Мы хотели бы сидеть вместе. Прокурор запросил срок троим сыновьям липецкого священника, собиравшимся воевать за Украину
Елизавета Нестерова
Статья
3 июля 2024, 11:39

Мы хотели бы сидеть вместе. Прокурор запросил срок троим сыновьям липецкого священника, собиравшимся воевать за Украину

Коллаж: Mila Grabowski / Медиазона

2-й Западный окружной военный суд за два дня рассмотрел дело против троих сыновей липецкого священника Игоря Ащеулова — Иоанна, Алексея и Тимофея, которые пытались вступить в легион «Свобода России» и уехать воевать на стороне Украины. В прошлом году молодых людей задержали в Курской области при попытке пересечь границу. Прокурор Эдуард Матвейчик запросил Иоанну, Тимофею и Алексею по 18 лет колонии строгого режима. Трое братьев отказались признавать себя виновными, но и показания в суде давать не стали, а потому гособвинитель зачитал протоколы их допросов.

«Медиазона» рассказывает, как прошло последнее заседание по этому делу и что братья Ащеуловы говорили сотрудникам ФСБ на допросах сразу после задержания на границе с Украиной.

Переписка с легионом «Свобода России»

Перед прениями прокурор Эдуард Матвейчик огласил последние письменные доказательства вины братьев Ащеуловых. Как стало известно на втором заседании, при задержании у братьев Ащеуловых изъяли паспорта, у Иоанна — флешку и телефон, а у Тимофея — клещи, отвертку — тестер напряжения и пластырь.

На единственном телефоне, найденном у братьев, были «Яндекс Карты» с историей запросов: улицы Петербурга, аптека, военторг, «купить компас», «курский автовокзал» и далее по населенным пунктам вплоть до границы с Украиной.

«Сообщил, что маршрут разработал совместно со своими братьями», — говорится в протоколе допроса старшего из братьев, Иоанна. Он также сказал следователю, что искал в «Яндексе» немецкое кладбище и местный монастырь, чтобы «ввести в заблуждение» сотрудников правоохранительных органов — как раз на случай задержания.

При этом телефон не был запаролен, и силовики легко изучили его содержимое. Там они нашли переписку Иоанна с представителем легиона «Свобода России», который предлагал Ащеулову три способа оказаться в Украине: самостоятельно пересечь границу России и Украины, пойти в российскую армию и сдаться ВСУ на территории Украины или заниматься партизанской деятельностью в России или Беларуси.

«Вы можете пробовать [перейти границу], где вам угодно. Для вашей безопасности необходимо, чтобы вы удаляли вашу переписку с нами. До связи», — написал через Gmail Иоанну пользователь под ником «ЛегионРФ». Этот контакт Ащеулов нашел на канале украинского блогера Владимира Золкина.

«Можешь найти сайт "Они любят войну" в интернете со списком всех публичных людей, кто поддерживал СВО или промолчал. Все они будут отвечать после войны, так что тебе лучше опубликовать пост с осуждением СВО. Ну, если ты ее не поддерживаешь, конечно. В противном случае тебя ждет арест имущества и запрет на профессии, связанные с педагогикой, политикой, журналистикой», — писал также Ащеулову «ЛегионРФ».

Весной 2022 года действительно был создан такой сайт, theylovewar.com, но теперь там рекламируют ставки на спорт в Казахстане.

Так как представитель легиона не пояснил, как безопасно пересечь границу, Иоанн также связывался с государственным украинским проектом «Хочу жить», куда обращаются российские военнослужащие, желающие сдаться в плен. Прокурор Матвейчик зачитал эту переписку:

— Если я пойду с Курска на Сумы пешком, нормально будет, или такой маршрут равноценен самоубийству? Благодарю за ответ, слава Украине!

— Здравствуйте, вы обратились к проекту «Хочу жить». Это государственный проект Украины, который является единым центром обращения военнослужащих РФ по сдаче в плен.

— Возможно, неправильно понял, просто уточнить по этому вопросу информацию почти не у кого.

— Легион «Свобода России» и РДК — совершенно отдельные проекты, к которым мы не имеем отношения. Мы не можем давать оценку такому типу вопросов. Мы работаем только с военными РФ, которые уже оказались на территории России и желают добровольно сдаться в украинский плен. Со сдачей в плен у нас очень простая механика.

«Хочу жить» не смогли дать оценку работе легиона «Свобода России», а вот Главное [разведывательное] управление Генштаба Минобороны России смогло: «Легион "Свобода России" комплектуется из российских военных-перебежчиков или обычных россиян, "придерживающихся правых взглядов"». Документ с такой формулировкой приложен к материалам дела, как и справка о том, что «ресурсы ЛСР создали ГУР МО Украины и ЦИПСО ВСУ при содействии Министерства цифровой трансформации».

Допросы

В самом начале процесса трое братьев сказали, что не отрицают все те события, которые описаны в деле, но виновными себя не считают.

Когда в процессе наступила завершающая стадия допроса подсудимых, от лица всех трех братьев выступил старший Иоанн. Он сказал, что с братьями принял решение не давать никаких показаний в суде, даже уточняющих, предложив гособвинителю Эдуарду Матвейчику зачитать то, что было сказано на многочисленных допросах у следователя за последний год.

Тогда братья Ащеуловы не просто признавали вину, но и говорили об «искреннем раскаянии». Все трое объяснили, что решение перебраться в Украину приняли из-за своих оппозиционных взглядов.

Тимофей Ащеулов на допросе сказал: «Из-за действий правительства и президента Российской Федерации Россия находится в глубоком социально-экономическом кризисе. От этих действий страдает обычный народ России. Я придерживаюсь оппозиционных взглядов и являюсь противником политических решений президента Российской Федерации, в том числе в вопросе, касающемся СВО».

По словам Тимофея, трое братьев с самого начала войны в Украине внимательно следили за новостями, а когда узнали о существовании легиона «Свобода России», решили, что именно там «больше всего граждан России, которые не согласны с ее политикой и имеют желание освободить ее от этого политического режима». Зимой 2023 года братья решили присоединиться к легиону.

Алексей, младший из трех Ащеуловых, рассказал следователю, что с многочисленными родственниками они свои планы перейти на сторону Украины не обсуждали, «чтобы нас не раскрыли», а все разговоры про политику братья и сестры Ащеуловых «воспринимали как шутку». Тогда следователь показал Ащеулову видео его младшего брата Прокопия, на котором Алексей говорит: «Мне стыдно, что я русский». «Я высказал свое мнение. Оно связано с тем, что Россия начала агрессивную войну против Украины», — сказал на допросе Алексей.

Старший брат Иоанн Ащеулов, на которого ориентируются остальные двое, сказал следователю, что в 2018 году после жестокого разгона протестующих против третьего срока Владимира Путина у него «возникла неприязнь к российской власти»: «С тех пор я придерживаюсь так называемых оппозиционных взглядов. От таких действий страдает народ России». Именно старший из братьев стал изучать деятельность легиона «Свобода России» и рассказал о ней братьям, он же отвечал за общение с украинской стороной после того, как трое Ащеуловых решили воевать против российской армии, чтобы «освободить Россию от действующего российского правительства». Иоанн — единственный из братьев, кто на первом допросе сразу после задержания признавал вину только в попытке незаконно пересечь границу, ни разу не упомянув легион «Свобода России». Но уже в октябре 2023 года его показания стали совпадать с тем, что говорили остальные: полное признание всех пунктов обвинения и раскаяние.

После оглашения всех допросов судья Жидков задал каждому из братьев формальный вопрос, подтверждают ли они сказанное на этапе следствия. Старший Иоанн сразу же сказал, что все еще отказывается отвечать на любые вопросы в суде. Его примеру с небольшой заминкой последовал брат Алексей. Младший Тимофей внезапно ответил: «Все, что сказано в деле, я подтверждаю».

Не дожидаясь окончания процесса, Иоанн обратился к судье Жидкову:

— Мы бы хотели отбывать в одном месте лишения свободы.

— Суд не является органом исполнения наказаний, — сухо ответил судья.

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке