В Москве задержали внештатного автора «Новой газеты» Али Феруза
Московские полицейские задержали внештатного корреспондента «Новой газеты» Худоберди Нурматова, сообщила «Медиазоне» пресс-секретарь газеты Надежда Прусенкова. В газете он публиковался под псевдонимом Али Феруз.
По ее словам, Нурматов сейчас находится в ОВД по Пресненскому району Москвы, с ним «работают сотрудники ФСБ». К нему едут адвокаты «Новой газеты».
Прусенкова отметила, что у Нурматова сложная ситуация с документами: он обращался с запросом на получение статуса беженца из Узбекистана, суд ему отказал, но потом решение суда было отменено. Нурматов учился в России, затем юность провел в Узбекистане, где занимался гражданским активизмом. Позже ему пришлось уехать из страны из-за проблем с властями.
«Здесь он утратил все документы, и мы последний год занимались тем, что пытались восстановить его документы. У него сейчас на руках есть отмена решения об отказе в предоставлении статуса беженца», — сказала Прусенкова. Она отметила, что Нурматов сотрудничал с изданием примерно год.
«На данный момент мы привлекли адвокатов, чтобы помешать его экстрадиции в Узбекистан и добиться того, чтобы он остался в нашей стране», — рассказал «Интерфаксу» главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов.
Предположения издания Life о задержании Нурматова в связи с террористической деятельностью Прусенкова назвала бредом.
Обновлено в 14:52 На сайте «Новой газеты» появилось заявление редакции по поводу задержания корреспондента. В нем говорится, что Нурматова задержали утром у подъезда дома, когда он собирался поехать в аэропорт за документами из Узбекистана.
«Он гражданин Узбекистана, хотя вырос в России, на Алтае. В Горно-Алтайске живет его мама, гражданка России. Окончив там школу, Али вернулся на родину, в Узбекистан. Восемь лет назад он вынужден был оттуда бежать обратно в Россию. Одна из причин, по которой Али уехал из Узбекистана: тамошние спецслужбы принуждали его к сотрудничеству», — отмечают в редакции «Новой газеты».
Паспорт у Нурматова украли в 2012 году, но вернуться в Узбекистан для его восстановления он не мог из-за опасения оказаться в заключении. «Мы полагаем: известие о том, что Али сотрудничал с террористами, пришли нашим спецслужбам от их коллег из Узбекистана. А у узбекских спецслужб были свои мотивы», — заключает редакция.