Лариса Бойченко и Татьяна Москалькова. Фото: личная страница Ларисы Бойченко в ВК
Карельский депутат Эмилия Слабунова попросила лишить должности местного омбудсмена Ларису Бойченко. В ежегодном докладе уполномоченной по правам человека Слабунова обнаружила целые отрывки, скопированные из докладов федерального омбудсмена Татьяны Москальковой и ее предшественников — и практически «ни слова про Карелию, про ее граждан и нарушение их прав».
Депутат Заксобрания Карелии от партии «Яблоко» Эмилия Слабунова еще в начале ноября направила уполномоченной по правам человека в России Татьяне Москальковой обращение, в котором попросила лишить должности карельского омбудсмена Ларису Бойченко. Раскритиковав работу Бойченко, депутат обвинила ее еще и в плагиате: омбудсмен скопировала отрывки своего отчетного доклада у самой Москальковой и ее предшественников.
Должность уполномоченного по правам человека в Карелии Лариса Бойченко получила в сентябре 2019 года. До этого Бойченко, бывший преподаватель Петрозаводского госуниверситета и Всероссийского университета юстиции, была членом Общественной палаты Карелии, председателем карельского Центра гендерных исследований и руководителем регионального отделения Общероссийского общественного Движения женщин России.
Ее работа на новом посту началась с проверки информации о пытках в петрозаводской ИК-9 — о них впервые подробно рассказала «Медиазона». Нарушений прав заключенных Бойченко там не заметила. Позже она назвала «непонятным роликом» видео, на котором начальник ИК-9 Иван Савельев и его заместитель Иван Ковалев бьют заключенного. Омбудсмен посчитала, что человек на видео «совершенно не похож на руководителя ИК-9» Ивана Савельева — при этом Следственный комитет предъявил обоим обвинения в превышении полномочий.
Слабунова рассказала «Медиазоне», что ознакомилась с ежегодным докладом Ларисы Бойченко еще в апреле, после чего ей «стало худо». По закону уполномоченный по правам человека должен ежегодно направлять отчет о своей деятельности в законодательный орган региона, в котором работает.
«Как только аппарат Заксобрания получил доклад Бойченко за 2019 год, я в него заглянула, — рассказывает Слабунова. — В большинстве разделов увидела только общие слова, лишь в паре из них упомянуты какие-то конкретные случаи обращений жителей Карелии. В остальных — ни слова про Карелию, про ее граждан и нарушение их прав».
В первой же главе доклада Бойченко, посвященной охране здоровья и соцобеспечению, Слабунова заметила прямое заимствование из отчета уполномоченного по правам человека за 2013 год. В том же разделе Бойченко ссылается на недействующий приказ Минздрава, который не применяется с 2015 года.
«Я взяла разделы доклада и элементарно скопировала их в поисковик, — вспоминает Слабунова. — Так, разделы "2.1 Право на образование" и "2.3. Право избирать и быть избранным" оказались компиляцией обобщений, выводов и иных положений соответствующих разделов из доклада Татьяны Москальковой за 2018 год, без единой собственной буквы и упоминания о Карелии или собственной правозащитной деятельности».
По ее мнению, фрагменты доклада Бойченко выглядят «инородными», а сам документ «дискредитирует миссию и статус» карельского омбудсмена. В своем обращении депутат попросила Москалькову отозвать согласование кандидатуры Ларисы Бойченко, тем самым лишив ее должности.
«В одной нашей маленькой республике нарушений прав граждан хватит на целое государство, — уверена Слабунова. — При этом уполномоченный совершенно бездействует, в ее соцсетях — только фотографии из командировок. То она в Севастополе купила хлеб "Карельский", то у новых автозаков в Москве фотографируется». Также Слабунова отмечает, что после отправки ее обращения в Москву доклад за 2019 год с сайта уполномоченного по правам человека в Карелии исчез (но копия сохранилась).
Со Слабуновой согласна и член карельской ОНК Анна Адуашвили. В конце ноября она заболела коронавирусом и написала Бойченко обращение «ВКонтакте», призвав омбудсмена обратить внимание на очереди в поликлиниках Петрозаводска и общую загруженность врачей. «Врачи и люди брошены, как пушечное мясо, — писала Адуашвили. — Так вот, у меня вопрос к защитнику моих прав: почему мои права нарушаются? Где вы, Лариса Дмитриевна? Я не одна такая, нас сотни тысяч!»
По словам Адуашвили, омбудсмен и раньше не реагировала на ее обращения в соцсетях — вместо этого Бойченко просила высылать письма почтой, потому что у нее «нет аппарата».
Сама Лариса Бойченко не считает, что в ее докладе можно найти плагиат. «Что такое плагиат? — рассуждает она. — Это незаконное заимствование. У меня таких заимствований не было, потому что у меня не авторское произведение. У меня доклад о деятельности уполномоченного, который состоит из того, что мне прислали. Я обращаюсь ко всем: я пишу в районы, в министерства, своим общественным помощникам с просьбой, чтобы они мне предоставили материал, что именно было сделано».
Уполномоченная уверяет, что в будущем станет указывать ссылки на источники информации.
Что касается проблем со здравоохранением в Карелии в период пандемии — нарушений прав человека омбудсмен не нашла. По словам Бойченко, в конце ноября она провела проверку поликлиник №2 и №4, а также отделенческой клинической больницы Петрозаводска.
«Нарушений прав человека мы не нашли, потому что нет такого количества врачей в республике, чтобы эти очереди в поликлиниках можно было ликвидировать, — говорит Бойченко. — Врачи работают на износ, это есть. Но в будущем надо решать все эти проблемы. Мы обратились и выслали все эти предложения в наш оперативный штаб по борьбе с коронавирусом в Карелии».
Какие именно предложения она выдвинула, Бойченко по телефону рассказывать отказалась: «Ну вы напишите мне письменно все вопросы, которые хотите задать, в виртуальную приемную. Все, пока не могу больше говорить. До свидания!».
Редактор: Егор Сковорода
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке