Фото: центр знаний «Машук»
С 1 сентября все первокурсники страны начнут изучать новый обязательный предмет — основы российской государственности. Придуманный в администрации президента курс призван сформировать у студентов представление о России как отдельной цивилизации и тем самым примирить их с нарастающей международной изоляцией. По счастью, затея чиновников имеет мало шансов на успех — «Медиазона» убедилась в этом, поговорив с опытными вузовскими преподавателями и изучив документы Минобрнауки.
«Россия у нас страна очень большая, и дотянуться до каждого уголка, до каждого университета, до каждого студента-первокурсника мы, находясь в Москве, не сможем без вашей помощи, — широко улыбаясь в камеру, говорит замминистра науки и высшего образования Ольга Петрова. Она курирует в правительстве "молодежную политику и воспитательную деятельность". — И все это должно произойти спокойно, комфортно».
Это одно из промовидео центра знаний «Машук» в Пятигорске, где в начале августа, как отчитывалась сама Петрова, несколько десятков педагогов со всей страны прошли «повышение квалификации». По задумке Минобрнауки, вернувшись в свои регионы, они будут «методологически сопровождать реализацию» новой дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ), которую с 1 сентября должны преподавать во всех вузах страны. Всего такое обучение прошли более шести тысяч преподавателей, добавила чиновница.
На видео из центра «Машук» люди с бейджиками на груди активно обсуждают что-то в современных кабинетах с проекторами и магнитными досками. В кадре можно рассмотреть розовый стикер. «Россия — лучшее и сильнейшее государство в мире», — написано на нем от руки.
Курс ОРГ придумали в Кремле после начала полномасштабного вторжения в Украину, рассказали «Медузе» осенью 2022 года два близких к администрации президента источника. Они сравнивали новый предмет с «научным коммунизмом», который преподавали в вузах советского времени. Студенты, говорил один из чиновников, «должны понимать идеологию: куда идет Россия и зачем».
В январе 2023 года Владимир Путин поручил Минобрнауки разработать и включить в общеобразовательные программы модуль ОРГ.
К апрелю стало известно, что курс будет состоять из пяти разделов: «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России» и «Вызовы будущего и развитие страны». Продолжительность курса составит 72 часа (52 часа в аудитории и 20 часов на самостоятельную работу). «Это 26 реальных пар, по 13 в полугодие, то бишь одна пара в неделю. Это очень завидный график», — объяснил «Медиазоне» преподаватель одного из московских вузов.
Весной замминистра науки и образования Ольга Петрова обещала, что введение нового курса «не предусматривает сокращения часов преподавания истории и философии». Сократится ли количество часов, отведенных для других дисциплин, Петрова уточнять не стала.
Куратором проекта стал Андрей Полосин — до мая этого года он работал директором департамента «Росатома» по взаимодействию с регионами, а потом стал проректором РАНХиГС. По сведениям источников «Медузы», как давний соратник Сергея Кириенко, Полосин получил от Кремля задание «спасти потерянное поколение» — молодежь, которая не разделяет консервативные взгляды нынешних властей. Концепцию нового предмета администрация президента совместно с Минобрнауки разработала в рамках проекта «ДНК России», научным руководителем которого и стал Полосин.
Летом концепцию — pdf-документ на 50 страниц — разослали по вузам. В июле «Коммерсант» писал, что готовых пособий по «Основам российской государственности» в учебных заведениях до сих пор нет.
В концепции, которую первыми получили опорные университеты в регионах, говорится, что освоивший курс студент должен «осознавать современную российскую государственность и актуальное политическое устройство страны в широком культурно-ценностном и историческом контексте», «сформировать у себя способность к агрегированию и артикуляции активной гражданской и политической позиции» и «развить в себе навык критического мышления и независимого суждения».
Судя по всему, пособие по новому предмету появилось только в августе — с ним ознакомилась «Верстка». Издание писало, что список авторов насчитывает 14 человек, а руководителем проекта указан кандидат богословия и физико-математических наук иеромонах Родион (Ларионов). Научным редактором учебника стал 67-летний историк Павел Уваров, упоминавшийся в связи со скандалом вокруг диссертации бывшего министра культуры Владимира Мединского. Уваров возглавлял экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Когда в 2017 году совет голосовал за лишение Мединского ученой степени, Уваров был единственным воздержавшимся и сперва защищал чиновника, но позже передумал и сложил с себя полномочия.
«Верстка» пишет, что авторы учебного пособия, противопоставляя «западные» и «традиционные российские» ценности, называют аборты, веганство, эвтаназию и чайлдфри «культом смерти», который навязывают «ультралиберальные идеологии». При этом развязанная Россией война против Украины, по мнению создателей учебника, является не чем иным, как «восстановлением единства русского народа». Также в учебнике подробно разбирают положение Конституции, определяющее брак как «союз мужчины и женщины», и подчеркивают, что на Западе «в гендерной сфере исчезает понятие "извращение", и то, что всегда считалось постыдным, становится допустимой альтернативой».
Сторонники «западных ценностей» стремятся к достижению «физического бессмертия людей путем постепенного превращения естественного человека в биообъект, лишенный индивидуальных физических и половых признаков, духовных и нравственных качеств», считают составители учебника.
«Отрекаясь от России, люди не переставали быть русскими и у них не получалось стать кем-то еще», — цитировала «Верстка» пособие.
Курс ОРГ прослушают 80% студентов страны, пообещал его куратор Андрей Полосин на итоговой пресс-конференции в РАНХиГС 24 августа. В тех вузах, где «подготовка задерживается», осенью будет проведена «корректировка» — там новую дисциплину введут не в первом, а во втором семестре, добавил он.
«Как подчеркнул Полосин, курс построен не на пропаганде, а на обучении системе знаний о том, что такое государство, как оно работает, какие отношения и взаимодействие государства с человеком предполагает та нормативно-правовая система, которая выстроена в текущий момент, — передавало ТАСС с пресс-конференции. — Главным же вопросом научный руководитель назвал то, в решении какой государственной задачи может принять участие ныне обучающийся студент».
Вести предмет у первокурсников всех специальностей будут преподаватели истории, философии и политологии, подтвердили «Медиазоне» представители нескольких опорных вузов, список которых приводится в конце документа Минобрнауки. Но с кадрами есть проблема — педагогов не хватает.
«Знаете, первокурсников-то, блин, охватить — нетривиальная задачка, — усмехается в разговоре с "Медиазоной" Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности Томского государственного университета. — У нас три тысячи первокурсников! Много преподавателей прошли подготовку, это и политологи, и историки, и философы… Все они, все здесь… Да».
По словам Лукова, ОРГ в Томском университете будут читать только на первом курсе в течение первого семестра, «других указаний не было».
Директор Уральского федерального университета имени Б. Н. Ельцина Эльвира Сыманюк сказала «Медиазоне», что их вуз как опорный в своем регионе отвечает за обучение преподавателей со всего Урала.
«Все преподаватели прошли онлайн-курс на базе РУДН, а потом был очный этап обучения. Мы уже три волны специалистов обучили со всего округа, и не только округа — со всей страны к нам приезжали учиться, поскольку мы опорный вуз, — не без гордости уточнила Сыманюк. — Все получили сертификаты и готовы преподавать этот курс».
По ее словам, урезать часы по другим предметам ради преподавания ОРГ в Уральском университете не пришлось.
«Я бы назвал этот курс такой мерой по оглуплению студентов», — рассуждает в разговоре с «Медиазоной» бывший преподаватель философии СПбГУ Денис Скопин.
«Ни интеллектуально, ни содержательно этот курс не соответствует никаким стандартам современного научного гуманитарного знания, — считает философ. — И теория, которая там продвигается, так называемый цивилизационный подход — он появился лет 150 назад и окончил свое существование в науке уже лет сто назад. На эту теорию люди, которые находятся внутри современной гуманитарной науки, смотрят не иначе как с иронией».
У курса ОРГ «особая концептуальная база» — студентам предлагают «односторонним образом усвоить установки», говорит культуролог, бывший профессор Высшей школы экономики Ян Левченко.
