Журналистка Елена Костюченко рассказала о признаках отравления в Германии прошлой осенью
Журналистка Елена Костюченко, бывшая специальная корреспондентка «Новой газеты», рассказала The Insider и «Медузе» о том, что заметила у себя резкое ухудшение здоровья и признаки отравления во время поездки по Германии в октябре 2022 года.
Костюченко, написавшая в начале российского вторжения серию репортажей из прифронтовых городов Украины, в том числе из оккупированного Херсона, ехала из Берлина в Мюнхен подать документы в украинское посольство для новой командировки.
Первые признаки отравления, в том числе неприятный запах от тела, журналистка заметила спустя полдня после того, как приехала в Мюнхен утром 18 октября на ночном поезде. К вечеру того же дня у нее появились проблемы с концентрацией, головные боли, сильную одышку при ходьбе и отстутствие сил. На следующее утро к этому присоединились боль в животе и головокружение.
Спустя несколько недель эти симптомы прошли, но вместо них у журналистки появились бессоница и ладонно-подошвенный синдром, когда ладони и ступни внезапно краснеют и отекают на время.
Костюченко записалась ко врачу, который принял ее только через десять дней и вначале объяснил внезапное ухудшение здоровья последствиями коронавируса. При этом после результатов анализа крови, оказавшихся подозрительными, врачи начали назначать ей все новые исследования и предположили возможность отравления.
Костюченко тогда, уже в декабре, обратилась в полицию, и после многочасового допроса ей дали назначение в клинику «Шарите». Из-за проблем во взаимодействии врачей с полицией провести необходимые анализы так и не удалось. В итоге в феврале 2023 года полицейские сообщили адвокату журналистки, что с момента предполагаемого отравления прошло слишком много времени и в крови не должно остаться следов, а в мае прокуратура решила закрыть дело.
По словам Елены Костюченко, находясь в Херсоне в марте 2022 года, она замечала за собой слежку — машину с антенной на крыше, приезжавшую к ее окнам две ночи подряд после комендантского часа.
Вскоре, когда она планировала следующую поездку, в Мариуполь, источник «Новой газеты» предупредил редакцию, что у знающих о планах журналистки «кадыровцев есть приказ найти и убить» ее. В качестве доказательств источник предоставил редакции отрывок из прослушки звонка Костюченко о поездке. О готовящемся убийстве журналистку также предупредил источник из украинской разведки, после чего она решила уехать из страны.
The Insider напомнил о других известных случаях отравлений эмигрировавших из России после начала войны журналистов и оппозиционных политиков. В октябре 2022 года такие симптомы обнаружила у себя ведущая «Эха Москвы» Ирина Баблоян в Тбилиси, а в мае 2023 года — глава фонда «Свободная Россия» Наталия Арно в Праге. «Агентство» в свою очередь рассказывало о признаках отравления за несколько месяцев до начала войны у бывшего посла США в Украине Джона Хербста, сейчас занимающего должность старшего директора Евразийского центра Атлантического совета.
В марте 2023 года московский политик Эльвира Вихарева, находящаяся в реестре «иностранных агентов», рассказала, что в свою очередь также была отравлена — солями тяжелых металлов. В июле она выложила предполагаемые результаты своих анализов. Опрошенные The Insider врачи отметили, что один из анализов, показывающий превышение уровня дихромата калия, был взят Вихаревой из научной статьи 2012 года, а с концентрациями ртути, которые были указаны в других справках, «человек если и выживет, то будет лежачим больным».