Фото: Evgenia Novozhenina / Reuters
Первого декабря в России вступил в силу закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который существенно упрощает включение новых людей и организаций в перечень «иностранных агентов». Минюст уже опубликовал единый реестр, который заменил существовавшие раньше отдельные списки, сейчас там почти 500 организаций и людей. «Медиазона» коротко рассказывает, за что можно стать «иностранным агентом», какие требования им предъявляют и чем грозит их неисполнение.
Сегодня вступил в силу новый закон об «иностранных агентах». Полностью название закона звучит как «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Вместо четырех разных реестров — НКО, СМИ, физических лиц и незарегистрированных объединений, на которые распространялись разные требования, — Минюст теперь будет вести один. Реестр уже появился на сайте ведомства, и в нем 493 «иностранных агента». Отдельно будет создан список «физических лиц, аффилированных с иностранными агентами».
Чтобы попасть в список «иностранных агентов», уже необязательно получать финансирование из-за рубежа. Статус может получить и тот, кто «находится под иностранным влиянием» и занимается политической (и не только) деятельностью. Под этим авторы принятого закона понимают «поддержку и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами».
«Иностранными агентами» могут признать как российские, так и иностранные юридические лица, общественные объединения и просто отдельных людей — независимо от их гражданства. Подконтрольные Российской Федерации органы публичной власти, дипломатов, а также зарегистрированные политические партии, религиозные организации и торгово-промышленные палаты признавать «иностранными агентами», согласно закону, нельзя.
Высказанное в интернете мнение о российской власти — это уже «политическая деятельность», за которую можно оказаться в реестре. Это понятие в законе трактуется очень широко: политической деятельностью считается и организация митингов или участие в них, и проведение дебатов и дискуссий, и участие в выборах или наблюдении за ними, и публичные обращения к органам власти, и призывы к изменениям или отмене каких-то законов. Даже высказывания в интернете оцениваются как «распространение мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике».
Проведение опросов или социсследований тоже могут счесть «формированием общественно-политических взглядов». Это также грозит попаданием в реестр, как и «вовлечение» в «политическую деятельность» других людей, в том числе несовершеннолетних, или ее финансирование. Очевидно, что к этому относятся и пожертвования.
К неполитической деятельности, за которую организацию или человека могут включить в реестр «иностранных агентов», относится «целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ», да и в принципе любая публикация в интернете, если надзорные органы посчитают, что человек получает финансирование из-за рубежа или находится под «иностранным влиянием».
Признавать себя «иностранными агентами» нужно самостоятельно. Новые поправки обязывают людей, которые собираются «действовать в качестве иностранного агента», сначала сообщить об этом Минюсту и подать заявление о включении себя в реестр. Освобождены от такой обязанности только аккредитованные для работы в России иностранные журналисты. В любом случае Минюст будет признавать «иностранными агентами» и тех, кто не подал заявку сам.
В список людей, «аффилированных с иностранными агентами», могут попасть действующие и даже бывшие участники организаций, партий или объединений, уже признанных «иностранными агентами», а также те, кто получает от них любую помощь для своей политической деятельности. При этом неясно, что мешает включить этих же людей в реестр «иностранных агентов», учитывая, что критерии для признания «агентами» или «аффилированными» с ними лицами фактически совпадают. Тем не менее депутаты утверждают, что на этих людей «не распространяются требования и ограничения», предусмотренные для «иностранных агентов». А список запретов достаточно большой.
На попавших в список «иностранных агентов» организации и людей накладывают множество обязанностей и ограничений. Все материалы, которые создает или распространяет попавший в список, как и раньше, должны маркироваться специальной плашкой, начинавшейся с привычной фразы: «Данное сообщение…». 22 ноября правительство утвердило для нее новые формулировки. Однако теперь их нужно вставлять и в обращения в органы власти и любые организации.
«Иностранные агенты» обязаны ежегодно предоставлять аудиторское заключение, а также множество отчетов. Раз в полгода необходимо отчитываться о структуре и адресе организации, своей деятельности и проведенных мероприятиях, раз в три месяца — о тратах денег от иностранных источников, основаниях для проведения каких-либо мероприятий и любых изменениях в структуре организации. Кроме того, раз в полгода «иностранные агенты» должны публично отчитываться о своей деятельности в интернете или СМИ.
Нельзя участвовать в избирательных кампаниях, работать в госорганах, учить детей. Список всех запретов для внесенных в реестр занимает в документе почти 20 пунктов. Так, «иностранным агентам» запрещено:
Также «иностранные агенты» не могут рассчитывать на финансовую поддержку от государства или участвовать в госзакупках, выступать экспертами в государственных экологических экспертизах (и даже проводить такие экспертизы) и многое другое.
За нарушение всех этих требований грозит как административная ответственность, так и уголовная. Статья о злостном уклонении от исполнения обязанностей «иностранного агента» (330.1 УК) предусматривает до пяти лет колонии. Минюст также может через суд потребовать ликвидации юридического лица или общественного объединения за отсутствие требуемых отчетов.
Выйти из реестра непросто: основания для исключения — ликвидация организации, роспуск общественного объединения или смерть физлица. Хотя в документе перечислены и другие способы. Например, «иностранный агент» может подать соответствующую заявку, и если Минюст подтвердит, что в течение года организация или человек никакой помощи из-за рубежа не получали, их могут исключить из реестра. В октябре этого смогли добиться сотрудничавший с «Радио Свобода» журналист Владимир Воронов и координатор движения «Голос» в Перми Виталий Ковин. Последнего признали «иностранным агентом» из-за небольших переводов от граждан Кыргызстана, Узбекистана и Украины, которых, по утверждению Ковина, он на самом деле и не получал.
Редактор: Мария Климова
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке