Обвиняемыми по делу о протестах в Баймаке стали 50‑летние фермеры‑близнецы
Брат-близнец 50-летнего фигуранта «баймакского дела» Илшата Ульябаева тоже стал обвиняемым, выяснила «Медиазона».
Мужчину зовут Иршат Ульябаев, ему вменяют участие в «массовых беспорядках» (часть 2 статьи 212 УК) и применение насилия в отношении силовиков (часть 1 статьи 318 УК). Об этом «Медиазоне» сообщили в Октябрьском районном суде Уфы, который избрал меру пресечения Иршату.
О том, что он находится в СИЗО по неизвестному уголовному делу, в начале июня первым написало издание «Идель. Реалии». В чем именно обвиняется Иршат и связан ли его арест с «баймакским делом», оставалось неясным.
Что такое «баймакское дело»?
17 января 20024 года Баймакский районный суд Башкортостана назначил четыре года колонии общего режима по делу о возбуждении ненависти или вражды экоактивисту и сопредседателю запрещенной ныне организации «Башкорт» Фаилю Алсынову. Поддержать Алсынова в день приговора собрались тысячи людей со всего Башкортостана. Силовики разогнали их, используя дубинки, слезоточивый газ и светошумовые гранаты. В ответ из толпы летели снежки и палки. Спустя несколько часов СК отчитался о возбуждении уголовного дела по статье о массовых беспорядках. Расследованием занималась группа из 33 следователей. Аресты по делу продолжались до конца апреля, два человека погибли после задержания, еще как минимум двое получили тяжелые травмы. Несмотря на то, что силовики не раскрывают число фигурантов и их имена, «Медиазона» по открытым источникам смогла насчиталать 76 обвиняемых по «баймакского делу».
Об аресте его брата Илшата Ульябаева стало известно еще в январе — о нем упоминали в чате поддержки задержанных после народного схода в Баймаке.
22 января Баймакский районный суд назначил Илшату 9 суток ареста по статье о неповиновении полиции (часть статьи 19.3 КоАП) за отказ покинуть территорию суда и «не препятствовать выезду спецавтотранспорта». Ульябаев признал вину.
На следующий день Советский районный суд Уфы отправил его в СИЗО уже по уголовному делу о «массовых беспорядках». Илшат Ульябаев стал первым обвиняемым, чье дело передали в суд. Сейчас его рассматривает Ленинский районный суд Орска в Оренбургской области.
Из карточки дела на сайте суда следует, что кроме участия в «массовых беспорядках» Илшата Ульябаева обвиняют по более тяжелой части 2 статьи 318 УК (применении опасного для здоровья или жизни насилия в отношении полицейских). Пока он единственный известный фигурант «баймакского дела» с таким обвинением.
Иршату Ульябаеву тот же Баймакский районный суд назначил 7 суток административного ареста за четыре дня до брата, 19 января. Его тоже обвинили в неподчинении требованиям полицейского. Вероятно, Иршат отбыл наказание полностью — только 1 февраля Октябрьский районный суд Уфы отправил его в СИЗО по уголовному делу. После меру пресечения дважды продлевали в Ленинском районном суде Уфы.
В карточках дела не было указано, по каким статьям обвиняют Иршата, а защита, скорее всего, не оспаривала его арест в Верховном суде Башкортостана.
Известно, что Илшат Ульябаев признал вину. Проект «Идель. Реалии» приводил его показания, оглашенные на суде в Орске: «Я оказался в потоке, и волна протестующих поволокла меня на сотрудников полиции. В этот момент кто-то сзади из протестующих сорвал у меня с головы шапку, которую кинули в полицейских. Крики [протестующих], а также то, что меня толкали сзади протестующие и сорвали мою шапку с головы, вызвали у меня непонятную агрессию, вследствие которой я нанес удары ногой и рукой сотруднику полиции. После этого мне удалось выскочить из толпы протестующих».
Согласно материалам дела, которое цитировало издание, Илшат подбежал «к поваленному на землю другими протестующими начальнику полиции Стерлитамака подполковнику [Рустаму] Асанову <…> и с разбега нанес ему удар ногой в область головы, после чего нанес по голове еще не менее одного удара ногой и не менее одного удара рукой», причинив «легкий вред [его] здоровью».
На заседании 20 июня стало известно, что Ульябаев перечислил потерпевшему силовику 30 тысяч рублей в качестве «компенсации морального вреда и возмещения расходов на лечение».
Знакомый Ульябаевых говорил журналистам «Идель. Реалий», что братьев, возможно, «били жестко, выбили признание только таким образом» — но правда ли это или только слухи, он точно не знал.
50-летние Илшат и Иршат Ульябаевым родом из села Нижнеисмаково. Братья вмести вели фермерское хозяйство, восстанавливали здание старой совхозной станции техобслуживания, разводили лошадей башкирской породы и производили кумыс. Об их успехах в 2020 году писала районная газета «Хайбуллинский вестник».
Проект «За права человека» писал, что у Илшата восемь несовершеннолетних детей, а жена больна раком.
У Иршата, согласно постановлению об административном аресте, на иждивении двое малолетних детей. Он просил суд учесть, что фермерское хозяйство, «где он работает директором, обеспечивает работой односельчан, надо спасать зерно, которое гниет на складе из-за перепада температуры».
«Медиазона» установила имена 76 человек, арестованных по «баймакскому делу», изучила их биографии и обстоятельства задержания. Для этого редакция использовала информацию с сайтов судов Башкортостана и из чатов групп поддержки в телеграме.