Денис Камалягин во время заседания Псковского городского суда. Фото: Александр Коряков / Коммерсант
Загадочная история с поддельным письмом МЧС произошла в Псковской области. Несмотря на то, что документ разослали во все местные издания, новость по нему написала только независимая «Псковская губерния», чей главред Денис Камалягин включен в списки «иностранных агентов». Вскоре ведомство потребовало возбудить против него уголовное дело о распространении фейков. «Медиазона» связалась с другими редакциями, получившими, но не опубликовавшими злополучное письмо — и, возможно, узнала секрет безупречного псковского фактчекинга.
Утром 8 сентября журналисты независимого онлайн-издания «Псковская губерния» увидели в редакционной почте письмо, оправленное с адреса прокуратуры Порховского района. В документе за подписью начальника управления МЧС по Псковской области Валерия Филимонова говорилось о разливе химических веществ, который произошел накануне на военных учениях «Запад-2021» в Струго-Красненском районе области.
«В связи с тем, что накопление химических веществ в почвах и грунтах, расположенных в районе утечки, представляет непосредственную опасность для здоровья населения и объектов окружающих природной среды, принимаются соответствующие решения», — говорилось в сообщении.
Новость о разливе опасных веществ «Псковская губерния» опубликовала в 13:07 того же дня. Уже в 13:25 официальный телеграм-канал Псковской области выпустил опровержение со ссылкой на МЧС региона.
«Информацией о каком-либо химическом загрязнении в Струго-Красненском районе мы не располагаем, — приводил канал комментарий и.о. начальника ГУ МЧС по Псковской области Евгения Сычева. — Никаких звонков нам не поступало, информация от глав районов и от населения не приходила, никакие подразделения управления МЧС туда не привлекались и не работали. К распространению данной информации мы никакого отношения не имеем. Более того, начальник главного управления, Валерий Игоревич Филимонов, находится в очередном отпуске и просто не мог подписать эту бумагу».
Еще до публикации — в 12:45 — Порховская районная прокуратура предупредила издание о взломе своей почты и рассылке фейка, но это письмо в редакции заметили гораздо позже — по словам главного редактора издания Дениса Камалягина, уже «после обеда». «Псковская губерния» удалила новость и дала опровержение только в 13:36.
Спустя неделю Камалягина вызвали в Центр «Э». Начальник отдела Дмитрий Байков на встрече расспрашивал его об обстоятельствах публикации заметки, рассказывает Камалягин. Редактор объяснил, что у него и его коллег «не было оснований» не доверять информации, высланной на ведомственном бланке и с адреса прокуратуры.
«Если каждый официальный пресс-релиз мы будем проверять… — сказал "Медиазоне" Камалягин. — Ну, вы понимаете, иногда это делается по умолчанию».
В Центре «Э» редактору сообщили, что псковское управление МЧС потребовало возбудить против него уголовное дело о фейках. Камалягин полагает, что это было «спланированное мероприятие» — по его мнению, кто-то создал и разослал фальшивку, чтобы скомпрометировать независимое издание.
«Эти люди знали, что кто бы ни поставил текст, отвечать за него буду я как главный редактор. Других возможностей завести на меня уголовку нет», — рассуждал Камалягин в интервью «7×7».
Камалягин добавляет, что получателями фейковой рассылки были указаны как минимум 12 региональных изданий. Но сообщение о разливе химических веществ опубликовала только «Псковская губерния». Опровержение МЧС появилось в областном телеграм-канале спустя 18 минут после их новости, усмехается журналист.
«Никто не опубликовал аналогичный текст, — говорит он. — Либо кто-нибудь бы опубликовал, либо они все знали, что это фейк. Если бы кто-то позвонил в прокуратуру или в МЧС с уточнением, то опровержение должно было выйти сразу. А они не давали [публично] никакого опровержения вплоть до того момента, пока у нас не вышла [новость]».
В пресс-службе псковского МЧС задержку с выпуском опровержения объясняют долгим согласованием релиза с руководством и администрацией области. «Мы звонили в администрацию Псковской области, чтобы обсудить вопрос об опровержении», — говорит пресс-секретарь управления МЧС по Псковской области Ирина Коноплева.
По ее словам, журналисты нескольких псковских изданий, получивших рассылку, звонили ей 8 cентября, чтобы уточнить информацию. Первыми, вспоминает Коноплева, с пресс-службой связались из местной редакции «Московского комсомольца». В издании действительно «проверили факты», подтвердила «Медиазоне» Ирина Каплан, исполняющая обязанности главного редактора.
«Все издания Псковской области были в рассылке, — говорит она. — Надо же заниматься фактчекингом. Мы проверили и узнали, что, конечно, не надо публиковать».
При этом, по словам Каплан, в «Московский комсомолец» поддельный пресс-релиз пришел не от имени прокуратуры Порховского района, а с адреса администрации сельского поселения «Лычевская волость» Великолукского района. Глава администрации Любовь Никифорова подтвердила «Медиазоне», что в ночь с 7 на 8 сентября их почту взломали.
«Да, мы были подвергнуты хакерской атаке, хакеры взломали электронную почту, — вздохнув, рассказала Никифорова. — Действительно, "Комсомольцу" отправили сообщение фейковое — и не только, еще и в другие издания. Нам пришлось заниматься блокированием почты, не удалось программистам справиться с хакерами. Теперь у нас другая почта».
Никифорова заверила, что по факту взлома муниципальной почты будет назначена проверка. Но кто именно ее будет проводить, она не знает: «Мы сообщили главе района, а он сообщил там… На уровне власти».
Юридический отдел МЧС Псковской области направил заявления в полицию и Следственный комитет, рассказала «Медиазоне» пресс-секретарь ведомства Ирина Коноплева.
Прокуратура Порховского района на запрос «Медиазоны» не ответила. Прокурор Антон Куприков по телефону отказался обсуждать взлом почты.
Главный редактор «Псковской ленты новостей» Александр Савенко не захотел отвечать на вопросы «Медиазоны» по телефону. Это издание тоже было в списке адресатов рассылки, говорит Камалягин. Главный редактор газеты «Псковская провинция» Лилия Быстрова подтвердила получение релиза.
«Да, такое сообщение было, но оно было фейковое, — сказала она уверенно. — На редакционную почту это приходило, но это был фейк, поэтому мы вообще не обратили внимания». На вопрос, по каким признакам редакция так быстро поняла, что имеет дело с фальшивкой, Быстрова сначала ответила: «Нас предупредили», но потом добавила, что оговорилась. «Никто нас не предупреждал, мы сами определили, что это фейк», — закончила разговор она и потребовала, чтобы «Медиазона» не публиковала ее комментарий.
Редактор: Дмитрий Ткачев
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке