Тяжелобольного фигуранта «пензенского дела» поместили в карцер после отказа от признательных показаний и рассказа о пытках
Тяжелобольного фигуранта дела о «террористическом сообществе "Сеть"» Армана Сагынбаева, находящегося в пензенском СИЗО-1, поместили на три дня в карцер после того, как он сообщил, что дал признательные показания под пытками. Об этом «Медиазоне» рассказала его мать Елена Стригина.
По ее словам, 14 сентября, на следующий день после заседания по продлению ареста, при обыске у Сагынбаева нашли лезвие — мать считает, что его подбросили. Арестант стал утверждать, что лезвие ему не принадлежит.
«На его возмущения о том, что ему было неоткуда взять лезвие, поскольку он все время был в камере, сотрудники СИЗО ему ответили — значит, из суда с собой привез. Где всех на входе досматривают», — рассказывает Стригина.
Сегодня, 17 сентября, его перевели из карцера в камеру, но не ту, где он содержался до этого, а в новую — «холодную, без горячей воды, зная при этом, что он тяжело болел».
По словам Стригиной, поскольку ее сын тяжело болен, ранее адвокату удалось добиться перевода в более комфортную камеру, поскольку у Армана Сагынбаева «была температура под сорок». А после отказа от признательных показаний и помещения в карцер, его поместили в камеру, которая еще хуже, чем была в самом начале. Стригина опасается, что это может критически отразиться на здоровье ее сына.
Арман Сагынбаев был задержан в ноябре 2017 года, до сентября 2018 года он не отказывался от признательных показаний.
Что такое «пензенское дело»
Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева, Андрея Чернова и Армана Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Максим Иванкин и Михаил Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.
Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом. В ФСБ утверждают, что все арестованные состояли в подпольной организации «Сеть» и намеревались во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж. Ячейки «Сети» якобы действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.
Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно рассказывали Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский а в сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. О допросе с применением электрошокера говорил и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища.
Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов.
СК уже отказался возбуждать уголовные дела о пытках Филинкова и Капустина — следователь решил, что Филинкова сотрудники ФСБ законно били электрошокером, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.
Часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), по которой возбуждено и расследуется «пензенское дело», предусматривает от пяти до 10 лет лишения свободы.