Кадр из видео с морпехами 155-й бригады, выложенного главой Приморского края Олегом Кожемяко 8 ноября
Сегодня Минобороны России отчиталось о захвате донецкого села Павловка под Угледаром. О тяжелых боях и высоких потерях там еще в начале ноября рассказывали морпехи из 155-й отдельной гвардейской бригады Тихоокеанского флота. Губернатор Приморья, к которому обратились военные, утверждал, что потери преувеличены, и опубликовал видео, где это подтверждают сами морпехи — один из них рассказал «Медиазоне», что солдат заставили записать эти ролики, а в качестве наказания за жалобы отправили на штурм укрепрайонов. По его словам, только в этой атаке погибли 100–115 человек.
«14 ноября с. г. в результате упорных боев российскими войсками полностью освобожден населенный пункт Павловка Донецкой Народной Республики», — такое заявление выпустило сегодня днем Минобороны России. В пророссийских милитаристских каналах об «освобождении» села силами ДНР писали еще в пятницу. Замминистра информации самопровозглашенной республики Даниил Безсонов еще 11 ноября выложил видео с поднятием российского флага в Павловке.
Село Павловка находится примерно в пяти километрах от Угледара. О захвате этих населенных пунктов россияне сообщали еще в начале войны. 13 марта министерство обороны утверждало, что Павловка находится под «полным контролем» России. В июне Украине удалось освободить село, но осенью российские войска вновь перешли в наступление в районе Павловки. 2 ноября глава ДНР Денис Пушилин говорил об успехах на этом направлении.
В то же время морпехи из дислоцированной во Владивостоке 155-й отдельной гвардейской бригады написали обращение к губернатору Приморья Олегу Кожемяко, в котором рассказали о «непонятном наступлении» на Павловку и больших потерях, которые скрывает командование.
Об этом сообщил военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков, но само письмо решил не публиковать.
«Морпехи просят Олега Кожемяко обратиться в МО, чтоб прислали комиссию, для срочного разбора ситуации. В письме звучат три громкие фамилии, знаю, но не привожу. Впрочем, и сам пост-то публикую, потому как о ситуации в Павловке наверх талдычат уже несколько дней, а кровь все льется и льется», — написал он 6 ноября.
Текст письма выложила бывшая помощница Вячеслава Володина Анастасия Кашеварова, но и она не стала обнародовать фамилии офицеров, на которых жаловались морпехи, и число убитых.
Полностью обращение морпехов появилось 6 ноября в телеграм-канале Grey Zone, который связывают с «ЧВК Вагнера»:
«В очередной раз нас бросили в непонятное наступление генерал Мурадов и его корефан земляк Ахмедов ради того чтобы Мурадов заработал бонусы перед Герасимовым а Ахмедова Мурадов обещал героя России. В результате мы и морпехи Камчатки наступаем на Павловку. В результате "тщательно" спланированного наступления "великими полководцами" мы потеряли за 4 дня около 300 человек убитыми, раненными и пропавшими без вести. 50 процентов техники. Это только наша бригада. Командование округа вместе с Ахмедовым это скрывают и занимают официальные цифры потерь боясь ответственности. Как они собрались захватывать населенный пункт проскочив через посадки в которых остался противник сейчас уничтожающий наших на путях эвакуации раненных и подвоза боеприпасов. Кроме того Павловка ниже Угледара с которого лупят по нам. Олег Николаевич, приморцы! До каких пор такие бездарности как Мурадов и Ахмедов будут планировать боевые действия ради своих докладов и получения наград ценой жизни стольких людей. Им плевать на все лишь бы показать себя. Они людей называют мясом».
О тяжелых боях под Павловкой писали и в других освещающих войну телеграм-каналах. Командир батальона «Восток» из ДНР Александр Ходаковский отмечал, что наступление в этом районе было преждевременным, в результате российские военные «оказались в огневом мешке».
Глава Приморского края Олег Кожемяко на письмо отреагировал в ночь на 7 ноября: поручил прокуратуре проверить информацию, но не исключил, что «это вброс со стороны противника». На следующий день он заверил, что «потери приморцев значительно преувеличены».
«Мы связались с командирами наших морпехов на передовой. Это ребята, которые в боях с самого начала операции. Им мы доверяем. От них информация по поводу боев за Павловку такая: "Наступаем жестко, да, потери есть, но далеко не такие". Это говорит не штабной офицер, а боевой командир», — написал губернатор.
Отрицали рассказанное морпехами и в Минобороны. По утверждениям ведомства, «за счет грамотных действий командиров» потери 155-й бригады «не превышают 1% боевого состава и 7% ранеными».
Словами глава Приморского края Олег Кожемяко не ограничился. 8 ноября он опубликовал три видео, которые, как утверждается, морпехи из 155-й бригады и бойцы добровольческого батальона «Тигр» записали, чтобы рассказать о ситуации под Павловкой «из первых уст».
На первом ролике пятеро военных стоят в лесу, их лица заблюрены, а голос говорящего изменен. «Информация идет о тяжелых потерях в боях за Павловку. Да, в Павловке дела тяжелые, бои идут тяжелые, идут потери, есть потери, убитые, раненые. Но мы продолжаем давить противника, выполняем поставленную задачу. Продвигаемся потихоньку, может, не так быстро, как хотелось бы», — говорит он.
На другом видео военный снимает сам себя, его лицо тоже скрыто, а голос изменен: «У нас все хорошо, бои идут тяжелые, но, несмотря на упор противника, продвигаемся вперед штурмовыми группами. Все у нас нормально. Не переживайте, есть, конечно, и раненые, и погибшие, но мы продолжаем сражаться, боевой дух высокий». Он показывает своих сослуживцев, которые готовятся отправиться на боевые позиции.
На третьем видео трое военных, их лица открыты. Один из них тоже говорит, что потери есть, но «их минимизируем», и просит не верить слухам.
11 ноября с «Медиазоной» связался контрактник из 155-й бригады, который, по его словам, уже три месяца воюет на этом направлении. Он рассказал, что после обращения морпехов к властям командиры «решили показать, что все хорошо, и начали отправлять на штурм», а видео, которое опубликовал губернатор, солдаты записали под давлением.
«Письмо писал не я лично, соседняя рота. Отреагировали на письмо не так, как мы ожидали, — писал он корреспондентке "Медиазоны". — Мы думали, что командование поменяет тактику. Видео потом заставляли записывать солдат, как все хорошо, чтоб не полетели высокие погоны. За все время под Павловкой погибло около 450–500 человек. Причиной этому постоянные артобстрелы по скоплениям солдат из-за дебилов-офицеров и бесполезных штурмов».
По словам контрактника, после публикации обращения к Кожемяко его авторы «получили выговор», в качестве наказания морпехов отправили на «штурм укрепленных районов»: «Прорвать оборону получилось, но за тот день погибло около 100–115 человек, дабы подтвердить слова командования, что потери несущественные». Вероятно, позже тот же военный связался с изданием 7х7.
В беседе с «Медиазоной» он утверждал, что сейчас многие его сослуживцы пытаются отказаться от участия в боях. «Сегодня лично слышал, что штурмовые группы отказываются идти на окраины города. Отказникам угрожают уголовными делами, да и никто их не увозит с передовых позиций, — писал он. — Я лично писал отказ, но мой рапорт чудесным образом пропал. Дезертировать не вариант, потому что могут застрелить. Здесь нет закона».
Редактор: Дмитрий Ткачев
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке