Утечка аммиака в Донецке, последствия взрывов в Крыму и первые мемуары об «СВО». 168‑й день войны
Статья
11 августа 2022, 1:10

Утечка аммиака в Донецке, последствия взрывов в Крыму и первые мемуары об «СВО». 168‑й день войны

Фото: Alexander Ermochenko / Reuters

В Донецке произошла утечка аммиака, ВСУ утверждают, что уничтожили или повредили все важнейшие мосты для снабжения российских войск на правом берегу Днепра, появились первые спутниковые снимки пострадавшего от взрывов аэродрома в Крыму. Опубликован архив жалоб в российскую военную прокуратуру и первые солдатские мемуары о вторжении в Украину. «Медиазона» выбрала главное из всего, что происходило за день на войне и в связи с войной.

Обстрелы

Жителям Донецка после обстрела пивоваренного завода порекомендовали оставаться дома и закрыть окна: на заводе произошла утечка аммиака. Как сообщает штаб теробороны самопровозглашенной ДНР, «зона поражения» составляет два километра.

В ночь на 11 августа под обстрелами оказались несколько городов, подконтрольных Украине. Сумскую область обстреливали с семи утра почти до вечера, написал глава местной военной администрации Дмитрий Живицкий.

В Запорожской области под обстрелами погибла 52-летняя женщина; в Николаеве были ранены три человека, в том числе 13-летняя девочка. 13 человек погибли в Марганце Днепропетровской области, еще 11 ранены.

Удары по мостам

Украинские военные атаковали мост через Днепр в районе Каховской ГЭС. Оперативное командование «Юг» утверждает, что удар «привел к укреплению статуса моста в районе Каховской ГЭС как непригодного для использования».

Российские военные контролируют три моста через Днепр: Антоновский автомобильный мост возле Херсона, Антоновский железнодорожный мост в шести километрах от него, а также дамбу Каховского водохранилища в Новой Каховке. Кроме того, для снабжения российских войск на правом берегу Днепра используется автомобильный мост через реку Ингулец в Дарьевке.

ВСУ утверждают, что все четыре моста они вывели из строя или повредили.

Последствия взрывов в Крыму

Вечером 10 августа были опубликованы спутниковые снимки, позволяющие оценить последствия взрывов на военном аэродроме Саки в Крыму. Исследовательский проект Oryx считает, что на земле сгорели не менее четырех многоцелевых истребителей Су-30СМ и семи фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Если сравнивать снимки до и после, можно насчитать не менее 15 самолетов, уничтоженных на месте стоянки. Официальная позиция России: случилась детонация «нескольких авиационных боеприпасов», при этом «никакого огневого воздействия» по аэродрому не было. Источник ТАСС в российском ведомстве рассказал, что основная версия — «нарушение правил пожарной безопасности».

Украинская сторона еще накануне записала уничтоженными девять российских самолетов, впрочем, официально поддержала версию России о несчастном случае и «в который раз напомнила о правилах пожарной безопасности и запрете курения в неустановленных местах».

«Медиазона» подробно разобрала случившееся в Крыму в этом тексте.

Возвращение погибших

Украина вернула более 500 тел погибших украинских военных, которые числились в списках пропавших без вести. «Буквально вчера мы забрали еще 17 тел. Это те, кто был без вести пропавшим», — сказал украинский уполномоченный по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, Олег Котенко.

Украинская сторона неоднократно сообщала об обмене телами, российская сторона никогда не делала его публичным. То, что этот процесс двусторонний, подтверждается похоронами пропавших без вести и погибших российских солдат, о смерти которых было известно еще в марте и даже в феврале.

«Медиазона» и русская служба «Би-би-си» собирают данные о потерях российской армии. На понедельник 8 августа удалось подтвердить гибель по меньшей мере 5 420 человек.

Жалобы на мародерство, поиск пропавших

Издание The Insider опубликовало утечку архива жалоб в военную прокуратуру России. Обращения подтверждают, что срочников обманом или принуждением бросали в зону боевых действий, солдатам не обеспечивали нормальное питание и медицинскую помощь, контрактники специально нарушали все нормы и правила устава, чтобы их отстранили от службы, а родные не могут получить никакой информации о своих близких. Из тех же жалоб российских граждан можно узнать о мародерстве российских военных.

Множество обращений в прокуратуру связано с розыском родственниками военных, пропавших в ходе боевых действий в Украине.

Мемуары ZOV

«Важные истории» опубликовали воспоминания российского военного Павла Филатьева, который после двух месяцев в Украине написал книгу «ZOV» о состоянии армии и дел на фронте.

33-летний Павел Филатьев — десантник из Волгоградской области. В 2010-х годах уже служил в Чечне, а в августе 2021 года подписал новый контракт на службу, как он сам говорит, из-за отсутствия денег. В феврале 2022 года его отправили воевать в Украину в составе 56-го десантно-штурмового полка, которому было приказано штурмовать Херсон. Филатьев провел на фронте два месяца и смог вернуться, только получив ранение.

Вот как он описывает причины неудач российской армии.

«Главная причина — мы не имели морального права нападать на другую страну, тем более на самый близкий нам народ. <…> Когда все это началось, я знал мало людей, которые верили в нацистов и тем более желали воевать с Украиной. У нас не было ненависти, и мы не считали украинский народ врагами», — пишет в своей книге Филатьев. Вторая причина, по его словам — это то, «как все начиналось»: «Начинать "спецоперацию" с обстрелов территории Украины артиллерией, авиацией и ракетами… На какой прием от гражданского населения мы рассчитывали, если люди 24 февраля проснулись от взрывов артиллерии, авиации и ракет? Кто ожидал, что после такого начала народ не сплотится против захватчиков?».

Текст: Елизавета Нестерова

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке