ЕСПЧ присудил 23 тысячи евро чебоксарцу, выброшенному с гирей из окна отдела милиции
Европейский суд по правам человека обязал российское правительство выплатить 23 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда жителю Чебоксар Леониду Петрову, которого выбросили с гирей из окна здания районного отдела милиции, сообщает юрист Алексей Глухов, сотрудничающий с правозащитной организации «Зона права».
ЕСПЧ признал за российскими властями нарушения статьи 3 (запрет пыток) и статьи 5 Европейской конвенции по защите прав человека (право на свободу и личную неприкосновенность).
Петрова задержали в октябре 2006 года как подозреваемого и в наручниках доставили в Московское РОВД Чебоксар. По свидетельствам очевидцев, на момент задержания у мужчины не было телесных повреждений.
Как рассказал сам Петров, пьяные оперативники избивали его и угрожали изнасилованием, требуя признаться в краже и убийстве. Милиционеры сковали руки задержанного 40-килограммовой гирей и продолжили избивать его, а затем заставили мужчину встать на подоконник открытого окна и пригрозили выбросить его, позже выдав случившееся за попытку побега или суицида.
После очередного отказа Петрова признаться в убийстве оперативники вытолкнули его из окна.
Медики зафиксировали у мужчины закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга и многочисленные ушибы. В больнице его прооперировали. Милиционеров привлекли к дисциплинарной ответственности за то, что они оставили задержанного без надзора.
Следственные органы Чувашии 24 раза отказали в возбуждении уголовного дела в отношении милиционеров, 23 раза эти постановления отменили руководители следователей, которые проводили проверки с нарушениями. Последний отказ районный суд признал законным, его подтвердил и Верховный суд Чувашии.
Отказы в возбуждении уголовного дела в отношении милиционеров Европейский суд признал нарушением статьи 3 Конвенции.
Помимо этого, ЕСПЧ заключил, что Петрова фактически арестовали 6 октября 2006 года, но формально меру пресечения в виде аресте ему избрали только 10 октября. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ, протокол о задержании должен быть составлен в течение трех часов, после того как задержанного доставили в отдел. Но оперативники «беседовали» с Петровым в течение пяти часов.
Также Европейский суд признал нарушением статьи 5 Конвенции, что в больнице Петров был прикован наручниками к кровати и находился под конвоем.