По следам братских могил. Американские исследователи утверждают, что Россия создала в ДНР больше 20 фильтрационных пунктов для украинцев
Анна Павлова
Статья
26 августа 2022, 17:59

По следам братских могил. Американские исследователи утверждают, что Россия создала в ДНР больше 20 фильтрационных пунктов для украинцев

Пункт содержания для украинцев в Безыменном. Фото: Alexander Ermochenko / Reuters

Госдепартамент США и Йельский университет утверждают, что российские власти создали в Донецкой области Украины более 20 пунктов фильтрации, через которые проходят как пленные украинские военные, так и вывезенные с захваченных территорий мирные жители. Кроме того, на спутниковых снимках исследователи нашли признаки массовых захоронений в колонии в Еленовке, которые появились до сообщений властей ДНР о гибели более 50 военнопленных под обстрелом.

Американский проект Conflict Observatory, созданный Госдепартаментом США для документации военных преступлений со стороны России после начала войны в Украине, опубликовал доклад, в котором утверждает, что российские военные создали в ДНР более 20 фильтрационных лагерей, которые используются для допросов и содержания украинских граждан и военнопленных.

Над докладом работали специалисты из Йельского университета, Смитсоновского института и компании PlanetScape Ai, которая занимается разработками в области искусственного интеллекта. В исследовании они также использовали картографическую программу Esri.

Фильтрационные пункты

Изучив спутниковые снимки и информацию из открытых источников, авторы доклада пришли к выводу, что отдельные пункты содержания для украинцев — всего исследователи обнаружили 21 объект — это часть целой «системы фильтрации», которую Россия и власти самопровозглашенной республики развернули на занятой ими территории.

В системе фильтрации исследователи выделили четыре типа объектов:

  • пункты регистрации;
  • изоляторы для задержанных;
  • центры для повторных допросов;
  • тюрьмы (как правило, в исправительных колониях), которые служат для длительного содержания под стражей.

Карта объектов фильтрации, которые исследовали авторы доклада. Mapping the Filtration System in Donetsk Oblast / Conflict Observatory

Местоположение и назначение всех объектов, о которых рассказывает доклад, подтверждаются «как минимум пятью независимыми открытыми источниками». По данным исследователей, они находятся в поселках Безыменное, Бугас, Казацкое, Мангуш, Никольское, Старобешево, Васильевка, Еленовка и городах Докучаевск, Новоазовск, Енакиево, Волноваха и Донецк.

В некоторых случаях подтвердить расположение объекта или получить доказательство, что место используется как фильтрационный лагерь (например, по наличию палаток и автобусов), помогли спутниковые карты.

Если для длительного содержания используют в основном исправительные колонии, то другие пункты фильтрационной системы обустроили в школах, административных зданиях, доме культуры, на рынке и в пунктах полиции.

Пункт фильтрации в Безыменном. Изображение из доклада Conflict Observatory

«Медиазона» рассказывала, что украинцам, оказавшимся на подконтрольной России территории, приходилось проходить фильтрацию, во время которой военные проверяли, не связаны ли они с украинской армией или силовыми структурами: требовали показать телефоны и татуировки на теле, принуждали сдавать отпечатки пальцев и фотографироваться.

«Вообще, все те неотфильтрованные, которые попадают в ДНР, они попадают в такую одну большую черную дыру — там нет адвокатов, которые готовы работать с этими делами, там нету каких-то надежных систем, которые бы позволяли узнавать судьбу этих людей», — рассказывал правозащитник Московской Хельсинкской группы Роман Киселев.

Могилы в Еленовке

Изучив снимки со спутников, исследователи также обнаружили следы перекопанной земли в «исправительной колонии» возле села Еленовка в Волновахском районе, что, по их мнению, говорит о массовых захоронениях. Они отмечают, что следы появились до обстрела территории колонии в ночь с 28 на 29 июля, в результате которого погибли 53 украинских военнопленных.

Один участок появился на снимках от 11 апреля — «одновременно с сообщением из открытых источников о предполагаемом рытье могил», говорится в отчете, второй — 27 июля, за два дня до взрыва.

«За бараками, где [российские военные] держали военнопленных, есть похожие на могилы сооружения, которые появились в апреле, в то время, когда, по словам освобожденных пленных, они копали могилы, — рассказал Wired один из руководителей Лаборатории гуманитарных исследований и преподаватель Йельской школы глобальных отношений Натаниэль Реймон, — и эти объекты примерно от двух до двух с половиной метров в длину».

Россия утверждала, что по колонии ударили из ракетной установки HIMARS, которую передали Украине США. Опрошенные CNN эксперты говорили, что если бы обстрел велся из HIMARS, то здания были бы повреждены сильнее, к тому же американская система залпового огня способна поражать цели на расстоянии до 300 километров и нет нужды использовать это достаточно дорогое вооружение для удара по цели, которая находится всего в 15 километрах от фронта.

Украина настаивает, что россияне инсценировали обстрел, чтобы скрыть пытки и казни.

Колонию № 120 в Еленовке начали использовать для содержания пленных еще в 2014 году. После начала российского вторжения в феврале 2022 года в лагерь стали свозить и пленных некомбатантов. Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко утверждал, что в мае в колонии могли держать «три-четыре тысячи тех, которые признаны неблагонадежными и которые не прошли фильтрацию».

«Медиазона» рассказывала историю 32 похищенных в Мариуполе, которые возили в город гуманитарную помощь и помогали эвакуироваться из него. Они провели в плену сто дней, в июле почти всех похищенных в Мариуполе волонтеров удалось освободить.

Волонтеры рассказывали о тяжелых условиях в колонии и пытках, которые применяли во время допросов.

«Почти на всех этапах нас перемещали с завязанными глазами. Нам заматывали глаза и руки скотчем, надевали мешки на голову. Нас водили лицом к полу, как террористов. Если мы не так сидели, не так стояли или что-то не нравилось нашим конвоирам, нас били. Если я неправильно сидел, меня били по ногам. Если я опускал руки, меня били по рукам», — вспоминал один из них, Константин Величко.

По словам волонтерки Анны Ворожевой, «особым дефицитом была питьевая вода»: «Мы могли рассчитывать на воду в объеме 150–200 миллилитров на человека в день. Иногда и этого нам не доставалось».

Бывшие пленники говорили, что ни лекарств, ни врачей в колонии не было. «Никому не давали обезболивающее, даже тем, у кого была раздроблена челюсть, поломаны ноги. Мне пришлось начать курить, потому что это был единственный способ снять боль. У меня вышли дуги от брекетов, из-за этого все щеки изнутри шрамированы», — рассказывала Ворожева.

Колония в Еленовке, спутниковая съемка до и после того, как на территории стали видны объекты, похожие на могилы. Изображение из доклада Conflict Observatory

Нарушение прав человека и реакция России

Общее число людей, прошедших через систему фильтрации, не поддается достоверной оценке, говорят авторы исследования. В отчете они приводят и данные уволенной из-за недостоверных сообщений омбудсменки Украины Людмилы Денисовой, которая говорила, что к середине июня в Россию вывезли не менее 1,7 млн мирных украинцев, включая 276 тысяч детей, и утверждения российских властей, которые в середине августа назвали цифры вдвое большие — более 3,4 млн человек, включая более 550 тысяч детей.

Неизвестно и то, сколько людей содержится в фильтрационных лагерях сейчас. «Мы не можем оценить только на основе геоданных и OSINT, сколько человек находится в заключении и сколько прошло через [лагеря]. Это невозможно методологически», — говорит Натаниэль Реймон.

Российские власти отрицают существование фильтрационных лагерей. В марте посольство России в США прокомментировало сообщения о лагерях в Мариуполе так: «Речь идет о пунктах досмотра мирных граждан, покидающих зону активных боевых действий. Военнослужащие ВС РФ во избежание диверсионных операций украинских нацбатальонов тщательно инспектируют автотранспорт, направляющийся в безопасные регионы. Всех бандитов и фашистов мы будем задерживать. Мирному населению никаких преград российские военные не создают».

Сегодня посольство прокомментировало сам доклад, назвав его «очередной фальшивкой, направленной на дискредитацию российской специальной военной операции».

Во время международных конфликтов страны, которые оккупируют чужие территории, имеют право регистрировать находящихся в зоне их контроля людей и в некоторых случаях даже задерживать гражданских лиц, однако российская система фильтрации, которая включает внесудебные аресты и содержание без связи с внешним миром, нарушает многие пункты международного гуманитарного права, говорят исследователи.

Авторы доклада выделяют пять основных проблем, связанных с нарушением прав человека на захваченных территориях:

  • обвинения в создании жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство условий содержания, а также в пытках;
  • насильственное перемещение (депортация) на территорию России;
  • разделение семей и пропажа детей;
  • принудительный труд;
  • масштабный сбор личных данных.

Они призывают Россию предоставить независимым наблюдателям доступ к фильтрационным лагерям на контролируемых ДНР территориях и внутри самой России.

В начале августа, через несколько дней после гибели украинских пленных в колонии в Еленовке, Международный комитет Красного Креста жаловался, что власти ДНР не пускают сотрудников организации на территорию лагеря и не принимают медикаменты для раненых.

Редактор: Агата Щеглова

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке