Иллюстрация: Mari Msukanidze / Медиазона
В Албании около неработающего военного завода задержали известную российскую блогерку Лану Сатор. Она с 2007 года исследует заброшенные бункеры, укрепления, руины заводов и склады ржавой бронетехники. Как утверждает министерство обороны Албании, всего задержаны три человека: двое россиян и гражданин Украины. Один из них распылил в сторону охранников «нервно-паралитический спрей». «Медиазона» собрала все, что известно об этом инциденте.
Вечером 20 августа в Албании задержали трех человек: россиянина, проникшего на территорию военного завода у города Грамши, и двоих его знакомых, ждавших за оградой. По словам премьер-министра страны, их подозревают в шпионаже. Вскоре выяснилось, что двое задержанных — известные в узких кругах диггеры и фотографы: Светлана Тимофеева, она же Лана Сатор, и Михаил Зорин.
Министерство обороны Албании сообщило, что 24-летнего Михаила Зорина, 33-летнюю Светлану Тимофееву и 25-летнего украинца Ф. А. задержали 20 августа около 17:40. В ведомстве утверждают, что Михаил Зорин «проник на территорию [завода] и пытался вести фотосъемку». Когда охранники пытались схватить его, он «распылил в двух солдат нервно-паралитический спрей». Светлана Тимофеева и Ф. А. были задержаны рядом с заводом в машине Chevrolet. Всех троих увезли в полицейский участок.
Двоих пострадавших военных отправили в столичный госпиталь. Местная газета Express опубликовала их фотографии из больницы с марлей на глазах. На опубликованных вскоре фотографиях в фейсбуке минобороны Албании они сидели на койке без следов повреждений на лице.
Местные издания опубликовали фотографии документов задержанных граждан России: Михаила Зорина и Светланы Тимофеевой. В сети Светлану Тимофееву знают под псевдонимом Лана Сатор, она известная путешественница и фотограф. C 2007 года она вела блог «Заброшенные здания, бомбоубежища, военные объекты, мертвая техника», а позже перенесла публикации из «Живого журнала» в инстаграм, где на нее подписаны более 250 тысяч человек. Свое увлечение она описывала английским термином urbex.
«Индустриальный туризм – допустимое обозначение, но не такое емкое, как англоязычный urbex, — объясняла она в 2018 году в интервью "Радио Свобода". — Потому как "индустриальный" подразумевает только промышленность, а интересы гораздо шире: привлекают и военные объекты, и транспортные узлы, и научные лаборатории. Всякие "сталкеры" и "диггеры" точно мимо – либо пошло, либо слишком узко ограничено. Жаль, что в русском языке пока не получается придумать равноценного и лаконичного обозначения, как urbex».
Военный завод в Грамши, где были задержаны диггеры, в XX веке производил автоматы Калашникова. Сейчас, как утверждает министр обороны Албании, завод «уже много лет не работает». Фотографии оттуда Лана Сатор выкладывала в сторис в своем инстаграме.
Расследователь Bellingcat Христо Грозев посвятил задержанию диггеров и отдельно Лане Сатор короткий тред в твиттере, где написал, что очень скоро станет известно, что это было — случайное задержание «хорошо спонсируемых фотографов-любителей» или «хорошее прикрытие операции разведки». «Кстати, одним из 160 кураторов ФСБ, руководивших проектом "Украина", была женщина блогер-фотограф», — написал Грозев.
Кроме того, Грозев подчеркнул, что у Светланы Тимофеевой «интересная история путешествий»: она неоднократно путешествовала в компании фотографов, по крайне мере один из них в январе этого года был арестован в Египте, и российскому МИД «пришлось его спасать».
Анастасия К., знакомая с Ланой Сатор около 15 лет, написала Грозеву ответ на несколько твитов, где попыталась объяснить, что Лана Сатор давно занимается диггерством и оказывается на заброшенных заводах не в первый раз. О задержанном в Египте фотографе Анастасия написала: «Это ее бывший молодой человек, тоже фотограф. Она рассталась с ним в феврале, потому что у них разошлись мнения о войне в Украине. Лана Сатор была против войны с самого начала, а ее молодой человек войну полностью поддержал».
«Я вовлеклась, потому что меня расстроило, что Грозев записал ее в шпионы», — объяснила Анастасия в разговоре с «Медиазоной». Она знает Лану с 2006 года. «Познакомились на совместной вылазке в подземные речки типа Неглинки. Подробностей я уже не помню, но она тогда уже была довольно яркой личностью, поэтому ее я помню скорее как значимого, известного персонажа в диггерской тусовке», — рассказывает Анастасия.
Михаила Зорина Анастасия лично не знает, но говорит, что слышала о нем: он учится в Чехии, об этом он сам писал в своем телеграм-канале. То, что Михаил пытался отбиться от охранников, в диггерской тусовке считают странным. «Вообще такое поведение тусовка характеризует как неадекватное. Так делать нельзя просто из соображений безопасности: любая эскалация очевидно будет вести к более суровому наказанию, лучше "сдаться", предложить деньги — это часто срабатывает, если обычные охранники, отболтаться и тому подобное. Я не помню конкретных историй о том, как попадалась Лана, но знаю, что у нее хорошо получалось договариваться с охраной, чтобы ее пустили на объекты», — рассказывает Анастасия. Что за украинец Ф. А. был с российскими диггерами, она не знает.
По словам Анастасии, эта поездка была не только публичной, но и абсолютно рядовой для Ланы Сатор: «Совершенно обычная Ланина поездка, более того, насколько я понимаю, она там [в Албании] уже была один раз, в 2019 году».
Единственное, что показалось в этой истории Анастасии необычным — это «понтовая» машина Chevrolet, в которой были задержаны Лана и неназванный украинец. «Обычно Лана довольно скромна в поездках, но, возможно, после переезда в Грузию у нее улучшилось финансовое положение, она стала проводить платные туры, поездки. Это единственное, что мне кажется необычным. Но, может, в прокат такая машина и недорогая, или она принадлежит кому-то из их группы», — размышляет Анастасия.
Днем 21 августа министр обороны Албании Нико Пелеши посетил в больнице двоих военнослужащих, которые пострадали при задержании диггеров. «Я только что посетил двух солдат, Альдо и Адриана, которые со вчерашнего дня находятся в токсикологическом отделении. Состояние их здоровья хорошее, ночь прошла спокойно, и сегодня они готовы выйти на улицу», — цитирует министра Пелеши сайт минобороны Албании.
Он подчеркнул, что к подобным событиям «надо относиться ответственно». «Публичные заявления политических фигур, государственных ведомств, комментарии к этим заявлениям могут обернуться гораздо большей проблемой, чем само событие», — считает Нико Пелеши.
Он попросил «набраться терпения до полного выяснения обстоятельств». Над этой задачей, по его словам, сейчас работают все государственные структуры: военная разведка, полиция, служба разведки и антитеррора: «Несомненно, учитывая политический контекст, мы не можем оценивать этот случай как рядовое происшествие, тот факт, что имела место бурная реакция со стороны этих граждан, заставляет нас более внимательно его исследовать. Но мы и не можем спешить с выводами. Сейчас троих иностранных граждан допрашивают, они находятся под следствием».
В посольстве России в Албании на запрос «Медиазоны» не ответили.
Редактор: Дмитрий Трещанин
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке