Академики РАН подписали открытое письмо с критикой директора ФСБ за слова о чекистах и «перегибах» в годы репрессий
Академики и члены-корреспонденты РАН раскритиковали интервью директора ФСБ Александра Бортникова, которое он дал «Российской газете» накануне Дня работника органов безопасности и столетия спецслужбы, пишет «Коммерсант».
Академик РАН, физик Сергей Стишов, передавший открытое письмо «Коммерсанту», рассказал, что оно было написано после публикации интервью главы ФСБ, в котором тот рассуждал о Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), репрессиях и работе современной спецслужбы.
Говоря о репрессиях 1930-х годов, Бортников говорил о судьбе самих чекистов, указав что из них жертвами репрессий стали 22 618 человек. Как отмечает «Коммерсант», в интервью Бортников не говорил «о судьбе простых граждан, которые, по оценкам современных историков, составляли большинство среди жертв сталинских репрессий».
«Когда я прочел интервью, где господин Бортников рассказывает, что большинство решений в 1930-х были по делу… Что путем репрессий страна наказывала плохих чекистов и плохих партработников… Мне захотелось спросить: а за что наказывали ученых? За что наказывали артистов, художников? За что наказывали крестьян, рабочих, простых граждан?» — приводит газета слова Стишова.
Физик предложил коллегам по научному «Клубу 1 июля», созданному в 2013 году академиками, недовольными реформой РАН, отреагировать на интервью Бортникова.
«По-видимому, впервые после XX съезда КПСС (1956 год) одно из высших должностных лиц нашего государства оправдывает массовые репрессии 1930-40-х годов, сопровождавшиеся неправосудными приговорами, пытками и казнями сотен тысяч ни в чем не повинных наших сограждан», — говорится в письме.
Академики напомнили о гибели в результате репрессий тысяч ученых и инженеров, высшего командного состава Красной армии, а также о массовых депортациях.
«Мы решительно протестуем против ревизии представлений о бесчеловечной и антинародной сущности репрессий», — сказано в письме, авторы которого призывают присоединиться к ним «всех здравомыслящих людей».
«Еще за год до XX съезда КПСС, где разоблачался культ личности Сталина, был подготовлен доклад Хрущева о культе личности и его преодолении. Этот текст читался по собраниям коллективов, по парторганизациям — и отец, преподававший в МГУ, дал мне прочитать этот закрытый доклад <…> Сейчас у нас есть достоверные свидетельства того, какие были репрессии, как спускались планы по количеству арестованных или расстрелянных. Вот почему это интервью нас так задело», — объяснил Стишов.
Ученый добавил, что его коллеги не ждут ответа на свое письмо от Бортникова: «Просто как человек, рожденный в 1937 году, я хочу предупредить: "Люди, будьте бдительны"».
Бортников дал большое интервью «Российской газете» перед 100-летием ЧК. В беседе с главным редактором газеты глава ФСБ говорил, что «чрезвычайные меры» чекистов были продиктованы чрезвычайностью ситуации, в работе НКВД были «перегибы» на местах, а массовые репресии закончились после 1938 года.
Читайте также