в вагонзаках и тюремных фургонах позволяют Amnesty International считать заключенных жертвами пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В свою очередь, отсутствие информации об их местонахождении во время этапирования позволяет приравнять это к насильственному исчезновению», — говорится в сообщении правозащитной организации.

В документе правозащитники обратили внимание на практику этапирования осужденных в отдаленные регионы. «Во время этапирования заключенные фактически лишены возможности связаться с внешним миром. Иногда им удается использовать неофициальные каналы, например, попросить другого заключенного позвонить родственникам, или у них получается отправить письмо из пересыльной камеры, но никакие официальные способы связаться с кем-либо не предусмотрены», — замечает организация.

В качестве примера приводится случай украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного по обвинению в терроризме. Правозащитники посчитали, что его этапировали из одной исправительной колонии в другую полтора месяца.

Инфографика Amnesty International

Заместитель директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии Денис Кривошеев заметил, что заключенных в вагонах «набивают в тесные камеры спецвагонов, где они лишены свежего воздуха, света, воды, постельного белья».

«На протяжении многочасовых стоянок им не позволяют в должной мере пользоваться туалетом. И такие путешествия с этапа на этап за тысячи километров часто длятся более месяца», – отметил он.

Организация посоветовала российским властям этапировать заключенных в колонии тех регионов, где они живут, финансировать строительство учреждений поближе к густонаселенным регионам, улучшить условия этапирования, установить максимальную длительность этапа в семь дней и изменить законодательство так, чтобы родственники осужденных заранее знали, куда их этапируют.

Правозащитники смогли найти лишь один случай, когда российский суд признал нарушение прав заключенного, этапированного далеко от дома: в марте 2016 года такое решение вынес Сыктывкарский районный суд в отношении осужденного по делу «крымских террористов» Геннадия Афанасьева. Позже российские власти передали его Украине, а решение суда было отменено. Впоследствии Афанасьев подал жалобу на этапирование в Конституционный суд России и в Европейский суд по правам человека.

Летом 2016 года юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак рассказал, что Европейский суд по правам человека начал активно коммуницировать жалобы на условия этапирования.