«Она, я бы сказал, националистская, с одной стороны, и ориентированная на цивилизационный подход, с другой, — рассуждает Левченко. — То есть есть идея, что Россия — это отдельная цивилизация, это страна-остров. Цивилизационный подход — это представление, согласно которому мир состоит из конкурирующих цивилизаций, которые как бы вступают в некую последнюю битву. И какая-то из этих цивилизаций непременно должна одержать победу (несмотря на то, что совершенно непонятно, что последует за этой победой). Один из основных тезисов, на которые опирается в том числе современная российская идеология, — это обида на мир, который перестал быть многополярным с исчезновением социалистического блока. Такая, скажем так, путинская обида, которая разрослась до масштабов планеты Земля. Под нее подверстана эта теоретическая база в виде цивилизационного подхода».
Ознакомившись с концепцией курса, Левченко сказал «Медиазоне», что этот «удручающий» документ написан «диким искусственным языком», а интеллектуально сосредоточен на прошлом, хотя и пестрит упоминаниями гипотетического будущего.
«Даже когда я все это произношу, у меня возникает ощущение, что я бумагу жую, — усмехается культуролог, зачитывая цитаты из документа. — "В России 11 часовых зон и 16 климатических зон" — это просто круто! Понимаете, такой непосредственно количественный эквивалент величия. "Беспрецедентная территориальная протяженность" — по мнению авторов документа, это "удивительное достоинство" страны, которое мы должны описывать как таковое, а не как управленческую проблему, например».
Содержащаяся в концепции формулировка «этно-национальное разнообразие России» тоже вызывает вопросы, замечает Левченко. «Потому что либо ethnic — непосредственно ваше происхождение, либо national — идентичность, которую вы выбираете. Ну, в общем, это евгеника такая, рассуждения как бы на грани нацизма. Но это нас не должно удивлять на фоне происходящего», — говорит он.
Культуролог подчеркивает «избыточность» формулировок концепции, по его впечатлениям, документ написан так, чтобы у читателя не возникло желания даже попытаться его понять.
«При этом надо сказать, что я не с Луны свалился, я все это читал, когда преподавал в Высшей школе экономики и наблюдал с каждым годом ухудшение ситуации с инструкциями, — уточняет ученый. — Они становились все более и более подробными, все более избыточными, а тексты становились все более и более шаблонными. И нужно было соответствовать этим шаблонам. А здесь мы практически имеем дело с катехизисом, который предлагается заучить. Неслучайно там упоминается во всех случаях некий "лектор". Ну хорошо, лектор в высшей партийной школе был лектором, а не преподавателем. То есть тем, кто буквально "озвучивал" (хотя тогда не существовало этого мерзостного глагола, он появился только в совсем недавнее время). И в советское время в структурах, которые занимались партийным образованием, были вот такие методички, по которым просто некие выдвиженцы-лекторы читали лекции, и если они начинали говорить от себя, то бдительные трудящиеся быстро сообщали куда следует. Потому что они слышали: человек мыслит свободно и, следовательно, представляет опасность».
И Денис Скопин, и Ян Левченко обращают внимание на перечень рекомендованной литературы, приведенный в концепции курса. На первом месте там книга «Социокультурная экономика» декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, на втором — «Сравнительная политология» Григория Голосова, профессора Европейского университета в Петербурга. Наряду со статьями куратора новой дисциплины Полосина и кремлевского чиновника Александра Харичева в списке есть работы бывшего ректора Европейского университета, исследователя средневековых республик Олега Хархордина.
«То есть это абсолютно либеральные, современно мыслящие люди, — говорит Скопин. — И почему-то у курса с таким содержанием — ненаучным, устарелым — в списке литературы присутствуют работы людей, которые мыслят совершенно иначе, тех, кто не имеет совершенно никакого отношения к цивилизованному подходу, который в этом курсе педалируется».
Доктор политических наук Григорий Голосов в фейсбуке признавался, что узнал о появлении своей книги в списке из интервью социолога Михаила Соколова.
«Надо сказать, что и остальные книги, включенные в перечень основной литературы, в основном приличные, но скажу за себя, — написал Голосов. — Перейдет ли моя книга со стадии проекта концепции на какую-нибудь следующую стадию, я не знаю, однако был бы рад, если бы перешла. Пусть лучше студенты читают этот учебник, чем всякую ерунду».
«Медиазоне» ученый сказал, что не читал концепцию и не намерен читать пособие, когда оно появится в открытом доступе: «Не было ни времени, ни интереса». «Я просто проверил, действительно ли там упоминается моя книга, выяснилось, что упоминается», — объяснил Голосов.
Александр Аузан ответил «Медиазоне», что «знает о курсе не больше, чем вы», и, сославшись на занятость, отказался ознакомиться с концепцией.
Кандидат политических наук, бывший доцент Петрозаводского государственного университета, сотрудник Университета Восточной Финляндии Глеб Яровой уверен, что введение нового курса обернется для вузов, особенно в регионах, кадровыми проблемами.
«Понятно, что сам этот курс максимально странно и однобоко составлен, — говорит он. — Но главный вопрос: кто будет этим заниматься? Все эти годы государство делало все, чтобы на обществоведческих кафедрах людей было все меньше и меньше и преподавали это все меньше и меньше. Теперь они захотели, чтобы в одночасье — чпок! — и у нас появились 50 преподавателей, готовых завтра идти и читать с утра до вечера студентам этот курс. Но чудес не бывает. Если ты успешно много-много лет работаешь на то, чтобы эту систему загнобить, то на региональном уровне найти достаточное количество преподавателей, способных доносить до студентов то, что там сказано, практически нереально».
Вдобавок Яровой полагает, что руководству университетов будет сложно контролировать реальное содержание занятий по ОРГ.
«Это надо либо фээсбэшника к каждому приставить, либо прослушку какую-то включать, — шутит он. — При этом еще в годы, когда я преподавал, не было никакой тайны в том, что и студенты стучат на преподавателей, отчитываясь перед какими-то там "кураторами". И сейчас это тем более есть. Но я не о том, что преподаватель положит эту программу на полочку, а сам пойдет рассказывать студентам правду-матку. Я лишь о том, что некоторые смысловые компоненты, прописанные в этой программе, настолько сложные, что это потребует качественной подготовки преподавателя. Ни один из моих бывших коллег с хорошим образованием, кто по разным причинам остался работать, этой херней заниматься не будет просто из уважения к себе».
Денис Скопин говорит, что в университетах «обычно на такие курсы ставят людей наименее компетентных», а студентов, которым занятия по идеологии не нужны и не интересны, придется загонять на лекции. «И вот на такой ненужный курс будут делегировать наименее квалифицированных людей, которые будут браться за эти курсы, потому что им ничего другого не дают и они ничего не умеют», — вздыхает философ.
Ян Левченко заключает, что российские вузы так и не смогли освоить современные, гуманистические и эффективные формы высшего образования.
«Студенты очень много времени проводят в вузе, они просто протирают там одежду пятой точкой, — говорит он. — Либо шляются по коридорам, что-то там прогуливают, потому что шесть пар просидеть в университете — ну, это просто смешно, это невозможно. Но они и так дофига времени проводят в университете совершенно бессмысленным образом, как пауки в банке. Поэтому, с точки зрения администрации, если у них будет, например, не шесть пар, а семь — ну какая разница? А студенческое самоуправление сразу проголосует и расскажет, как это здорово вообще, что такой курс появился. И еще снимут сторис в инстаграм на тему того, как это прикольно».
На вопрос о финансировании нового курса директор Уральского федерального университета Эльвира Сыманюк не ответила, сказав, что он «не в ее компетенции».
«Я знаю, что это за грант, но не имею полномочий о нем говорить», — отрезала она и посоветовала обратиться в бухгалтерию. На официальный запрос «Медиазоны» вуз не ответил.
Ответа из Министерства науки и высшего образования, куда «Медиазона» дважды направляла запрос о финансировании нового курса, на момент публикации также не поступило.
Редактор: Дмитрий Ткачев
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке