Фото: Юлия Лаврова
В транзитной зоне аэропорта Дохи находятся несколько сотен туристов, которые не могут вернуться в Россию — они должны были делать пересадку в тот момент, когда Минтранс резко ограничил число возвращающихся из-за границы пассажиров, которые могут принимать российские аэропорты. Страны, из которых вылетели туристы, тоже закрыли границы и обратно иностранцев уже вряд ли впустят.
31 марта во время пересадки в аэропорту столицы Катара Доха российские туристы узнали, что их рейсы в Москву и Петербург отменили на неопределенный срок.
Оксана Касина рассказывает, что летела вместе со своим трехлетним сыном в Москву с таиландского острова Пхукет с пересадкой в Дохе — она прилетела туда около полуночи с 30 на 31 марта. По словам Касиной, сотрудники аэропорта сразу же объявили, что рейс в Москву задержится на девять часов.
«Мы должны были вылететь ранним утром, рейс перенесли на 12 дня, — говорит она. — Через несколько часов сотрудники "Катарских авиалиний" сообщили нам, что никуда мы пока не полетим, так как Россия не хочет принимать наш рейс».
Именно 30 марта Министерство транспорта России объявило о временных ограничениях на возвращение российских граждан из иностранных государств — теперь в Москве они могут прилететь только в аэропорт Шереметьево, не более 500 человек в сутки. Лимит установлен и в других российских городах — не более 200 человек в сутки.
Москвичка Елена Борисенко (фамилия изменена) говорит, что, по ее подсчетам, в транзитной зоне аэропорта Дохи сейчас от 380 до 470 россиян. Похожую оценку числа российских туристов, вспоминает Оксана Касина, дал и один из сотрудников аэропорта. Примерно о пятистах застрявших туристах говорит и петербургский психолог Ирина Розенберг, которая рассказывает о развитии ситуации в аэропорту на своей странице в фейсбуке.
«Больше всего пугает неопределенность — непонятно, когда мы улетим и улетим ли», — признается Борисенко.
По словам Касиной, 31 марта сотрудники аэропорта попытались посадить туристов, находившихся в транзитной зоне, на обратные рейсы в те страны, откуда они прилетели в Катар на пересадку.
«Сменили гейт, но когда мы стали спрашивать, что это за рейс, нам ответили: "Мы отправляем вас туда, откуда вас привезли". Естественно, мы подняли шум: там были туристы из Таиланда, Австралии, Шри-Ланки, с Бали, Мальдив. Стали объяснять сотрудникам, что ни одна из этих стран нас обратно не примет и мы никуда не полетим».
Люди были «на пике паники», вспоминает туристка. Багаж забрать им не разрешили, детские коляски — тоже. «Мой сын так и уснул в железной тележке аэропорта, — говорит Касина. — Сначала нас отправили в лаунж-зону, затем приехал консул [России в Катаре] и решил вопрос с предоставлением номеров в отеле для туристов с детьми. Нас просят не покидать комнаты, завтрак и обед приносят в номер. Прогнозов — никаких. Консул сказал, что Москва не примет нас "числа до десятого" и, как вариант, нас могут отправить в Сочи, где мы должны будем сесть на карантин. Я готова уже куда угодно улететь, лишь бы нас увезли отсюда».
«Мы в аэропорту. Они не знают что с нами делать. Консул (чихающий и кашляющий) просто хочет поскорее от нас избавиться. Последняя инфа — в течение суток, полутора вывезут в Сочи и оставят там на 14 дней в изоляции. Как это все будет происходить, консула не интересует, его задача избавиться от нас», — пишет Ирина Розенберг.
Застрявшие в катарском аэропорту туристы рассказывают, что 31 марта и 1 апреля там должны были пересаживаться российские туристы еще нескольких рейсов. Многих «развернули» уже на стойке регистрации, говорит Ксения Егорова (имя изменено): «В полпервого ночи 1 апреля мы должны были вылетать в Доху из балийского Денпасара "Катарскими авиалиниями". На чек-ин нам сказали, что не могут нас зарегистрировать на рейс из-за запрета на въезд в Россию. У какой-то женщины в очереди случилась то ли истерика, то ли паническая атака. Как я поняла, у них с мужем проблемы с деньгами, и они не были готовы к тому, что не улетят».
Финансовые затруднения испытывают многие из возвращавшихся туристов, говорит Егорова. Им с мужем пришлось снять номер в отеле недалеко от аэропорта, долго ли они там будут вынуждены прожить — никто не знает. По ее словам, не знает этого и Илья Ильин, заведующий консульским отделом посольства России в Индонезии, откуда прилетела туристка (на звонок и сообщение корреспондента «Медиазоны» он не ответил).
«Мы общались с людьми: у многих заканчиваются медикаменты, кто-то на инсулине, одна женщина оставила в Москве троих детей, у другой за это время мать попала в больницу с инсультом, — продолжает Ксения Егорова. — Реальных действий от нашего консула я не вижу. Сказал нам, что они "не сидят, сложа руки", но пока новостей никаких».
Не понимают застрявшие в аэропорту россияне и то, как они смогут получить обещанные премьер-министром Михаилом Мишустиным деньги — 31 марта он поручил министерству финансов выделить средства на поддержку оставшихся за рубежом россиян:
«Ильин [из российского посольства в Индонезии] говорит, что пока инструкций никаких не было, — говорит Егорова. — А вообще он просит, чтобы мы на него не жаловались, а то он получит по шапке, уедет и мы останемся одни. Сказал нам как-то: "Весь мир живет в хаосе, смиритесь!". А потом, когда люди спросили его, какой исход может быть самым худшим, посмеялся: "Такой — мы все умрем!"».
Туристы, которые должны были пересаживаться в Дохе, но даже не смогли вылетели из Бангкока в Таиланде, тоже напрасно «обрывают телефоны» посольства России, рассказывает москвичка Юлия Саидова : «В МИДе нам сказали только, что забрать нас может лишь "Аэрофлот", но он отменил все рейсы до 5 апреля. Мы не хотим, чтобы нас эвакуировали и готовы заплатить за билеты — но рейсов нет!».
В министерстве иностранных дел на запрос «Медиазоны» о том, когда россияне из Дохи и других городов смогут вернуться на родину, не стали отвечать ничего конкретного, сообщив, что «рабочая группа координирует возвращение». Оперативный дежурный ведомства Андрей Куликов уверяет: «У нас не только в Дохе российские граждане сейчас находятся, а порядка 400 тысяч в разных точках [мира], и все ими занимаются».
Редактор: Егор Сковорода
Обновлено 2 апреля в 17:13. В 3:30 ночи 2 апреля два самолета «Катарских авиалиний» все-таки вылетели в Москву и Петербург, сообщили «Медиазоне» российские туристы. По словам Ирины Розенберг, после посадки в Петербурге они провели еще пять часов в аэропорту, после чего петербуржцы отправились к себе домой, а жители других регионов были помещены в обсервацию. Прилетевших в Москву изолировать не стали, сказала Оксана Касина. Российские туристы из Бангкока и Денпасара, чьи стыковочные рейсы были отменены из-за ограничения Минтранса, по-прежнему находятся за границей.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке