Страдающий от рака прямой кишки заключенный красноярской колонии пожаловался в ЕСПЧ на неоказание медпомощи
38-летний Сергей Козин, у которого выявлен рак прямой кишки, направил в Европейский суд по правам человека жалобу на условия содержания в исправительных учреждениях Красноярского края, сообщила «Медиазоне» юрист Регина Гаязова, которая по инициативе правозащитной организации «Зона права» представляет интересы пострадавшего.
Как считает заключенный и его представитель, в отношении Козина российские власти нарушили статью 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) и статью 13 (отсутствие эффективных средств правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Сергей Козин был осужден на пять лет колонии за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения и с августа 2014 года находится в исправительных учреждениях Красноярского края. Срок наказания истекает в июне 2019 года.
Из-за рака прямой кишки Козину провели операцию, в результате которой часть кишечника выводится наружу через отверстие в брюшной полости. Он испытывает постоянные боли и ежедневно нуждается в смене калоприемников и в особой гигиене. Мужчину признали инвалидом второй группы.
По словам осужденного, калоприемники ему присылает мама, так как тюремные аналоги не герметичны, не пригодны для перемещения, с ними можно только лежать. Симптоматическая терапия в виде болей устраняется таблетками анальгина, на который у Козина аллергия. Специального питания не предоставляется, еду из столовой ему носят сокамерники, получающие за это чай и сигареты.
Другие осужденные подтвердили, что Козин испытывает тяжелые страдания, отмечает его представитель. Ему приходится соблюдать режим наравне с остальными. Он просыпается в 6 утра и выходит на зарядку. Его содержат в секции, где находятся 23 человека, при этом из-за болезни от него исходят неприятные запахи. В отряде, где находится Козин, отсутствует душ, а умывальник не оснащен горячей водой. Мужчине приходилось отказываться от посещения бани, так как он испытывал дискомфорт перед сокамерниками и избегал конфликтных ситуаций. В медсанчасти врачи избегают встреч с Козиным.
Мужчина написал заявление на имя начальника ИК-7 о предоставлении средств реабилитации, на что один из его подчиненных ответил: «Жалобщиков у нас не любят».
Медицинская комиссия не раз уже приходила к выводу, что Козин имеет право на освобождение из колонии в связи с тяжелой болезнью. Однако суды шесть раз поддерживали позицию прокуратуры и отказывали в удовлетворении ходатайства на том основании, что вся необходимая симптоматическая помощь оказывается в тюремной больнице.
Независимые эксперты, к которым обратилась красноярский адвокат осужденного Наталья Монс, выявили, что получаемое Козиным лечение не соответствует действующим медицинским стандартам. В частности, пациенту не проведены инструментальные методы исследования, не назначались лекарства, которые необходимо было прописать; не выполнялись немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации; не предоставлены технические средства реабилитации (например, калоприемник — 30 штук в месяц).
Кроме того, согласно заключению специалистов, Козин не получил необходимого курса лечения паллиативной химиотерапией, рекомендованной специализированным онкологическим учреждением.
«Данное обстоятельство могло повлиять на рост метастазов в кости таза, усилить болевой синдром, ускорить запущенный злокачественный процесс, тем самым сократить жизнь Козину», — отмечается в выводах независимых экспертов.
В сентябре 2016 года при рассмотрении седьмого по счету ходатайства мужчины Красноярский краевой суд отказался приобщить к материалам дела заключение независимых специалистов, поскольку «оно не имеет отношение к материалам дела». Таким образом, апелляционная инстанция признала законным отказ суда первой инстанции в освобождении Козина из колонии.