«Он не то чтобы против войны — ему пофигу». Что не так в истории россиянина‑дезертира, якобы похищенного в Армении
Никита Сологуб
Статья
10 апреля 2024, 19:52

«Он не то чтобы против войны — ему пофигу». Что не так в истории россиянина‑дезертира, якобы похищенного в Армении

102-я военная база в Гюмри. Фото: RG72 / Wikipedia

9 апреля армянские правозащитники сообщили о похищении Анатолия Щетинина — россиянина, которому на родине грозит уголовное дело за отказ от армейской службы. На следующий день адвокат Центра международной защиты Нарек Акопян и Асмик Новикова из фонда «Общественный вердикт» нашли его на российской военной базе в Гюмри. Щетинин заверил, что не нуждается в их помощи, а дело против него прекращено. Его ереванский знакомый, с которым поговорила «Медиазона», утверждает: молодой человек давно хотел вернуться в Россию, просто не мог позволить себе билет.

Почему история о похищении российского дезертира в Армении выглядит правдоподобной

С началом войны Армения стала одним из главных направлений эмиграции для россиян. Москву и Ереван связывают соглашения, предполагающие взаимную выдачу преступников, в частности минская Конвенция о правовой помощи 1993 года. Однако, согласно этому документу, выдача «производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой договаривающихся сторон являются наказуемыми». Поскольку статей о военных «фейках» и «дискредитации» армии в Уголовном кодексе Армении нет, эта страна остается самой безопасной из тех, куда антивоенно настроенные россияне могут попасть без загранпаспорта, считает координатор ереванского отделения проекта помощи эмигрантам «Ковчег» Дарина Маяцкая.

При этом на протяжении десятилетий Армения тесно сотрудничала с российскими спецслужбами, даже собственная Служба внешней разведки в стране появилась лишь в позапрошлом году, когда отношения с Москвой испортились на фоне войны в Карабахе; до этого Ереван полагался на российские разведданные.

С 1992 года сотрудники погранслужбы ФСБ вместе с армянскими коллегами дежурили и в ереванском международном аэропорту Звартноц. В середине марта премьер-министр Армении Никол Пашинян пообещал, что до 1 августа 2024 года они покинут аэропорт, а также анонсировал выход страны из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но несмотря на эти резкие заявления, российские силовики пока сохраняют деятельное присутствие в Армении.

7 декабря прошлого года в Гюмри пропал мобилизованный в России и при помощи проекта «Идите лесом» бежавший в Армению Дмитрий Сетраков; его жене позвонил человек, представившийся сотрудником «военной полиции Армении». Позже выяснилось, что звонили с номера, который принадлежит российскому военнослужащему, а сам Сетраков в это время находился на территории 102-й российской военной базы в Гюмри, которая располагается там с 1995 года.

В России против Сетракова было возбуждено дело по статье о самовольном оставлении части в период мобилизации.

19 декабря выяснилось, что он уже не в Армении: после допроса в управлении военной полиции по Южному военному округу в Ростове-на-Дону суд отправил Сетракова в СИЗО, рассказали «Медиазоне» в «Идите лесом». Правозащитники нашли для него адвоката, но выяснить, как именно россиянин оказался на военной базе в Гюмри, так и не удалось: арестованный не дал разрешения на разглашение каких-либо деталей своего дела. Армянская прокуратура в ответ на запрос «Идите лесом» сообщила, что из России запроса о задержании Сетракова не поступало, в розыск его не объявляли. Таким образом, правильнее было бы называть случившееся не задержанием, а похищением, считают в проекте «Идите лесом».

Правозащитники из офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи в городе Ванадзор (Helsinki Citizens Assembly Vanadzor, HCAV) пытались добиться возбуждения уголовного дела по факту похищения Сетракова, однако получали отказ за отказом, рассказала «Медиазоне» представительница организации Ани Чатинян.

«Нам просто в двух строках отвечали, что произошедшее не является преступлением. Хотя это, конечно, преступление, что мы пытаемся доказать в судах. Сейчас наша жалоба рассматривается во второй инстанции. У представителей российской военной полиции, российских военных и следователей из базы в Гюмри нет права задерживать людей на территории Армении, они должны заниматься только внутренними делами базы в Гюмри, это однозначно является преступлением», — объясняет Чатинян.

В марте представитель российской диаспоры в Армении рассказывал «Медиазоне», что эмигранты, покинувшие страну по политическим мотивам, стали замечать слежку возле своих домов. После этого некоторые из них приняли решение сменить место жительства.

Об этом же сообщали и правозащитники из HCAV. По словам обратившихся к ним эмигрантов, иногда слежку, не скрываясь, вели люди в военной форме. Ани Чатинян предполагает, что это могли быть военнослужащие с российской базы в Гюмри.

«Их деятельность на территории Армении вне военной базы не предусмотрена, у них нет на это права, тем не менее это происходит. Они передвигаются на машине с местными номерами, были случаи, когда в них замечали людей в российской военной форме», — говорит она. Россияне, живущие в Гюмри, даже жалуются, что российские военные представляются работниками прокуратуры Армении и проверяют их документы.

Просто не выдержал. Что на самом деле случилось с Анатолием Щетининым

9 апреля HCAV сообщила об «очередной незаконной операции сотрудников российских правоохранительных органов» в Армении. Правозащитники рассказали, что в Гюмри похитили и незаконно увезли на территорию российской военной базы гражданина России Анатолия Щетинина, объявленного в розыск за отказ от военной службы. HCAV обвинила российских силовиков в «противоправной деятельности» и «незаконном удержании» Щетинина.

Позже в организации уточнили, что информация поступила от знакомой россиянина. Она рассказала правозащитникам, что Щетинин приехал в российское консульство в Гюмри из Еревана и был задержан российской военной полицией на выходе из диппредставительства.

«Медиазона» нашла 26-летнего Анатолия Щетинина в базе розыска МВД. По какой статье против него возбуждено уголовное дело, неизвестно. Проект «Идите лесом» и «Вывожук» не помогали ему выехать из России, вероятно, Щетинин сделал это самостоятельно. Судя по утечкам из баз данных, до эмиграции он жил на Камчатке и мог служить по контракту в 155-й бригаде морской пехоты.

По словам россиянина, познакомившегося с Щетининым в Ереване, тот переехал в Армению примерно полгода назад — он покинул часть, когда командиры заговорили о скорой командировке на фронт.

В Армении Щетинин жил на нелегальном положении, не запрашивая визы и не имея средств к существованию, говорит его знакомый.

«Он хотел вернуться в Россию и сдаться, несколько раз ходил даже в посольство в Ереване, но там ему говорили: "Иди домой". Он ходил, потому что у него банально не было денег на билет до России. Будучи объявленным в розыск, он не имеет никакой возможности на легализацию, таким людям тут никто не помогает, и они не знают, что делать. Не имея никаких перспектив, они сходят с ума и решают, что лучше воевать и убивать в Украине, чем жить тут, будучи никем, без каких-то перспектив в жизни. Он просто не выдержал», — рассуждает собеседник «Медиазоны».

По его словам, общие знакомые долго отговаривали Щетинина от возвращения в Россию, но тот лишь утверждался в своем намерении. Источник «Медиазоны» запомнил: Щетинин рассказывал, что, несмотря на розыск, он поддерживал связь со своим командиром, а тот обещал, что уголовного дела можно избежать, если добровольно вернуться в часть и отправиться воевать в Украину.

«Мы уговаривали его это не делать, не заниматься фигней, но он такое решение в итоге принял, потому что жизнь для него тут такая, тяжелая была… Просто решил, что так проще будет. То есть и его отказ от участия в боевых действиях был не идейным, и в итоге его согласие с тем, чтобы отправиться туда, — за этим никакой идеи нет. Тут все просто упиралось в возможности для выживания: где проще будет, так и поступлю. То есть он не то чтобы против войны, ему пофигу. Просто хотел свою жизнь спасти, а сейчас решил, что, ну, раз воевать — то воевать», — объясняет общавшийся со Щетининым россиянин.

На следующее утро после задержания Щетинина на российскую военную базу в Гюмри приехали эксперт фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова и адвокат Центра международной защиты Нарек Акопян. После разговора с дежурным на КПП военного городка им разрешили встретиться со Щетининым на улице перед медсанчастью. Видимых телесных повреждений Новикова и Акопян не заметили; по их наблюдениям, Щетинин был скорее не подавлен, а раздражен. Сопровождавший его российский военный полицейский держался на достаточном расстоянии, так что общение с защитником было конфиденциальным. Несмотря на это, Щетинин первым делом поспешил заявить, что не нуждается ни в юридической, ни в какой-либо другой помощи.

С девушкой, рассказавшей HCAV о его «похищении», Щетинин, по его словам, поругался, когда узнал, что стал героем новостей.

«Человек сразу стал пытаться активно донести точку зрения, что его никто не похищал, что он не нуждается ни в какой помощи, что с ним все в порядке, что уголовное дело в отношении него прекращено и он хочет в Россию. Звучало это все как некая слаженная версия. У нас, конечно, возникли сомнения относительно того, насколько она самостоятельная, но, с другой стороны, очевидно, что и он сам в нее верит. Он был в нормальном состоянии, но при этом произвел впечатление такого очень бесхитростного парня, который действительно верит в то, что с ним все будет в порядке, если не будет огласки. Он даже был возмущен тем, что его как бы обычную историю превратили в какой-то такой скандальный кейс», — объясняет Асмик Новикова.

По ее словам, в разговоре с адвокатом Щетинин объяснил, что против него действительно было возбуждено дело о самовольном оставлении части, но этот вопрос уже «был закрыт». Он отказался показать подтверждающие это документы, хотя и заверил, что видел их.

Узнав о том, что дело прекращено, Щетинин захотел вернуться в Россию, но не за свой счет. В посольстве ему помогать отказались, поэтому 9 апреля он отправился в Гюмри. Там его сперва задержали армянские полицейские, но после опроса отпустили. Тогда он пошел в генконсульство России. На выходе его уже ждал автомобиль российской военной полиции. По его словам, он сел в машину без какого-либо принуждения.

Асмик Новикова сомневается, что уголовное дело против Щетинина действительно прекращено. «Он сказал адвокату, что его дважды уже пытались вывезти бортом, но его выезд был блокирован. Это означает, либо что дело никуда не делось, либо что армянские пограничники пока не получили информацию о его прекращении. Если дело действительно не прекращено, значит, армянские пограничники просто таким образом блокируют вывоз человека, которого вывозят не в соответствии с процедурой экстрадиции», — считает правозащитница.

Представительница Генпрокуратуры Армении Аревич Хачатрян сообщила, что сейчас ведомство проводит проверку по сообщению HCAV о «похищении» Щетинина.

Редактор: Дмитрий Ткачев

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке