Суд в Сергиевом Посаде начал рассматривать дело соратников Тесака, их обвиняют в убийстве четырех человек в 2003 году
В Сергиево-Посадском городском суде прошло первое заседание по делу соратников умершего неонациста Максима Марцинкевича (Тесака), их обвиняют в нескольких убийствах по мотивам ненависти, совершенных во середине двухтысячных. Об этом «Медиазоне» сообщил адвокат Игорь Поповский, представляющий интересы одного из обвиняемых, Андрея Кайля.
Дело рассматривает суд присяжных. По словам адвоката, на первом заседании прокурор заявил ходатайство об исследовании протоколов обысков у его подзащитного и еще одного обвиняемого, а также протоколов осмотра изъятого.
«Там просто книги разной тематики, исторические, — сказал Поповский. — Это такой прокурорский ход, они хотят у присяжных сформировать предубеждение. То есть понятно, люди увлекаются историей. Там, например, книга "Доктрина фашизма" Муссолини. Это так [сделано] для присяжных, что вот, они читают книги про фашизм, значит, они тоже фашисты. Практически все книги, которые изъяли, куплены в магазине, у них есть издательство, автор, они все в открытом доступе, даже в печатном виде. Они не признаны экстремистскими или каким-то еще».
Андрея Кайля и еще пятерых человек — Семена Токмакова, Павла Хрулева, Алексея Гудилина, Александра Лысенкова и Максима Хотулева — обвиняют в убийстве двух и более лиц, совершенном с особой жестокостью по мотивам национальной ненависти (пункты «а», «ж», «л» части 2 статьи 105 УК).
По версии следствия, осенью 2003 года Марцинкевич и другие фигуранты, входившие в неонацистскую группу под руководством Токмакова, убили двух человек в Смоленской области, а в декабре того же года — еще двух человек в Сергиево-Посадском районе Подмосковья. После этого, как писал СК, обвиняемые разослали в посольства нескольких государств обращения о нетерпимости к иностранцам.
Сам Марцинкевич тоже проходил обвиняемым по этому делу, его обвиняли в организации убийств (часть 3 статьи 33, часть 2 статьи 105 УК). В феврале 2023 года Мытищинский городской суд прекратил уголовное преследование Тесака в связи с его смертью — об этом попросил его отец. Семья приняла такое решение, поскольку в конце прошлого года дело Марцинкевича выделили в отдельное производство и отказали ему в рассмотрении его судом присяжных. Дело других подсудимых передали в Сергиево-Посадский городской суд.
По словам адвоката Поповского, только двоим из шести подсудимых — Кайлю и Токмакову — предъявляют оба эпизода убийств, «остальным по одному». Токмаков на предварительном следствии давал признательные показания, другие себя виновными не признавали. «Наша позиция, что [Кайль] не причастен», — сказал адвокат.
Также в 2007 году, по версии обвинения, Марцинкевич и другие его соратники — Сергей Маршаков, Сергей Коротких и Максим Аристархов — убили уроженца Дагестана и еще одного человека в парке «Лосиный остров» в Мытищах, а затем опубликовали видео «Казнь таджика и дага» в интернете.
В июле прошлого года суд в Мытищах приговорил Маршакова и Аристархова к 17 и 16 годам строгого режима по делу об этом убийстве.
«У нас этот эпизод в деле есть, но никому из присутствующих его не вменили, потому что это не они. Это два досудебщика, которые были выделены», — пояснил адвокат Поповский.
Осужденного на десять лет по делу ультраправого движения «Реструкт» Марцинкевича нашли мертвым в СИЗО в сентябре 2020 года во время этапирования из Красноярска в Москву. По версии силовиков, неонацист совершил самоубийство.
В СК утверждали, что перед смертью Тесак признался в причастности к двум двойным убийствам и рассказал о месте захоронения трупов. Это, по мнению следователей, стало «очень серьезным мотивом для лишения себя жизни». Тесак отказался от этих показаний в третьей из обнаруженных предсмертных записок. Следственный комитет отказался возбуждать дело о смерти неонациста в челябинском СИЗО.