Мария Алехина в суде 10 июля 2018 года. Фото: Александр Бородихин / Медиазона
Суд оштрафовал на 400 тысяч рублей участницу Pussy Riot Марию Алехину, признав ее дважды виновной в уклонении от обязательных работ (в обоих случаях — статья 20.25 КоАП), назначенных ей за баннер «С днем рождения, палачи» на здании ФСБ на Лубянке и за запуск перед тем же зданием бумажных самолетиков в поддержку Telegram. Чтобы поймать Алехину, приставам пришлось ее караулить в другом суде — там рассматривался иск, который подала к активистке администрация колонии в Нижегородской области. «Медиазона» рассказывает, как Алехину ловили в одном суде, чтобы доставить на другое заседание.
Утром 10 июля Мария Алехина приехала в Измайловский районный суд на очередное заседание по иску, который к ней и изданию «Собеседник» направила нижегородная исправительная колония №2. Претензии женской ИК-2 вызвали слова Алехиной о тяжелых условиях труда заключенных. Колония настаивает, что Алехина и редакция «Собеседника» распространяют слухи, которые подрывают авторитет учреждения.
Во время рассмотрения одного из ходатайств Алехина и соответчик по иску — автор статьи на «Собеседнике» Сергей Ежов — вышли покурить. У дверей суда Алехину встретили судебные приставы, которые пообещали после окончания заседания задержать ее за уклонение от исполнения обязательных работ. Через некоторое время после окончания заседания приставы зашли в суд и стали искать Алехину — в итоге участницу Pussy Riot задержали у запасного выхода. Трое сотрудников ФССП вывели Алехину из суда, посадили в автомобиль и уехали. Вслед за ними поехали также друзья Алехиной Дмитрий Энтео, Ольга Шалина и адвокат Светлана Сидоркина.
Машине с приставами и Алехиной пришлось преодолеть длинный путь на другой конец Москвы — из северо-восточного района Измайлово в западные Раменки, где располагается московское управление Федеральной службы судебных приставов. В здание вместе с Алехиной на составление протокола пустили только адвоката Сидоркину, процедура заняла не менее часа. По словам адвоката, существенное время потребовалось приставам, чтобы внести изменения в текст протокола. Наконец, в шестом часу вечера документы были заполнены и Алехину повезли в судебный участок №199 района Кунцево, где ее делом занялась мировая судья Полина Трембачева.
Заседание началось с существенной задержкой: сначала приехавшего без четверти шесть корреспондента «Медиазоны» отказывались пустить внутрь из-за неких «сложностей» с получением разрешения на участие в открытом заседании. Алехина более часа ожидала начала заседания внутри, рассказывая о переговорах между приставами. Например, приставов интересовал вопрос обхода блокировок Роскомнадзора:
— Ну что, с телеграмом так ничего и не сделали?
— VPN.
— VPN, конечно.
Наконец, собравшихся пустили в здание судебного участка, и началось заседание. Судья Полина Трембачева рассмотрела два протокола за уклонение от обязательных работ (часть 4 статьи 20.25 КоАП) в отношении Алехиной, последовательно отказавшись удовлетворять ходатайства о вызове прокурора и ведении протокола заседания. При этом Трембачева согласилась приобщить свидетельство о рождении сына участницы Pussy Riot — этот документ позволял Алехиной избежать ареста, который предстояло заменить штрафом.
Первые 40 часов обязательных работ суд назначил Алехиной за акцию у здания ФСБ на Лубянке: участница Pussy Riot развернула баннер «С днем рождения, палачи» 20 декабря 2017 года — в день работника органов безопасности и столетия ФСБ. Тогда Мещанский суд признал ее виновной по части 6.1 статьи 20.2 КоАП (участие в несанкционированной акции). Вместе с Алехиной на Лубянке задержали фотографов Дениса Бочкарева и Андрея Золотова. Бочкаров впоследствии также получил 60 часов обязательных работ.
Еще по 100 часов обязательных работ Алехина и Энтео получили после акции против блокировки Telegram все там же — у здания ФСБ на Лубянке, где участники акции запускали бумажные самолетики. Вместе с участницей Pussy Riot тогда задержали Энтео и еще 10 человек. 18 апреля суд признал Алехину виновной по части 1 статьи 20.2.2 КоАП (организация непубличного массового мероприятия, повлекшего нарушение общественного порядка). Двое активистов получили штрафы 10 и 20 тысяч рублей.
Назначенный 10 июля Алехиной штраф не означает, что ей более не нужно отбывать обязательные работы. На вопрос приставов, планирует ли она теперь явиться на эти работы добровольно, Алехина ответила отрицательно.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке