Подозреваемого в поджоге Корана на фоне мечети в Волгограде доставили в СИЗО в Чечне
Подозреваемого в поджоге Корана волгоградского студента Никиту Журавеля доставили в СИЗО Грозного. РИА «Новости» опубликовало ролик, в котором автозак с ним в Чечне встречают «возмущенные жители региона».
В руках у мужчин на видео однотипные транспаранты с надписями «Руки прочь от Корана!», «Народный суд сатанисту!», «Наша религия — наша жизнь» и другие. Как только машина с Журавелем приближается к толпе, один из собравшихся кричит: «Смерть фашистам! Защитим Коран!».
«Мы сегодня собрались здесь, чтобы показать всему миру, что мы не дадим в обиду традиционные ценности нашей страны и религии. <…> Мы очень рады, что этого человека передали в нашу республику. Мы исправим его, покажем ему, что он не прав. Никто не будет его ни мучить, ни убивать. Я уверен, что через месяц у него будут совсем другие мысли уже», — цитирует РИА «Новости» слова одного из пришедших.
Журавелю вменяют статью об оскорблении чувств верующих (часть 2 статьи 148 УК). Волгоградца преследуют за 11-секундный ролик с открытым Кораном, страницы которого горят. Автор видео отдельно наводит фокус на обложку книги и мечеть на фоне.
О задержании студента стало известно 20 мая. На видео, которое распространила ФСБ, его останавливают двое полицейских, когда он на велосипеде едет с рюкзаком службы доставки «Самокат». Вскоре к месту задержания подъезжает микроавтобус; из него выбегают силовики, которые затаскивают курьера внутрь, бросив его велосипед на дороге.
После склейки идут кадры со студентом, лежащим лицом в пол. Вначале он связывает задержание с тем, что он «снимал истребители». В ответ голос за кадром называет дату предполагаемого сожжения Корана — 4 мая — и требует «поэтапно» рассказать, «как он к этому пришел».
«Мне написали люди в телеграме <…> [из] телеграм-канала <…> из Украины <…> [Они] просто ведут телеграм-канал и хотят помочь своей стране <…> Они мне деньжат предложили», — отвечает Журавель на вопросы силовика.
Вскоре на новом отрывке студент говорит на камеру, что «приобрел Коран по заданию СБУ и сжег его 4 мая 2023 года», «отправил видеоматериалы сотрудникам СБУ», а «за данную работу [ему] должны были выплатить 10 тысяч рублей». При этом лицо Журавеля заблюрено, и точно сказать, зачитывает ли он заготовленный заранее текст, невозможно.
На следующий день после появления информации о задержании юноши, 21 мая, Следственный комитет выпустил пресс-релиз, в котором отмечалось, что видео с сожжением Корана «было опубликовано в публичном доступе на интернет-портале, подконтрольном ЦИПсО ВСУ». Ведомство добавило, что по решению их председателя Александра Бастрыкина расследование дела передадут из управления СК по Волгоградской области в управление по Чечне.
22 мая суд в Волгограде отправил Журавеля в СИЗО. Во время заседания юноша признал вину и попросил прощения. «Мой поступок был очень плохой, мне действительно стыдно перед всеми мусульманами мира», — сказал он журналистам.