Иван Асташин. Фото: личная страница в Instagram
Основным свидетелем обвинения по делу правозащитника и бывшего политзаключенного Ивана Асташина оказался бывший сотрудник туристической полиции Владислав Лазарев. Он уверяет, что в 2021 году был на «квартирнике» в Москве, где Асташин хвастался своим телеграм-каналом. Эти показания нужны следствию, чтобы доказать связь правозащитника и инкриминируемого ему поста о подрыве машины Захара Прилепина. Асташин настаивает, что такого человека никогда не видел и на подобных встречах в Москве не бывал. Показания экс-полицейского «Медиазона» обнаружила в материалах, которые следствие предоставило суду.
Иван Асташин появился в базе розыска МВД в декабре 2023 года. 23 мая 2024 года Черемушкинский суд заочно арестовал его по части 2 статьи 205.2 УК (оправдание терроризма). Дело расследует ГСУ СК по Москве.
Поводом для преследования правозащитника стал пост в телеграм-канале «Иван Асташин» о подрыве автомобиля провоенного писателя Захара Прилепина. «Еще один разжигатель войны и непосредственный ее участник получил заслуженную бомбу — в Нижнем Новгороде взорвался автомобиль Захара Прилепина. Пишут, что "деятель" тяжело ранен», — говорилось в посте.
Следствие усмотрело в этой публикации «лингвистические признаки оправдания, выраженного в форме утверждения о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании» и возбудило уголовное дело о публичном оправдании терроризма.
Следователю Лали Чкадуа было необходимо доказать, что бывший политзаключенный Иван Асташин и автор телеграм-канала «Иван Асташин» — это один и тот же человек. Сам Асташин на момент возбуждения дела уже покинул территорию России, допросить его было невозможно. Оперативно-разыскного мероприятия «отождествление личности», подтвердившего, что на аватаре телеграм-канала стоит фотография Асташина, для этого оказалось все же недостаточно.
Тогда 24-летняя следовательница допросила свидетеля — живущего в Люберцах 31-летнего предпринимателя в сфере ремонта Владислава Лазарева. Лазарев рассказал, что открыто выступает «против дискредитации политического строя Российской Федерации».
Весной 2021 года, говорил Лазарев на допросе, он посетил «общественное мероприятие, которое больше похоже на квартирник», неподалеку от станции метро «Электрозаводская» в Москве. О нем он узнал в телеграм-канале, который «пропагандировал правонаправленные движения». Мероприятие проходило на съемной квартире, участвовало в нем около 12 человек. Изначально, говорил свидетель, обсуждение касалось «развития здорового образа жизни». Когда выяснилось, что ни у кого из присутствующих нет денег на реализацию «плана по взаимодействию с муниципальными органами», один из присутствовавших стал высказывать «агрессивную позицию» против российских властей.
Этот человек представился Иваном Асташиным, показал свой телеграм-канал и сообщил, что «за ним будущее», уверял Лазарев. Обозначив, что решить проблемы в России можно только «путем открытой активной агрессии с использованием оружия», Асташин показал всем присутствовавшим свой телеграм-канал «Иван Асташин» и дал всем сфотографировать его название и никнейм, а также устно подтвердил, что единственным администратором, полностью контролирующим канал, является он сам.
На допросе Лазарев упомянул, что «ранее работал в полиции». Человек с такими паспортными данными действительно записан у пользователей GetContact как «Влад Туристическая полиция», «Влад Тур Полиция», «Влад Полк». В слитых базах данных до 2021 года в качестве места его работы был указан первый оперативный полк полиции управления МВД Москвы, в состав которого входит в том числе туристическая полиция. «Медиазона» позвонила Лазареву — он подтвердил, что номер принадлежит ему, но общаться отказался.
Асташин не смог опознать Лазарева по фотографиям, которые стояли на его аватаре в телеграме. По словам бывшего политзаключенного, в период своего пребывания в Москве с 2020-го по 2022 год он ни разу не был в квартирах в районе «Электрозаводской».
«Я этого человека первый раз вижу, я его вообще не знаю. Эти показания полностью выдуманы, от и до. Я не был ни на каком квартирнике, не был знаком с этим человеком, его показания понадобились, только чтобы связать меня с каналом "Иван Асташин", ведь у следствия нет никаких доказательств, что этот канал веду именно я», — рассказал он «Медиазоне».
В 2012 году Иван Асташин и еще восемь человек были осуждены по делу так называемой «Автономной боевой террористической организации». Асташину дали 13 лет строгого режима. Ему самому на тот момент было 19 лет. Позже срок снизили до девяти лет и девяти месяцев.
Фигуранты дела настаивали, что ФСБ выдумала организацию и искусственно объединила в нее людей, даже не знакомых друг с другом. Первая акция, которую ФСБ приписала АБТО, состоялась 20 декабря 2009 года, перед Днем сотрудников органов безопасности. Тогда активисты бросили бутылки с зажигательной смесью в окна отдела ФСБ по Юго-Западному округу Москвы и выложили видео с названием «С днем чекиста, ублюдки!».
Позднее ФСБ вменила молодым людям еще семь поджогов в Москве и Подмосковье: отделов полиции, торговых ларьков и общежития. Также им вменяли подготовку теракта на ТЭЦ в московском районе Перово. При этом физически пострадавших от этих поджогов и подрывов в деле не оказалось. Асташин в суде подтвердил только свое участие в акции «С днем чекиста!».
Редактор: Егор Сковорода
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке