Это самое, так сказать. Главное из расследования ФБК о заказчике покушения на Леонида Волкова
Никита Сологуб
Статья
12 сентября 2024, 19:42

Это самое, так сказать. Главное из расследования ФБК о заказчике покушения на Леонида Волкова

Леонид Невзлин. Кадр из расследования ФБК

Соратники Алексея Навального называют бывшего топ-менеджера ЮКОСа Леонида Невзлина заказчиком нападений на Леонида Волкова в Вильнюсе и жену экономиста Максима Миронова в Аргентине. «Медиазона» максимально кратко пересказывает 58-минутный фильм команды ФБК «Похитить. Избить. Поджечь».

5 июля на почту, указанную для связи на сайте ФБК, пришло письмо следующего содержания: «Добрый день! Вы знаете, кто проплатил и организовал нападение на Волкова? Вы знаете, что планировалось его похищение и переброска на территорию РФ? А кто организовал и проплатил провокации с макетом ШИЗО? А я знаю и могу доказать, есть переписки, а главное, аудиозаписи с заказчиком. Вы его знаете и даже дружите».

Отправитель оставил свой телефон и сказал, что готов говорить только с Леонидом Волковым и Марией Певчих.

8 или 9 июля Волков сам набрал автору сообщения. Тот рассказал, что избиение, а в дальнейшем похищение и вывоз оппозиционера в Россию готовились по договоренности с петербургским управлением ФСБ. Заказчиком он назвал Леонида Невзлина.

Невзлин — ближайший соратник Михаила Ходорковского со времен ЮКОСа. В 2003 году, когда олигарха арестовали, Невзлин успел выехать в Израиль и спустя пять лет был заочно осужден на пожизненное лишение свободы по обвинению в организации заказных убийств.

С началом войны в Украине в своих публичных выступлениях и постах в соцсетях Невзлин не делает разницы между режимом Путина и гражданами России. Ходорковский в интервью Юрию Дудю называл бывшего делового партнера «больше чем родственником».

Собеседник Волкова рассказал, что политика во время покушения должны были «забить молотками более сильно, до инвалидного кресла», и случиться это должно было раньше — но исполнители «буксовали».

За Волковым и Певчих долгое время следили, а фотоотчеты сбрасывали Невзлину, утверждал источник. В том числе исполнители присылали фотографии изнутри дома Певчих: якобы у заказчика «была идея фикс» заснять своих жертв «спящими».

В подтверждение звонивший стал присылать Волкову видео. Первое из них было снято в Женеве в 2023 году, когда там напали на Ивана Жданова на открытии инсталляции «ШИЗО» — макета камеры, в которой содержали Навального.

На втором видео, снятом в Буэнос-Айресе, оператор следует по улице за девушкой с детской коляской, а затем кричит по-английски: «Держись подальше от России!» — и пытается ее ударить. Жертва громко кричит. Девушка на видео — жена близкого к команде Навального экономиста Максима Миронова Александра Петрачкова. Позже издание The Insider выяснило, что напавший на нее гражданин Польши связан с организаторами нападения на Волкова; в расследовании упоминалось, что нападавший держал в руках телефон, это видно на кадрах с камер наблюдения.

Вместе с этими видео источник прислал Волкову копии переписки с аккаунтом Leonid Nevzlin; копии были плохого качества, камера одного телефона снимала экран другого. В одном из сообщений его автор отчитывается, что смог выяснить адрес штаб-квартиры ФБК. В ответ Leonid Nevzlin присылает тезисы по дискредитации Алексея Навального: тот обещал бороться с режимом, а сам бездействует и вообще фактически работает на Кремль. Сообщения написаны в октябре 2023 года, за четыре месяца до убийства Навального в колонии.

Затем отправитель присылает Leonid Nevzlin несколько фотографий оружия и добавляет, что «Волкова не было на митинге в Вильнюсе». В последующей переписке собеседники называют Волкова «посылкой», а исполнителей похищения — «почтальонами». В одном из сообщений говорится: «Коридор для посылки есть, но его должны подтвердить в течение одного-двух дней, так как посылка возвращается адресату не совсем добровольно». Позже в фильме ФБК показана переписка, из которой следует, что доставить «посылку» в Россию планировалось через Ригу и далее по морю на арендованном судне.

Из переписки также следует, что один из исполнителей нападения на жену Миронова в Аргентине вскоре вылетел в Нью-Йорк на публичную встречу с Волковым, однако Leonid Nevzlin настроен скептично: «Жаль, исходного плана по отправке не вышло». Кроме того, Leonid Nevzlin опасается, что «отправке» может помешать «кресло» (вероятно, инвалидное).

Чтобы верифицировать переписку, в ФБК решили проверить мелкие детали. Например, в одном из сообщений говорится о встрече Михаила Ходорковского с испанским адвокатом. В открытых источниках есть информация, что в этот день Ходорковский действительно находился в Мадриде. Кроме того, среди массива сообщений была фотография бельгийского ВНЖ Невзлина. ФБК нашел в реестре организацию, зарегистрированную на близких соратников Невзлина в той же коммуне, которая, судя по фотографии, выдала ему ВНЖ.

Еще одним косвенным доказательством того, что присланные материалы не были подделкой, ФБК называет стиль сообщений: особенности пунктуации в переписке, полученной от источника, характерны для Невзлина, подтверждает Мария Певчих, которая состояла с ним в переписке.

10 июля Певчих позвонила источнику. На 45-й минуте разговора он назвал свое имя: Андрей Матус. Человека с таким именем и фамилией не раз упоминали российские СМИ, например, телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» писал о нем в связи с делом криминального авторитета Шакро Молодого. Матуса в этих публикациях называли не иначе как «решалой».

Матус рассказал Певчих, что с 2019 года на протяжении трех лет он работал на Невзлина и Ходорковского, выполняя различные неформальные поручения, например, снабжал материалами расследовательский центр «Досье». Позже задания стали более рискованными. Например, когда после нападения на Волкова «произошла утечка», Невзлин попросил Матуса забрать телефоны у исполнителей, что он и сделал. В итоге, следует из фильма, недовольные работодатели заказали самого Матуса, и он решил обратиться в ФБК, рассчитывая на вознаграждение за информацию и помощь в переезде из России.

После первого же разговора с Матусом в ФБК пришли к выводу, что тот действительно хорошо осведомлен о структурах Ходорковского и Невзлина, например, он упоминал «безопасников» Кристийонаса Кучинскаса и Романа Желязко. Информация об этих людях подтвердилась по открытым источникам. Проверить свои выводы ФБК попросил двух независимых расследователей — Христо Грозева и Михаила Маглова.

Матус также рассказал, что Невзлин находился «в плотном контакте» с главным следователем по многим делам против Навального Романом Видюковым, которого после убийства политика повысили до замглавы следственного управления. По его словам, Невзлина, в частности, интересовало, куда этапируют осужденного политика.

«Он знал все, что происходит, ну, буквально за несколько дней до того, как [это] узнавал кто угодно, наверное, в этой стране или за пределами ее», — утверждал Матус в разговоре с Певчих. На прямой вопрос, сколько мог стоить доступ к такой информации, Матус ответил: 500 тысяч долларов.

Несколько раз Матус упоминал аудиозаписи своих разговоров с Невзлиным, но отказывался их присылать. Он пообещал дать их послушать при личной встрече.

Несмотря на очевидный риск, Волков и Иван Жданов встретились с ним в Черногории 12 июля. Разговор с Матусом сотрудники ФБК записывали на спрятанный диктофон, встреча происходила в ресторане.

На этот раз Матус назвал имя организатора, которому Невзлин заказал нападение на Волкова: это живущий в Риге Анатолий Блинов. Он также упоминал заказное уголовное дело против соратника Навального Владимира Ашуркова, якобы инициированное латвийской прокуратурой; как говорится в фильме, Ашуркова действительно допрашивали в Лондоне в присутствии латвийских силовиков.

Со слов Матуса выходило, что Невзлин оказался недоволен результатом покушения на Волкова и не заплатил исполнителям обещанные 250 тысяч долларов. Стороны начали шантажировать друг друга, тогда Невзлин и попросил Матуса отобрать у Блинова и исполнителей-поляков телефоны.

«Так я его побить и сам могу, — пересказывал Матус слова Невзлина. — Мне надо было, чтобы он там воробьям дули крутил. Вы там че ему, два синяка поставили? На этой теме находит коса на камень, и они от этого сливаются. А он им должен был насыпать бабла, 250 тысяч. 150 должны были забрать эти исполнители, ну и, грубо говоря, все, испариться», — слышно на записи, которую сделали Волков и Жданов.

В какой-то момент Матус предложил им подняться на второй этаж ресторана и там, как утверждается в фильме, включил запись телефонного разговора. Собеседники обсуждают нападение на жену Миронова в Аргентине, и человек с голосом, очень похожим на голос Невзлина, расстраивается, что девушка недостаточно пострадала. «Все через жопу было, это да, есть такая история», — произносит он. На записи на разные лады повторяются фразы-паразиты «это самое» и «так сказать». Оба оборота характерны и для речи Леонида Невзлина, обратили внимание в ФБК.

Обладатель голоса, похожего на голос Невзлина, требует сделать так, чтобы на самих исполнителей завели уголовное дело, например, по статье о госизмене. Матус на записи предлагает другой, более щадящий вариант — просто подкинуть им наркотики, но заказчик стоит на своем.

Оригиналы этих записей ФБК получить не удалось. Кроме денег, Матуса интересовала помощь с получением визы. Мария Певчих говорит, что предложила информатору дать показания польским следователям и стать свидетелем в деле об избиении Волкова, чтобы получить шанс попасть в программу защиты свидетелей. Матус обещал привезти телефоны исполнителей и отправить записи, но потом пропал и перестал отвечать на сообщения. В итоге часть переписки опубликовал пропагандистский канал RT.

Уже после встречи с Матусом, изучая переданные им переписки, в ФБК обратили внимание, что иногда заказчик нападения писал с другого аккаунта — Arye Bar Am, что на иврите означает «Лев, сын народа». На аватарке аккаунта — мешочек с символом доллара. В сервисе, позволяющем проверить, под каким именем тот или иной номер записан у других пользователей, видно, что настоящий контакт Леонида Невзлина как минимум однажды был сохранен как Arye Bar Am. В твиттере есть старый аккаунт с таким же ником, его автор поздравлял дочь Михаила Ходорковского с днем рождения и угрожал политологу Федору Крашенинникову, который критически отзывался об олигархе.

Рассуждая о мотивах Невзлина, Певчих сказала, что ни у ФБК, ни лично у нее никогда не было с ним серьезных конфликтов. Певчих познакомилась с Невзлиным в мае 2022 года, когда тот, будучи в Вильнюсе, попросил ее передать Волкову книгу с дарственной надписью и мельком упомянул, что у них не сложилось взаимопонимание.

Леонид Волков рассказал, что видел Невзлина два раза в жизни. В 2019 году они встречались на квартире Невзлина в Иерусалиме. Через несколько недель ФБК запускал проект «Умного голосования», который жестко критиковал Ходорковский и связанные с ним медиа. Навальный публично ответил олигарху. Тогда Невзлин стал засыпать Волкова сообщениями. «Да что вы делаете, да как вы смеете, да я за Мишу пасть порву, Миша — мой лучший друг, почему твой Леша так на Мишу катит бочку, да как он смеет, да что происходит? В каком-то таком стиле, как будто мы были лучшие друзья, а я его предал. То есть там был безумный поток угроз, мата и оскорблений, потому что он посмел обидеть Мишу», — вспоминает Волков. Навальный тогда посоветовал своему соратнику не отвечать на сообщения.

В мае 2023 года Невзлин стал снова писать Певчих: просил «урезонить Волкова» и «не идти в паблик», а потом предложил снова встретиться в Вильнюсе. Певчих эти сообщения тоже проигнорировала, но Невзлин продолжал ей писать, в частности, критиковал инсталляцию с ШИЗО Навального в Праге и скидывал вызвавшие его недовольство твиты Максима Миронова.

Во второй раз в жизни Певчих увидела Невзлина в Вильнюсе на конференции в мае 2023 года. После ее выступления тот взял в руки микрофон и обрушился с критикой на ФБК. «Это выглядело как какой-то припадок, если честно, про Волкова, про то, что его надо уволить, меня уволить, что мы все предатели и жулики, что ему угрожает Волков. Волков находился в зале и спросил: а как он может угрожать, если они общались только в 2019-м? Невзлин не отдал микрофон и продолжил говорить, что он знает, что ФБК готовит против него расследование», — рассказала Певчих. Модератор встречи, журналист Сергей Пархоменко, прекратил эту перепалку, а в ФБК тогда не посчитали этот скандал реальной угрозой.

«Леонид Невзлин опасен для окружающих, он психически ненормальный человек, уверовавший в свою исключительность, в право вершить судьбы», — приходит к выводу Певчих.

До публикации расследования Певчих позвонила Невзлину. Он ответил, что не причастен к нападениям на Волкова и Миронова. «Я не заказывал Волкова, не заказывал Миронова, не заказывал никаких коридоров», — сказал он. Сотрудники ФБК отправляли Невзлину скриншоты переписок, переданные Матусом, но ответа не получили.

Редактор: Дмитрий Ткачев

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке