Лилия Судакова. Фото: личная страница Instagram
Продлевая срок ареста фотомодели Лилии Судаковой, судья Дзержинского районного суда Петербурга Владимир Васюков ошибся в тексте своего решения — получалось, что девушку должны были освободить через два дня. Но этого не произошло: никого не извещая, судья провел новое заседание и оставил Судакову под арестом. Сегодня Санкт-Петербургский городской суд отменил оба решения и направил вопрос о продлении срока ареста на новое рассмотрение — но выпускать девушку на свободу не стал, так что фотомодель, которая говорит, что ударила мужа кухонным ножом при самообороне, осталась в СИЗО.
27-летнюю Лилию Судакову задержали в Петербурге в конце ноября — накануне она нанесла супругу удар ножом, через несколько часов тот скончался в больнице. Судакову обвинили в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшему смерть (часть 4 статьи 111 УК), хотя защита настаивает, что девушка оборонялась.
«По словам Лилии, ее муж вел себя неадекватно и угрожал ей», — говорит адвокат Ольга Карачева, которая представляет интересы модели по инициативе Консорциума женских НПО.
1 декабря Дзержинский районный суд отправил Судакову в СИЗО на два месяца, а 28 января — продлил содержание под стражей еще на месяц. Следующее продление ареста рассматривал 26 февраля судья Владимир Васюков, но допустил ошибку в своем постановлении — и продлил арест до 28 февраля, то есть всего на два дня.
«Когда оглашали резолютивную часть, судья произнес: "Продлить на один месяц, то есть, до 28 февраля"», — вспоминает адвокат Карачева.
В выданном адвокату постановлении была указана та же дата. Но когда 1 марта адвокат пришла в СИЗО-5, в изоляторе освобождать ее подзащитную отказались, показав уже новое постановление судьи Васюкова. В этом документе говорится о «технической ошибке», допущенной в ходе судебного заседания: «Судом была допущена ошибка в указании срока, на который продлевается мера пресечения в виде заключения под стражей. В действительности судом было удовлетворено ходатайство следователя о продлении срока содержания Судаковой под стражей на два месяца, то есть, по 29 апреля 2021 года включительно».
Судья мог допустить такую ошибку, скопировав текст документа из предыдущего постановления суда, предполагает Карачева: «Видимо, просто cкопировал его. Предыдущие ходатайства следователя тоже однотипные: единственное, в начале добавляют абзац о последнем продлении, но основания всегда одни и те же, и никаких новых доводов никогда не освещается».
Доводы следствия защитница считает несостоятельными. Так, следствие ссылается на то, что Судакова официально не трудоустроена, не имеет постоянного места жительства в Петербурге и прописана в другом регионе — а значит, «может скрыться от органов предварительного следствия». При этом в суде сторона защиты предоставила все необходимые доказательства того, что в Петербурге у Судаковой есть жилье, где она сможет зарегистрироваться.
«Кроме того, у нас имеются все необходимые гарантии финансовой обеспеченности Лилии, чтобы снять обеспокоенность следствия о якобы возможном совершении ей корыстного преступления ввиду отсутствия работы», — продолжает Карачева.
Адвокат не считает опечатку в постановлении судьи Васюкова просто технической ошибкой и уверена, что права ее подзащитной были грубо нарушены — тем более, что на заседание, на котором исправлялась ошибка, их не пригласили:
«Никаких процессуальных гарантий в отношении обвиняемой соблюдено не было: ее даже не позвали на это заседание, чтобы мы могли заявить возражение, также [в документе] не разъяснено право обжалования. И вот это новое постановление является бесспорным — с ним, получается, ничего нельзя сделать. Это не вопрос опечатки, а конкретных дней, когда человек лишен свободы».
8 апреля Санкт-Петербургский городской суд отменил оба решения судьи Васюкова и направил вопрос о продлении срока ареста на новое рассмотрение. Оно должно состояться 20 апреля. При этом освобождать Судакову из-под стражи даже до этого момента суд не стал.
«Ситуация абсурдная, — возмущается адвокат Карачева, — суд признает, что постановления, на основании которых человек находится в СИЗО уже больше месяца, незаконные и подлежат отмене, но при этом все равно назначают СИЗО до рассмотрения дела в суде первой инстанции».
Редактор: Егор Сковорода
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке