Фото: телеграм-канал «Надеждин»
В понедельник ЦИК забраковала больше 15% подписей за выдвижение политика Бориса Надеждина, выступающего против войны, на президентские выборы. Надеждин пообещал попытаться «отбить» забракованные голоса, но пока его штабу приходится отбиваться от обвинений в использовании поддельных подписей. В «Новой газете Европа» вышел материал с рассказом нескольких активистов и сотрудников штабов о том, что явно «рисованные» подписи добавили сотрудники от «Гражданской инициативы», работавшие в «избе» — некоем «секретном» штабе в Подмосковье. В офисе Надеждина это отрицают.
31 января команда политика Бориса Надеждина, открыто выступающего против войны в Украине и планирующего участвовать в президентских выборах, сдала 105 тысяч подписей для регистрации в Центральную избирательную комиссию. Сегодня стало известно, что 15,35% подписей, собранных за выдвижение Надеждина, в ЦИК забраковали. При этом допустимая доля брака, согласно закону о выборах, составляет всего 5%.
Сам политик рассказал, что они намерены «отбивать подписи». «Нам достаточно отбить примерно 4500 подписей из 9209, признанных недействительными», — отметил он. Окончательно ЦИК примет решение о регистрации Надеждина на заседании в среду, 7 февраля.
Сразу после решения ЦИК издание «Новая газета Европа» выпустила текст с заголовком: «Надеждин вышел из "избы". Как соратники антивоенного кандидата из "Гражданской инициативы", изначально не верившие в сбор подписей, могли подставить его». Авторы статьи Андрей Серафимов и Катя Орлова рассказывают, как проходила проверка подписей за кандидата. Перед публикацией они поговорили с несколькими сотрудниками и волонтерами, которые работали в штабах Надеждина. Все они согласились общаться с журналистами на условиях анонимности.
Как пишет издание, сбором подписей для выдвижения занимались две отдельные команды: от «Гражданской инициативы» — партии, которая выдвигала Бориса Надеждина на выборы и, по утверждению издания, «не слишком верила в его реальные перспективы» — и от «Штаба кандидатов», в который входили независимые волонтеры под руководством бывшего активиста «Яблока» Дмитрия Кисиева.
«У команд были разные задачи, а сам кандидат больше доверял партии. В итоге они не смогли действовать в общих интересах, а в ЦИК могли быть отправлены грязные подписи», — пишет «Новая газета Европа».
В сборе подписей было задействовано два «проекта», или «направления»: первое занималось подписями из-за границы, второе — из российских регионов. 27 января, по сведениям издания, появилось третье: работавшие по нему сотрудники штаба разбирали подписи из регионов с очевидными ошибками. Курировала его, согласно рассказам собеседников «Новой газеты Европа», Мария Невелева, которая возглавила официальный московский штаб Надеждина в Фурманном переулке.
Команда Невелевой заполняла «подвалы» подписных листов, а потом должна была отправлять их в отдел проверки, но вместо этого «некачественные» подписи перевозили в секретный штаб — так называемую избу, которая располагалась в частном доме в подмосковном поселке Речник, утверждают авторы статьи.
«У них [Надеждина] было 3 штаба: публичный [и известный штаб] на Фурманном, второй — условно "секретный", на Поварской, где проверялись подписи, а третий был в Крылатском, под Москвой на чьей-то даче», — рассказал «Новой газете Европа» один из волонтеров кампании.
Sota при этом пишет, что у Надеждина одновременно действовало четыре штаба: один публичный в Фурманном переулке в Москве и три «секретных» — на Поварской, в «избе» (доме в садовом товариществе «Речник») и в Долгопрудном.
Именно в «избе», по словам двух независимых волонтеров, с которыми поговорили авторы, сотрудники от «Гражданской инициативы» в ночь перед подачей в ЦИК могли смешать около 20 тысяч «поддельных и непроверенных подписей» в коробках с настоящими, которые проверили в официальных штабах Надеждина.
Четыре собеседника издания, которые сами бывали в «избе», рассказали, что в избирательную комиссию попали «плохие» подписи как минимум из шести регионов: Пермского края, Республики Марий-Эл, а также Тверской, Тульской, Калужской и Курганской областей. Один из источников «Новой газеты Европа» сказал, что «было четыре региона, где массово была рисовка». При этом он добавил, что «самый треш» из подписей все же не подали.
«"Гражданская инициатива" организовывала штабы в этих регионах — откуда пришли фейковые подписи. Точно мы знаем о 20 тысячах рисовок в лучшем случае. Но еще мы [с другими сотрудниками] предполагаем, что с регионов еще больше [ненастоящих подписей]», — рассказал один из собеседников издания.
Другой собеседник добавил, что было «примерно 30%» непроверенных подписей и какая-то часть из них действительно попала в ЦИК. «Все было перемешано. Не получилось идеально [подать подписи]. Было очень мало полномочных представителей, поздно подписи из регионов приехали, часто поздно сдавались нотариальные заверения», — сказал он.
В ночь перед сдачей подписей, с 30 на 31 января, в «избе» произошел конфликт из-за того, что команда «Гражданской инициативы» выгнала оттуда волонтеров Кисиева, которые приехали, чтобы проверить и оцифровать подписи — это было нужно на случай, если Надеждина откажутся регистрировать. Авторы статьи отмечают, что волонтеры были «под координацией» Дарьи Буньковой. Именно она затем сообщила изданию «7х7» о наличии якобы 30 тысяч фальшивых подписей. По ее утверждению, «Надеждин с друзьями» сделали это ради «обогащения», но не уточнила, что имела в виду. В пресс-службе Надеждина подтвердили, что Бунькова работала в штабе, однако, по их словам, она отвечала за хозяйственные вопросы.
Руководителями команды в «избе» собеседники «Новой газеты Европа» назвали Александра Назаренко — соратника Бориса Надеждина и представителя «Гражданской инициативы», который раньше работал на партию «Родина», его брата Артура Назаренко, тоже работавшего в «Родине», их знакомого Родиона Адикаева, который работал на «Единую Россию» и «Партию роста» в качестве технолога, и Константина Власова, который, как пишет издание, в разное время работал с КПРФ и «Патриотами России», а также поддерживает российскую армию.
Волонтеры «Штаба кандидатов» рассказали, что Александр Назаренко и Власов кричали и угрожали им. «Он [Власов] орал и выгонял ребят, говорил, что закопает всех в лесу нас. Никто не знает, кто этот человек. Даже мое руководство [федерального штаба] не знало его», — цитирует издание одного из очевидцев.
Один из собеседников «Новой газеты Европа» отметил, что проблема была в разных приоритетах команд Надеждина: «"Штабы кандидатов" хотели качественных подписей, а "Гражданская инициатива" — чтобы все сошлось по протоколам» — и в том, что между волонтерами не было коммуникации. Так, по его предположению, люди в «избе» решили, что к ним приехали провокаторы.
Другой источник считает, что команда «Гражданской инициативы» подала поддельные подписи, просто не поверив, что удастся собрать необходимое количество настоящих.
«Наша команда собрала подписи реальных людей, что каждый мог наблюдать буквально в прямом эфире. Именно эти подписи мы сдали в Центральную избирательную комиссию. Мы выражаем надежду на то, что эти подписи будут проверены ЦИК объективно и в соответствии с законом, итогом чему станет решение о регистрации Бориса Надеждина кандидатом на должность Президента Российской Федерации». Так отреагировали на разразившийся после публикации издания скандал в «Гражданской инициативе».
В телеграм-канале партии рассказали, что «благодаря кропотливой работе тысяч сборщиков подписей и помощи сотен тысяч россиян» удалось собрать больше 211 тысяч подписей, хотя требовалось только сто.
«Нам пришлось организовать работу по отбору лучших подписей из общей массы», — отметили в партии, а затем добавили, что «с учетом огромного притока людей» они не всегда успевали «согласовывать и проводить оплату их труда». «Такая стрессовая ситуация, к сожалению, создала плодотворную почву для подозрений, конфликтов и обид», — сказали в «Гражданской инициативе».
Главный редактор «Новой газеты Европа» Кирилл Мартынов в эфире на ютуб-канале журналиста Александра Плющева рассказал, что работа над публикацией началась после того, как Надеждин сдал подписи — уже тогда, по его словам, «были недовольные волонтеры». Тем не менее в издании решили сначала дождаться результатов заседания избирательной комиссии. Мартынов также отметил, что не считает публикацию «враждебной» по отношению к деятельности «Гражданской инициативы».
Телеграм-канал «Выборы, всем ЦЫК!» опубликовал комментарий одного из менеджеров штаба Бориса Надеждина, «который хорошо знаком с процедурой проверки подписей и с работой публичного и непубличного штаба». Собеседник канала сказал, что в статье «Новой газеты Европа» написана «в основном правда», кроме того, что к «сомнительным подписям» имела отношение Мария Невелева.
Менеджер отметил, что «из-за плохой организации работы» штаб не смог обработать все подписи, и подтвердил, что отделом подачи «рулили» привлеченные самим Надеждиным и «Гражданской инициативой» люди, они же курировали некоторые регионы, «которые выдавали рисовку».
«Конечно, обе стороны стремились к регистрации кандидата. Просто одни больше ставили в приоритет, чтобы все протоколы были правильные и чтобы больше было порядка, а другие — чтобы сдать более качественные подписи и не пропустить рисовку. Бардака было много, да. Кто умел хорошо организовывать кампании — за границей или сидит. Остались безумцы типа вот Кисиева, которые берутся за невозможные задачи», — сказал собеседник телеграм-канала.
С критикой статьи выступил политик Максим Кац, который, по его словам, «знает, как была организована работа в штабе» Надеждина.
Он утверждает, что подписи проверяли онлайн, потом в другом штабе, а «в "избе" сшивали проверенные подписи и готовили папки». «Вся тема про то, что там сшили непроверенные подписи — вымышлена разозлившимися активистами которых туда не пустили ночью», — отметил политик.
В эфире журналиста Александра Плющева Максим Кац настаивал, что скандал — это часть кампании администрации президента, направленной на дискредитацию Надеждина и его команды. В споре с соавтором статьи Андреем Серафимовым в твиттере он и вовсе сказал, что за атаку на Бориса Надеждина участникам заплатили.
«Мои источники мне даже сумму называют которую занесли за подготовку этого вброса и искренне радуются как удачно они сбили всем этим заходом волну. Может до вас сумма и не дошла, этого я не знаю», — написал он. Кому именно, какую сумму и кто заплатил, политик не уточнил. «Моя позиция в том, что это — пиздец. Дальше я комментировать не буду», — ответил Кац на уточняющие вопросы «Медиазоны». Один из независимых волонтеров штаба Надеждина, который говорил и с «Новой газетой Европа», сказал «Медиазоне», что обвинения Каца — «полная глупость и вранье».
Уже вечером в стриме ютуб-канала Бориса Надеждина главный редактор федерального штаба Надеждина Божена Иванова сообщила, что соавтор текста «Новой газеты Европа» Андрей Серафимов был волонтером медиаотдела президентской кампании политика, но об этом не было сказано ни в статье, ни в программе Плющева.
«Андрей Серафимов изначально обращался через пресс-службу к нашему медиаотделу с тем, чтобы попробовать работать автором в нашей редакции, в пресс-службе редакции, просто в федеральном штабе Бориса Надеждина. И я, и глава медиаотдела провели с ним переговоры, мы договорились о возможном сотрудничестве, более того, мы это сотрудничество начали, только тут важно оговориться, что на волонтерских началах это было с его стороны, это было его желание», — рассказала она.
Обновлено в 22:00. Добавлен комментарий сотрудницы штаба Надеждина Божены Ивановой.
Редактор: Мария Климова
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке