Призывники во время измерения температуры у сборного пункта военкомата в Москве, ноябрь 2022 года. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
С прошлой недели правозащитники начали получать сообщения об облавах на призывников, в первую очередь в Москве. Теперь полицейские, в том числе оперативники уголовного розыска, выслеживают молодых людей и доставляют их в военкомат (некоторым удается бежать, бросив там свои паспорта). Правозащитники опасаются, что этой осенью военкоматы, которые не могут выполнить план по призыву, не остановятся ни перед чем.
Осенний призыв в России всегда начинается 1 октября и продолжается до Нового года. Но не в год вторжения в Украину — на этот раз 21 сентября президент Владимир Путин сначала объявил о «частичной» мобилизации, а уже через десять дней распорядился перенести начало призыва на 1 ноября.
«Сейчас военкоматы сильно перегружены в связи с частичной мобилизацией. Чтобы не усугублять эту перегрузку, было принято такое решение. Оно позволит развести потоки мобилизованных и призывников срочников», — объяснял это решение пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Согласно указу Путина, за два месяца военкоматы должны призвать около 120 тысяч человек.
По словам правозащитника Арсения Левинсона, есть у этого призыва и другое отличие: в облавах на призывников теперь все чаще принимают участие сотрудники полиции, причем не участковые или патрульные, а оперативники уголовного розыска. «Ключевое отличие от тех облав, которые были раньше — все проходит гораздо жестче в Москве, — говорит правозащитник. — Привлекают для "розыска уклонистов" уже не ППС и участковых, а оперативников. В военкомате отбирают мобильные телефоны, нет связи вообще с теми, кто на сборном пункте, отказываются передавать вещи, когда родители туда приезжают».
С конца прошлой недели в телеграм-бот «Сознательный отказ от военной службы в России», рассказали «Медиазоне» его администраторы, поступило уже несколько сообщений от призывников, которых задерживали и доставляли в военкомат сотрудники угрозыска.
Вероятно, именно так в Москве задержали 24-летнего художника Даниила Шершнева. Днем 28 ноября молодой человек возвращался в съемную квартиру в центре Москвы, где жил не по месту прописки, рассказывает «Медиазоне» его подруга Екатерина.
Художник не обратил внимания на то, что вместе с ним в подъезд зашел мужчина в штатском. В подъезде незнакомец назвал его имя и фамилию, представился сотрудником уголовного розыска и объявил, что Шершнева необходимо доставить в военкомат. Молодой человек пытался указать на незаконность его действий, но в ответ мужчина начал угрожать применением силы. Шершнев позвонил знакомому юристу, который сказал, что в военкомате ему лишь выдадут повестку на медкомиссию, а в дальнейшем ее можно будет обжаловать.
Полицейский повез художника в военкомат по Савеловскому району Москвы, там юноша сдал личные вещи, подписал бумагу с их описью и «прошел какой-то психологический тест», рассказывает Екатерина. Но после этого сотрудники военкомата его не отпустили, а отвезли в сборный пункт на Угрешской улице. По словам подруги, Шершнев не подписывал повестку и отказался от медкомиссии, но сотрудники военкомата сами «все подписали за него». Мать молодого человека пыталась попасть в сборный пункт, но ее туда попросту не пустили.
На следующий день художник вышел на связь и сказал, что его везут в воинскую часть в Тверь. После этого он снова перестал выходить на связь. «У Даниила проигнорировали его отказ проходить медосмотр на сборном пункте, а также отказ расписываться за военный билет», — комментирует нарушения сотрудников военкомата юрист Левинсон. По словам Екатерины, у Даниила есть медицинские противопоказания к службе, но из-за внезапного задержания у него не было возможности предоставить нужные документы.
Полиция доставила в военкомат и члена самарского отделения Либертарианской партии России, 20-летнего Егора Бесчастнова. Активист последовательно отказывается от службы в армии еще с весеннего призыва. В марте он подал заявление на замену срочной службы альтернативной гражданской (АГС), но суды уже дважды отказывали ему. 28 марта либертарианцу вручили повестку при выходе из спецприемника, где он провел 28 суток ареста из-за участия в антивоенной акции.
Поскольку жалоба на призыв еще не была рассмотрена в последней инстанции, в армию Бесчастнов во время весеннего призыва так и не попал. В октябре либертарианец снова подал заявление на АГС, но военкомат его не принял, сославшись на решения судов, отказавших в удовлетворении его жалобы.
По словам соратников активиста, 25 ноября ему звонил участковый и просил приехать по адресу улица Свободы, 89 — по нему в Самаре находится военкомат. 28 ноября Бесчастнов пошел оформлять доверенность у нотариуса, там его и задержали полицейские. Они увезли активиста в военкомат, в тот же день там прошло заседание призывной комиссии, та сразу же признала либертарианца годным к службе. Как рассказывает Бесчастнов, на 1 декабря ему назначили контрольную явку, а 6 декабря предписали прийти с вещами для отправки в часть; после этого его отпустили из военкомата.
На следующий день Егор Бесчастнов написал, что находится в Казахстане, не объяснив, как пересек границу. Бесчастнов не ответил на сообщения корреспондента «Медиазоны», не смог выйти с ним на связь после задержания и юрист Арсений Левинсон, консультировавший его по вопросу АГС.
Если все было так, как описали соратники либертарианца, то, по мнению правозащитника, полицейские и сотрудники военкомата нарушили его права, поскольку все призывные мероприятия не могут пройти в один и тот же день. Кроме того, полицейские имеют право доставлять задержанных в полицию (например, для выдачи протокола), но не в военкомат. Левинсон собирается оспорить отказ призывной комиссии в рассмотрении заявления Бесчастного на АГС, которое тот подал во время осеннего призыва.
О еще двух случаях охоты полицейских на призывников рассказывает исполнительный директор «Школы призывника» Алексей Табалов, молодые люди сообщили о них на горячую линию проекта. Оба произошли в Москве.
Первый звонивший рассказал, что шел по улице, когда его задержали полицейские и доставили в военкомат, сотрудники которого изъяли у молодого человека паспорт и стали угрожать уголовным делом за сопротивление призыву. Табалов посоветовал призывнику любым способом покинуть военкомат и потом обжаловать действия его сотрудников, что тот и сделал, оставив свой паспорт внутри здания.
Другого звонившего полицейские встретили на выходе из подъезда и, не представляясь, показали ему письменное требование военкомата о его розыске за нарушения сразу по трем статьям КоАП. При этом, по словам молодого человека, ранее он повесток не получал.
Этого призывника полицейские доставили не в военкомат, а в отделение полиции. Там, по словам Табалова, ему отказались выдавать протокол о задержании, пояснив: «Мы тебя не задерживали, ты сам добровольно согласился с нами приехать». Призывник, по словам правозащитника, смог покинуть здание отдела полиции, тоже оставив в нем паспорт.
«И тут проблема в том, что одновременно указано сразу три статьи КоАП», — отмечает Табалов. По мнению юриста, это значит, что «на самом деле никакой административки нет, а военкомат таким образом пытается доставить людей на призыв».
По мнению Арсения Левинсона, во время этого призыва при невыполнении плана военкоматы будут прибегать к любым средствам. «Кроме оперативников, для "розыска уклонистов", вероятно, будут использовать и камеры с распознаванием лица. Пока этому нет подтверждений, но очень вероятно, судя по характеру остальных нарушений, какие были при мобилизации месяцем ранее», — прогнозирует юрист.
Правозащитные проекты настоятельно советуют призывникам и их близким изучить инструкции о том, как сопротивляться призыву, и подчеркивают, что знать все это нужно заранее, потому что полицейские или сотрудники военкомата могут лишить призывника связи.
Редактор: Егор Сковорода
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке