Эвакуированные жители Шебекинского городского округа у пункта временного размещения на территории спортивного комплекса "Белгород-арена". Фото: Павел Колядин / ТАСС
Расположенный на границе Белгородской области и Украины город Шебекино находится под обстрелом уже неделю, в окрестных населенных пунктах идут бои — Новая Таволжанка, например, не контролируется российской армией. Беженцев из Шебекино размещают в Белгороде — «Медиазона» коротко рассказывает, что с ними происходит.
Просто знайте — мы есть! Мы не просто деревня на карте
С непонятным названьем, что вам не запомнить никак.
Это — НЕ макароны, там люди живые, и знайте —
Все, что тут, и до вас доберется со временем наверняка!
Так предупреждает стихотворение, которое сейчас регулярно встречается в пабликах и телеграм-каналах, посвященных городу Шебекино в Белгородской области (в нем расположен известный завод макаронных изделий). В конце мая город с населением в 40 тысяч человек находится под обстрелами, на расположенной рядом границе с Украиной идут бои.
Многие жители уже покинули Шебекино: сначала власти объявили об эвакуации детей, затем город принялись покидать и взрослые — люди уезжали самостоятельно или при помощи местной администрации и военных. Тем временем обстрелы только усиливались: по данным властей, за минувшую неделю в Шебекинском городском округе было повреждено и уничтожено 1150 квартир и 370 частных жилых домов.
«С учетом ранее поврежденных домовладений у нас такая сумма: 2464 жилых помещений всего, из них 1521 квартира и 943 частных дома», —доложил 5 июня глава Шебекинского округа Владимир Жданов.
Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков ежедневно сообщает о раненых местных жителях, есть и погибшие: 2 июня в селе Соболевка Валуйского округа погибли три человека, спустя сутки после обстрела скончались две жительницы двух сел в Шебекинском городском округе.
Около десяти часов утра 4 июня легион «Свобода России» сообщил, что в селе Новая Таволжанка в 10 километрах от Шебекино идут бои. Около полудня в тот же день в телеграм-канале легиона появилось еще одно сообщение: «Передовая штурмовая группа Легиона и РДК заходит в пригород Шебекино». На съемке с дрона видны фигуры военных, которые перемещались по поселку с частными домами. Местные телеграм-каналы выяснили, что на видео — окраины Новой Таволжанки.
Позже в тот же день Русский добровольческий корпус и легион «Свобода России» — в этих подразделениях служат россияне, воюющие на стороне Украины — опубликовали обращение к губернатору региона Вячеславу Гладкову, назначив ему встречу в церкви «без оружия» и пообещав взамен вернуть двоих пленных. Губернатор ответил на обращение спустя несколько часов, отказавшись приходить и назвав противников «подлецами, негодяями, убийцами и фашистами». Он добавил, что в Новой Таволжанке идет бой с диверсионно-разведывательной группой.
«Надеюсь, все они будут уничтожены, по другому не может быть по определению», — подчеркнул он. Губернатор обвинил РДК в смертях местных жителей. Позднее Минобороны отчиталось, что атака диверсантов была отражена. «Противник рассеян и отошел», — говорилось в сообщении ведомства.
Жительница Новой Таволжанки, которая после начала массированных обстрелов разговаривала с «Медиазоной», 4 июня говорила, что «боев на улицах нет, но бомбят сильно». С тех пор она на связь не выходила.
Из Новой Таволжанки, как и из Шебекино и других окрестных населенных пунктов, местных жителей эвакуировали вглубь региона.
В Белгородской области для беженцев организовали несколько пунктов временного размещения (ПВР). 4 июня глава региона Вячеслав Гладков докладывал, что сейчас в них размещены более четырех тысяч жителей приграничных районов. В Белгороде работают шесть ПВР, самый большой — внутри крытого стадиона «Белгород-Арена», он вмещает тысячу человек. Мэр города Валентин Демидов говорил, что «при необходимости» пункт вместит еще 250 беженцев дополнительно. На кадрах из «Белгород-Арены» видны ряды стоящих вплотную друг к другу коек — кое-где на краю сидят люди, среди них много пожилых.
Почти тысячу жителей приграничных районов Белгородской области разместили в студенческих общежитиях Белгородского государственного национального исследовательского университета, сообщила ТАСС директор департамента социальной политики вуза Татьяна Никулина. Заселились люди и в общежития БелГУ — правда, студенты вуза жаловались, что их без предупреждения выселили из комнат ночью, чтобы освободить места для беженцев. Паблик «Блэтгород» опубликовал видео студента из общежития №1 — юноша ходит по комнатам и снимает, как то ли грустные, то ли сонные соседи собирают свои вещи в черные мешки.
«Собирать вещи в 11 ночи, когда тебе на работу в 6, и ты не можешь элементарно перенести вещи до указанного времени это ЛЮТЫЙ ПРИКОЛ», — публиковал скриншот одного из сообщений студентов вуза телеграм-канал «Белгород №1»
Ректор вуза Евгения Карловская, которая ранее говорила, что руководство вуза готово помочь беженцам с размещением, в комментарии каналу «Белгород №1» уверяла, что их студенты «почти все остались в пределах своих общежитий, в которых проживали ранее».
«Учебный год завершается, и общежития освобождаются физически. К тому же, из-за дистанционки у нас есть резерв по тем проживающим, кто уехал в другие города, — сказала она. — С другой стороны, этот резерв не исчисляется свободными комнатами — в некоторых помещениях остались три человека вместо четырех, а где-то и один. Поэтому сразу проговорили с ребятами, если у них есть друзья в других комнатах внутри общежития, можно было переехать к ним».
По ее словам, вещи студентов, которые сейчас находятся не в Белгороде, «под присмотром актива студсовета и с их помощью аккуратно и бережно упаковали и передали на ответственное хранение в специальные помещения в общежитиях».
Но студенты вуза говорят, что «не знают, что имеет в виду» Карловская — по их словам, вещи они до утра таскали сами в обычный подвал.
«Нас никто не предупреждал, — публикует телеграм-канал "Белгород №1" комментарий кого-то из учащихся вуза. — В час ночи пришли староста, осо и сказали: собирайте свои вещи, вещи своих соседок и перемещайтесь на другой этаж, в другие комнаты. Никакого "сразу поговорили с ребятами" не было. Все было максимально быстро, хаотично. Все были в панике, ужасе. Мы рыдали».
На фото, прикрепленных к посту, видны горы вещей и пакетов, сложенных в одной из комнат и на кухне.
«Потом студенты сами, лично, таскали вещи, упаковывали и уносили в "камеры хранения" до 6 утра, — продолжает автор сообщения. — Я не знаю что имеет ввиду Евгения Карловская, когда говорит что "мы под присмотром актива студсовета и с их помощью аккуратно и бережно упаковали и передали на ответственное хранение в специальные помещения в общежитиях"».
Еще 31 мая около 300 подростков из Шебекинского округа были отправлены в Воронежскую область. 3 июня Вячеслав Гладков отчитался и об отправке 600 детей в Ярославль и Калугу. После объявленной властями Белгородской области эвакуации детей их родители в местных пабликах пожаловались, что за вывоз из города им приходится платить по три тысячи рублей за ребенка. На эти сообщения обратил внимание телеграм-канал «Можем объяснить».
«Слава богу, вчера отправила детей в лагерь в Воронежскую область. Чего стоило добиться того, чтобы попасть в списки! Обещали, что все бесплатно будет, а в последний момент сказали, что надо доплатить за проезд. И так за двоих шесть тысяч рублей пришлось заплатить», — цитирует канал одно из сообщений. «Можем объяснить» уточняет, что информацию о сборе денег также подтвердили две местные жительницы.
Как позже прокомментировал эту ситуацию глава Шебекинского городского округа Владимир Жданов, эвакуированных детей отправили на «плановый оздоровительный отдых», и родителям пришлось доплатить почти две тысячи рублей за поездку на «комфортабельных автобусах».
Около 90 эвакуированных детей поселили в школе-интернате «Областной реабилитационный центр» в Калуге. Как рассказали телеграм-каналам Astra и «Белгород №1» родители детей, изначально власти обещали, что их отправят в лагерь. По словам родителей, в школе-интернате у детей даже не было возможности помыться.
«По коридорам страшно ходить. В столовой падает штукатурка. Министерство образования просто разводит руками. Дирекция говорит: "Что вы хотели, нас попросили экстренно вас заселить". Почему другие дети в лагерях в нормальных условиях, а наши дети, на минуту, это 90 человек, должны так жить. Дети из приграничья уже и так настрадались», — говорят родители.
После появления сообщений министр образования региона Андрей Милехин отчитался, что «произошла небольшая накладка» и заверил, что детей уже перевезли в один из летних лагерей региона с подходящими для отдыха условиями.
Под обстрелами на приграничных территориях продолжают находиться люди — многие, особенно пожилые, отказываются покидать дом. С несколькими такими жителями Новой Таволжанки поговорил «Коммерсант».
«Всю жизнь проработали, а пенсию получила девять тысяч, — рассуждает в перерывах между обстрелами пенсионерка Лидия Алексеевна. — И сидим, считаем… Еще и забомбили теперь, вообще каюк. А труд адский на элеваторе был — и пыляга, и все такое, а всю жизнь там проработала. А он машинистом до сих пор там телепается, а у него уже 50 лет стажа. Хоть бы хлеба буханку принесли, больше нам ни-че-го не надо. Тут бы дожили жизнь. Помрем так помрем. Ладно… все будет нормально…». 5 июня стало известно, что пенсионерка все же эвакуировалась.
Некоторых жителей Шебекино вывезти не успели — теперь их родственники просят помочь в социальных сетях. «На улице Колхозная 16 живет глухая бабушка и лежачий дед, — пишет Елена Петренко в сообществе "Подслушано Шебекино". — Мы не смогли забрать их сами, мы много раз звонили эти четыре дня чтобы нам помогли, но никто не берется за это. Бабушка глухая, стучите в окна, попробуйте докричаться. Чтобы бабушка не испугалась скажите, что вы от внуков (Ольги и Сергея). Очень надеемся, что они живы». «Медиазоне» Елена сказала, что вестей о бабушке с дедушкой до сих пор нет.
Из Шебекино можно выехать тремя дорогами, но «относительно безопасные только две», пишет «Новая вкладка», чей корреспондент стал свидетелем массовой эвакуации местных жителей. Это дороги через соседние поселки Маслова Пристань и Крапивное. В Масловой Пристани беженцев встречают сотрудники администрации, а в Крапивном — волонтеры.
«День-пиздень, — цитирует издание одного из местных волонтеров. — Я, судя по новостям, попрощался с двумя квартирами сегодня и машиной. Квартиры — нахуй, машина — нахуй».
После того как в прокремлевских телеграм-каналах стали появляться сообщения о разграбленных магазинах в Шебекино, губернатор Гладков признал, что в городе есть мародеры, и заверил, что поручил силовикам усилить патрули на улицах. «И в обычных городах, к сожалению, происходят кражи, но мы будем делать все, чтобы защитить ваше имущество», — добавил чиновник. 5 июня главврач станции скорой помощи Шебекино Алексей Жиров рассказал, что мародеры пытались разграбить и медицинское учреждение тоже.
Ситуация с брошенными домашними животными в Шебекино и соседних поселках «ужасная и на тысячу процентов критичная», сказала «Медиазоне» председатель региональной зоозащитной организации «Преданность» Галина Стебловская. Она на бронированной машине вместе с чиновниками местной администрации уже несколько дней ездит по округу и кормит брошенных зверей.
«Мне круглые сутки звонят люди, которые просят забрать, накормить, выпустить из вольеров, освободить из квартир запертых животных, — перечисляет она. — Невозможно, какая страшная ситуация».
По ее словам, на домашний скот ее и волонтеров не хватает: «Кормить домашний скот у нас нет и возможности, и времени». Стебловская рассуждает, что кто-то из уехавших намеренно оставил животных, а кто-то надеялся вернуться «через день-другой», а теперь «ездят вокруг блокпостов, но не пускают нигде».
«Тысячи животных сейчас оставлены своими хозяевами в бедственном положении, — говорит она. — По четыре собаки, например, закрыты в вольерах, где нет ни воды, ни еды!».
Вечером 5 июня Русский добровольческий корпус в своем видео объявил, что контролирует населенный пункт уже вторые сутки: «Новая Таволжанка по-прежнему не интересует ни региональную, ни федеральную власть. Единственную власть в брошенном ПГТ представляют силы РДК. Судьба России за пределами МКАД не волнует тех, кто живет в черте Садового Кольца, Барвихи, Новой Риги или Рублевки, а у местной власти давно нет никакого контроля над ситуацией. Поэтому действуем мы».
Примерно в то же время губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков во время прямого эфира признал, что Новая Таволжанка не находится под контролем российской армии:
«На сегодня мы пока туда войти не можем. Знаю, что около 100 человек находилось там, по докладу главы округа, но обстрелы последних двух дней нам не позволяют уточнить информацию. Надеюсь, как только ситуация изменится, мы сможем вернуться к тому, чтобы убедить людей покинуть населенный пункт».
Редактор: Егор Сковорода
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке