Иллюстрация: Мария Толстова / Медиазона
Спустя четыре месяца после официального окончания «частичной» мобилизации в России «Медиазона» решила снова обратиться к данным о срочных свадьбах мужчин с повестками. Оказалось, что поток таких свадеб не иссяк, но теперь мобилизованные женятся не только в родном регионе, а еще и по месту службы. Новая информация от загсов позволила нам уточнить данные первого исследования — и все равно дала оценку в полмиллиона мобилизованных в сентябре — октябре.
В октябре «Медиазона» предложила метод, позволявший оценить масштабы мобилизации в России по числу ускоренных свадеб. Дело в том, что после начала мобилизации 21 сентября мужчинам с повесткой разрешили жениться в ускоренном порядке — такие пары загсы расписывают сразу, без обязательного для остальных месячного ожидания.
Этим массово воспользовались мобилизованные, которые долгое время жили вместе, но не оформляли свои отношения, то есть люди, которых принято называть сожителями. Супруги, в отличие от сожительниц, получают возможность наводить справки о своих мужьях, а также рассчитывать на компенсации в случае их гибели на фронте.
В первые недели мобилизации российские загсы не только не скрывали внезапный наплыв мужчин с повестками, но и хвастались этим: региональные телеканалы выпускали большие сюжеты о групповых свадьбах с последующими проводами на фронт. Когда в конце октября министр обороны Сергей Шойгу объявил, что мобилизация завершена, поток пресс-релизов о свадьбах прекратился. Но бракосочетания, оформленные одним днем, продолжились.
Даже в январе 2023 года отдельные региональные загсы продолжали выкладывать фото со свадеб с участием мужчин в камуфляже, иногда уточняя, что речь идет именно о мобилизованных. Например, в прифронтовом Белгороде расписались трое мобилизованных из Челябинска, невесты специально прилетели уже на место службы. А в одном из крымских загсов жених, наоборот, отпросился из части в короткий отпуск домой, чтобы «узаконить свои отношения».
В Саратовской области в декабре, то есть через месяц после заявлений об окончании мобилизации, было зарегистрировано 117 свадеб с участием мобилизованных, а в Омской — 89, сообщили «Медиазоне» в управлениях ЗАГС этих регионов. Остальные регионы проигнорировали запросы о браках мобилизованных, заключенных после октября, либо ответили, что не могут предоставить такие сведения.
Причем, как и в Белгородской области, саратовские загсы часто регистрируют свадьбы не перед отправкой местного жителя на фронт, а уже по месту службы. Так, в Саратовской области за эти месяцы зарегистрировали 60 новобрачных, мобилизованных из Удмуртии, они оформили брак в Вольске — по месту дислокации своей воинской части.
В сентябре — октябре можно было говорить прежде всего о свадьбах, оформленных в последний момент перед внезапной отправкой на войну, по всей стране в это время массово вручали повестки. Но с ноября масштабная мобилизационная кампания прекратилась, ее сменил призыв срочников. Мобилизованные теперь либо на фронте, либо в частях в других регионах, и сегодня уже нельзя сказать, что в Белгородской области женятся только белгородские мобилизованные, а в Саратовской — только саратовские.
Это не позволяет больше применять методику «Медиазоны» по оценке числа мобилизованных, поскольку она была основана на сравнении данных о числе браков по повесткам и региональных данных о количестве незарегистрированных семейных союзов.
Данные Росстата за полный 2022 год показывают, что небывалый прирост количества свадеб не закончился в октябре вместе с декларируемым окончанием мобилизации. В ноябре в России снова было на 45 тысяч больше регистраций брака, чем годом ранее, а в декабре — на 16 тысяч. Но полученные «Медиазоной» из региональных загсов данные показывают, что доля мобилизованных и вообще ускоренных браков среди этих молодоженов уже не была такой значительной.
Без повестки из военкомата или других особых обстоятельств пара может сыграть свадьбу только через месяц после подачи заявления. Это означает, что уже 21 октября по всей стране начали регистрировать тех, кого еще не призвали на службу, например людей, решивших на всякий случай узаконить отношения и подавших заявление в загс сразу после указа Владимира Путина о мобилизации.
Омская и Саратовская области предоставили «Медиазоне» данные о числе свадеб мобилизованных с сентября по конец декабря. Еще два региона — Новгородская и Томская области — сообщили число состоявшихся с сентября ускоренных свадеб (к ним относятся браки не только по повестке, но и по другим уважительным причинам).
Если сравнить эти данные с тем, насколько чаще в этих регионах стали регистрировать свадьбы, то можно увидеть, что в сентябре ускоренными (или мобилизационными) браками можно было объяснить все избыточные церемонии. Но уже в октябре, а тем более в ноябре доля срочных регистраций упала. То есть свадеб было все еще очень много, но их проводили не в спешке (например, по повестке), а подав заранее заявление.
Еще 21 регион прислал в ответ на запрос «Медиазоны» сведения о количестве браков по повесткам, заключенных в октябре. Это позволило нам оценить, что в среднем 70% свадеб сверх нормы в этом месяце прошли с участием мобилизованных, остальные 30% превышения объясняются ростом числа свадеб по обычным заявлениям, начавшимся уже после 21 октября.
Без аналогичных данных за ноябрь (их предоставили лишь два региона), как уже было сказано выше, качественно оценить долю мобилизованных, которые продолжают жениться, невозможно.
О свадьбах с сокращением срока за сентябрь — октябрь полностью или частично отчитались только 50 регионов, в общей сложности речь идет более чем о 24 тысячах свадеб военных с повесткой в руке (24 615). Если брать за основу только эти регионы, то получается, что там женились 1,42% мужчин-сожителей мобилизационного возраста. А в пересчете на все мужское население этих регионов в возрасте 18–49 лет выходит, что за время активного хода мобилизации (до начала ноября) там призвали более 239 тысяч человек (240 078).
На эти 50 регионов приходится всего 56% мужчин мобилизационного возраста. Если добавить сведения об избыточных свадьбах на конец октября в оставшихся 35 регионах, то общая доля мобилизации по стране вырастет незначительно — до 1,79%.
Такая доля мобилизации подразумевает, что всего в армию за сентябрь — октябрь призвали более 525 тысяч человек (527 703).
Эта цифра близка к предыдущей оценке «Медиазоны», которую мы дали в конце октября. Тогда еще не было данных от загсов именно о числе свадеб с повесткой, но по доступным данным мы оценивали почти тот же период.
Но в той публикации мы использовали данные всероссийской переписи 2021 года. Но, как отметили некоторые из читателей, в том числе демограф Алексей Ракша, давший несколько советов для статьи перед ее публикацией, результаты этой переписи настолько некачественны и ненадежны, что даже в относительных значениях на них полагаться нельзя. В том числе нельзя полагаться на указанное там количество мужчин-сожителей в возрасте 18–49 лет, которое мы изначально использовали для оценки числа мобилизованных.
Росстат утверждает, что по итогам переписи 2021 года таких сожителей было 6,6% от общего числа мужчин интересующего нас возраста в России. Но во время предыдущей переписи 2010 года сожителей было почти 9,9%. А когда в 2015 году в России проводили микроперепись, их доля за пять лет снизилась всего лишь до 9,7%. То есть за пять лет с 2010 года по 2015-й доля сократилась очень незначительно — всего на 0,2 процентного пункта. И с тех пор не было объективных причин, по которым сожителей могло бы стать сразу в полтора раза меньше (как об этом сообщает перепись 2021 года).
Поэтому для новой оценки количества мобилизованных в сентябре — октябре россиян мы взяли результаты микропереписи 2015 года — исследования, в рамках которого Росстат опросил более двух миллионов человек (1,5% населения). Приведенная выше оценка «Медиазоны» в 520 тысяч мобилизованных, таким образом, ниже, чем если использовать перепись 2021-го, так как мы считаем, что в России к началу мобилизации было не два, а три миллиона мужчин-сожителей.
Из крупнейших регионов достоверные данные о свадьбах мобилизованных представили только Московская область и Петербург. В обоих случаях речь идет примерно о тысяче свадеб, что соответствует около 0,7% мобилизованных (несмотря на значительную разницу в населении, количество неженатых сожителей в регионах почти совпадает), это в два с половиной раза ниже среднего показателя по России.
С ноября военкоматы перестали массово выписывать повестки и отправлять людей в армию, но свадьбы мобилизованных продолжились и идут до сих пор — в отпусках или в учебных частях. Достоверно оценить количество таких «опоздавших» невозможно, как и темпы вялотекущей мобилизации последних месяцев, но наши расчеты на конец октября можно считать нижней границей числа мобилизованных россиян.
Текст и данные: дата-отдел «Медиазоны»
Визуализация: дата-отдел «Медиазоны»
Редактор: Егор Сковорода
C использованными в исследовании данными можно ознакомиться на github.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке