Два ведра краски и коктейль Молотова. Как художник Богдан Зиза из Евпатории стал символом крымского сопротивления в Украине
Ольга Ромашова
Статья
4 ноября 2022, 15:02

Два ведра краски и коктейль Молотова. Как художник Богдан Зиза из Евпатории стал символом крымского сопротивления в Украине

Фото: @bogdan.ziza / Instagram

В середине мая 27-летний художник из Евпатории Богдан Зиза, протестуя против войны в Украине, облил синей и желтой краской здание администрации и бросил в него коктейль Молотова. ФСБ квалифицирует его действия как покушение на теракт, совершенное «с целью устрашения населения России». Зизу отправили в СИЗО, а в Украине он стал символом борьбы с российскими властями на оккупированном полуострове. «Медиазона» рассказывает, что известно о деле против крымчанина.

Акция и расследование

В ночь на 16 мая молодой человек в черной балаклаве пришел к зданию администрации Евпатории в Крыму. С собой он привез тележку, на которой стояли два ведра с краской — желтой и голубой. Молодой человек выплеснул оба ведра на фасад. Вероятно, шум потревожил охранника, и он выглянул из-за двери со словами: «Че творишь, бля?». Молодой человек метнул в здание коктейль Молотова и убежал.

Человеком с тележкой оказался 27-летний граффити-художник Богдан Зиза. Он заснял свои действия на телефон и успел смонтировать видеоманифест, который, вероятно, попал в руки к силовикам.

«Идет страшная война, которую развязал Путин, и вся государственная машина пропаганды пытается изо всех сил убедить народ, что это нормально. Пытается убедить, что ничего не нужно делать, что никто ничего не может сделать. Но сейчас очень важно выходить на улицу и выражать свой протест, — говорит Зиза на видео. — Чтобы те, кто против этой войны, те, кто сидит дома и боится высказать свое мнение, видели, что они не одни, нас много. И нас больше, чем тех, кто поддерживает эту войну. Но у нас отобрали такую возможность. Отобрали возможность выходить днем. Но мы можем выходить ночью. Я призываю всех выходить ночью на улицу и высказывать свой протест. Вандализм может быть во благо, и это именно тот случай. Нет войне».

В тот же день телеканал «Крым 24» опубликовал видео с извинениями Зизы. На записи задержанный выглядит растерянным и сильно волнуется, футболка на нем порвана, но видимых следов побоев нет. «Хочу принести свои извинения перед крымчанами и жителями Евпатории. Готов понести наказание и искупить свою вину непосильным трудом», — сказал молодой человек. После этого он пропал на четыре дня.

«Могу сказать, что Богдан был сильно напуган — голос дрожал, текст как будто заготовленный, явно не своими словами он это говорил. Думаю, все сказанное записывалось под большим давлением», — говорил «Ґрати» друг художника, пожелавший сохранить анонимность.

Друзья и близкие искали Зизу, и после огласки в СМИ «Интерфакс» и «Крыминформ» 20 мая опубликовали пресс-релиз ФСБ о судьбе задержанного. Ведомство квалифицировало действия крымчанина как покушение на теракт. Его отправили в СИЗО.

В постановлении о продлении меры пресечения Богдану говорится, что сначала, 16 мая, городская полиция завела на него дело о вандализме и покушении на умышленное уничтожение чужого имущества. На следующий день крымское управление ФСБ возбудило дело о терроризме. С этого момента дело ведут сотрудники спецслужбы.

По версии следователя ФСБ Виталия Власова, художник облил здание администрации краской и попытался поджечь его «с целью устрашения населения России» и «воздействия на принятие органами власти» решения о прекращении «специальной военной операции». 12 октября Киевский районный суд Симферополя в очередной раз продлил арест Зизы на три месяца.

Поддержка в Украине и в мире

За пять месяцев ареста Зиза превратился в символ проукраинского сопротивления в оккупированном Крыму. С ним делают стикеры и брелоки, рисуют арты о его акции, выходят на митинги в Тбилиси и Вильнюсе с плакатами: Save Bogdan Ziza. Crimea is Ukraine. Акции Богдана посвятили один из вагонов в совместном проекте «Укрзалізниця» и пиар-агентства Gres Todorchuk «Потяг до перемоги». Семь вагонов символизируют семь оккупированных украинских регионов.

«Каждый вагон посвящен региону Украины и подвигам людей, которые противостоят российским оккупантам», — говорится на сайте проекта.

В Крыму таким человеком стал Богдан: «Богдан Зиза олицетворяет всех украинцев во временно оккупированном Крыму, и мы не должны забывать о них ни на минуту. Иногда героев тоже нужно защищать».

Богдан — сирота, его вырастила бабушка. Его мать была крымской татаркой, а отец — украинцем, рассказывает «Медиазоне» двоюродная сестра художника Саша Баркова. Зиза не стал уезжать после оккупации Крыма и остался с бабушкой. «Он не хотел ее бросать, потому что он у нее один и она у него одна», — подчеркивает Саша.

Богдан работал в кофейнях официантом и бариста, говорил его друг. У молодого человека было множество разных хобби: граффити, паркур, видеомонтаж, 3D-моделирование, горные походы. В своих соцсетях он раньше не писал о политике. За день до войны, 23 февраля, Богдан опубликовал видео, на котором он читает свое антивоенное стихотворение.

«После 24 февраля мы видели все зверства, которые совершает армия Российской Федерации. После Бучи, я помню, он очень болезненно переживал эти моменты, — вспоминает сестра Богдана. — В общем, у человека не укладывалось в голове, как так можно. В принципе, как и у нас всех. Это все ему очень тяжело давалось. В последние дни перед этим поступком он меньше общался со мной. Он переживал о чем-то, но не говорил о чем».

Группа поддержки опубликовала два открытых письма Богдана из СИЗО. В первом он обращается к Украине, называя ее своей матерью: «Мама, мне очень стыдно за свое молчание. Вижу, сколько боли и несчастья тебе им причинил. Но я стараюсь исправиться, мама! Знай, я больше тебя никогда не оставлю, кто бы что ни говорил. — Но, Богдан, мы думали, ты — сирота, твоя мама мертва. Моя Мама жива как никогда, моя Мама — бессмертна. Моя Мама — Украина!».

Во втором письме Зиза объяснял, почему пошел на риск и облил краской администрацию: «Каждый, кто публично не выступает против этой войны, кто не предпринимает ничего, чтобы ее остановить, является пассивным соучастником в этом ужасном преступлении, совершаемом российской властью. Я решил сделать хоть что-то, чтобы выразить свое несогласие».

Сестра Богдана Саша полагает, что в России он точно получит большой срок и на свободу сможет выйти, либо если Украина вернет полуостров, либо если Зизу обменяют как политзаключенного. Она опасается, что Богдана переведут в другое, более изолированное, «фээсбэшное» СИЗО в Симферополе, где у силовиков будут «полностью развязаны руки» — по словам его адвоката, туда уже перевели украинских военнопленных, уточняет Баркова.

Редактор: Мария Климова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке