«Новая газета» опубликовала рассказ первого гея, написавшего заявление в СК о пытках в чеченской «секретной тюрьме»
«Новая газета» опубликовала свидетельства Максима Лапунова, который рассказал о задержании и пытках в «секретной тюрьме» для геев в Чечне. В момент публикации в пресс-центре «Новой газеты» началась пресс-конференция с участием Лапунова.
Продавец воздушных шаров и фотограф Максим Лапунов стал первым, кто решил назвать свое имя в связи с преследованиями в Чечне. Газета пишет, что в начале мая проживший в Чечне два года молодой человек позвонил на горячую линию «Российской ЛГБТ-сети». Он рассказал, что в марте чеченские силовики задержали и 12 суток удерживали его в одном из подвалов — возможно, в здании управления уголовного розыска МВД по Чечне.
«Над ним издевались только по одной причине: Максим — гей. Его пытали, требуя сдать таких же, как он, геев. Его били за то, что он, русский, приехал в Чечню и "портил" чеченцев», — пишет «Новая газета».
В конце августа Максима Лапунова представили уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой, и 22 сентября она передала его заявление на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Газета отмечает, что чиновники неоднократно говорили, что никто из предполагаемых заключенных «секретных тюрем» в правоохранительные органы не обращался.
В монологе Лапунова, который публикует газета, молодой человек подробно рассказывает об обстоятельствах своего задержания и о том, что с ним происходило в «подвале». Он называет имена людей, которые его удерживали и избивали.
13 октября омбудсмен Москалькова рассказала, что к ней обратился гей из Чечни и рассказал о преследованиях. Первые сообщения о тюрьме, где пытают чеченских геев, появились в начале апреля: «Новая газета» рассказала о тюрьме в Аргуне, а «Радио Свобода» — о тюрьме в чеченском селе Цоци-Юрт.
Чеченские власти отрицают преследование геев в республике. Организация Human Rights Watch со ссылкой на бывших заключенных «тюрем для геев» сообщала, что за пытками наблюдал спикер парламента республики Магомед Даудов. В ответ на это он сказал, что «продажные ревнители "прав человека" пытаются приписать мне рукоприкладство над теми, кого у нас не было никогда!».