Фото: Эмин Джафаров / Коммерсант
С начала войны в Украине курс рубля стремительно падает. Чтобы спасти свои накопления, россияне спешно переводят деньги в доллары и евро. Когда власти ограничили манипуляции с валютой, в России начал появляться черный рынок: «Медиазона» обнаружила несколько чатов в телеграме, где люди договариваются о покупке или продаже валюты, встречаясь на улицах и возле станций метро.
В Москве и других городах очереди в банкоматы, где можно было снять доллары и евро, начались 24 февраля — и не заканчиваются до сих пор. Банковские приложения стали оповещать клиентов о наличии в банкоматах валюты для снятия, а умелые пользователи создали телеграм-боты, чтобы узнавать о пополнении наличности быстрее всех. Некоторые дежурили возле банкоматов по несколько часов, дожидаясь приезда инкассаторов.
Власти пытаются ограничить россиян в манипуляциях с валютой — 2 марта президент Владимир Путин подписал указ «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» и запретил вывозить из России больше 10 тысяч долларов наличными; 3 марта Центробанк обязал брокеров брать комиссию в размере 30% с физических лиц при покупке долларов, евро или фунтов на бирже (правда, уже на следующий день снизил ее до 12%).
9 марта в России был введен «временный порядок операций с наличной валютой»: теперь с валютных счетов и вкладов можно снимать не больше 10 тысяч долларов, а покупать валюту в банках за рубли нельзя. Наконец ограничения коснулись и юридических лиц — компаниям и ИП запретили снимать со счетов более пяти тысяч долларов.
Зарубежные санкции тоже бьют по взаимоотношениям россиян с валютой — теперь с российских карт нельзя снять ее и за границей.
В таких условиях самоорганизация россиян и появление «черного» рынка валют были неизбежны, несмотря на сомнительную легальность и возможность нарваться на фальшивую купюру. Организовывать сделки по обмену оказалось проще всего в телеграме.
«Медиазона» обратила внимание на появление чатов для обмена валютой чуть меньше недели назад, но за это время они, судя по всему, были удалены, а вместо этого появились новые. На сегодня «Медиазона» насчитала семь чатов, которые, судя по аккаунтам, написавших в них первые сообщения — все они появились 9 марта — входят в единую региональную сеть.
Самый крупный чат — московский, далее идут петербургский и кубанский; всего в них состоит почти 2,5 тысячи человек, причем только за 11 марта количество участников московского чата увеличилось почти на треть. Еще один чат с непохожим на другие названием держится особняком; вероятно, чат был создан другими пользователями, и хотя он позиционируется как всероссийский, в нем состоят пока только 350 человек.
«Пишите коротко: "Продам/куплю, сумма, по какому курсу" так будет всем легче и меньше вопросов», — предлагают администраторы. В нем в основном пишут люди из регионов. «Продам $$$ 1200 за 145 рублей Чечня»; «Продам доллары 125. В сумме 22000$ г.Оренбург»; «18k найдется в Курске?» — ищут сделки участники чата.
В городских чатах обычно указывают район или станцию метро. «Продам $2 тыс по 132 руб. Северо-запад Москвы, быстрый обмен»; «Кто может продать 50 долларов Алтуфьево-селигерская?»; «Продам 200 евро по цене биржи. ВДНХ»; «Продам 200 💲130 СПб метро озерки» — разыскивают пользователи друг друга.
Корреспонденту «Медиазоны» удалось договориться о двух сделках о покупке валюты на небольшие суммы; продавцы предлагали встретиться у станций метро.
Молодой человек, искавший в московском чате возможность купить 200 евро, в личной переписке рассказал, что бежит из Украины в Европу через Россию, с собой были только гривны, которые удалось поменять на рубли в банке. «Валюту в банке у меня нет возможности купить — снимать нечего. Сначала менял гривны на рубли, теперь хочу на евро или доллары — без разницы, что куплю», — пишет он.
Мужчина, предлагающий купить у него 3,1 млн рублей при личной встрече в Алтуфьево, объясняет: еще до войны он вывел рубли из ИП, теперь стал искать способ поменять их на валюту, а друг сбросил ему ссылку на чат, как на «самый простой способ».
«Я не могу вывести другие свои средства с расчетного счета ИП, потому что биржа закрыта, поэтому просто себя хочу обезопасить этим, перестраховать свои деньги, свой вклад в рублях. Долларами я могу рассчитаться в любой точке мира: купить билет на самолет, въехать в другую страну, когда карточки перестали работать. Завтра 3,1 млн рублей станут тремя миллионами, потом [превратятся в] 2,8 миллиона, когда откроются торги на бирже. А 24 тысячи долларов останутся 24 тысячами долларов», — рассуждает он.
Пытаться найти валюту в банкоматах предприниматель не хочет. «Проще встретиться и поменять, чем искать по банкоматам — я не представляю себе этот объем наличности в банкомате, при условии, сколько еще людей туда пойдет снимать, помимо меня. Все видели очереди в банкоматы, скоро там места в очередях начнут продавать. Получается просто, что нас государство со всех сторон зажимает — валютным своим правилом, валютным регулированием — и так далее и тому подобное. Я понимаю, что у них нет других методов сейчас не вызвать еще большего скачка доллара вверх, только ограничив его хождение, но это, получается, бьет по людям, бьет по бизнесу, по физикам, по юрикам. Мое ИП объективно в жопе», — сокрушается он.
Некоторые участники чата, вероятно, путаются в потоке новостей об изменениях в регулировании валюты, поэтому им проще прибегнуть к обмену при личной встрече. «Подобного опыта у меня не было, просто мне нужна валюта, а через банки вроде как нельзя поменять. Есть риск нарваться, но с другой стороны вроде как говорили, что валюту теперь не купишь нигде. С рублем неизвестно что будет, страховаться надо хоть как-то», — сетует москвич, ищущий возможности купить 7 000 евро по курсу от 125 до 130 рублей.
Мужчина, пытающийся обменять юани на Урале, сыплет терминами: «Диверсификация средств, защита от волатильности, не более того, без всяких геополитических перспектив даже». Он говорит, что раньше в Челябинске происходил нелегальный обмен у «Детского мира», но сейчас спекулянты бывают там редко, поэтому уралец пытается найти в интернете курс выгоднее, чем в банке. «Риски есть, конечно. Но можно ведь закрепить договором дарения денег и все», — надеется он.
Продавец валюты, предлагающий встретиться у московской станции метро «Улица Старокачаловская», признает, что это неудобно, но отмечает, что «из-за комиссии в 12 процентов и ограничений регулятора биржевой и обменный курс не совпадают с рыночным». «Рыночный курс можно отследить на крипто и форекс биржах (там люди не ограничены со стороны регуляторов). Сейчас там курс около 129 [рублей за доллар]. Плюс в России сейчас есть еще ценность наличной валюты, что я и предлагаю — заплатить чуть больше за немедленное получение наличных. В моем случае — ценность в этом», — объясняет он.
Пользователь московского чата, который, судя по тому, что он интересуется любыми предложениями, как о продаже, так и покупке, занимается спекуляцией профессионально, о своей работе отвечает: сейчас по закону валютные операции нельзя проводить в банках, а пункты обмена валют ее только скупают. «Образовался спрос на валюту — а если есть спрос — есть и предложения! Люди не хотят остаться с рублем на фоне разговоров про дефолт. Мы, Российская Федерация — победим в данном противостоянии, вам суждено — проиграть. Мы Русские — С Нами Бог 🙏🏻🇷🇺», — обещает он «Медиазоне».
Редактор: Агата Щеглова
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке