Фото: Александра Астахова
Судья Лефортовского районного суда Москвы Маргарита Котова провела уже девятое выездное заседание в покровской ИК-2, где судят Алексея Навального. Политика обвиняют в проявлении неуважения к суду во время рассмотрения дела о клевете на ветерана Игната Артеменко год назад и — одновременно — в мошенничестве при сборе пожертвований на антикоррупционную деятельность ФБК. На сегодняшнем заседании допросили еще 12 свидетелей защиты.
На прошлом заседании суд уже допросил пятерых свидетелей защиты — главного редактора The New Times Евгению Альбац, светскую обозревательницу Божену Рынску, правозащитника Сергея Давидиса и двух доноров ФБК — Александра Маргулиса и Раушана Валлиулина. Все они рассказали суду, что регулярно отправляли деньги на проекты Алексея Навального, никогда не чувствовали себя обманутыми и прекрасно знали, на что идут пожертвованные средства.
В начале заседания 4 марта адвокаты Ольга Михайлова и Вадим Кобзев анонсировали допрос сразу 12 свидетелей — все они приехали сегодня в Покров на заседание. Как и вчера, прокурор пыталась убедить судью Маргариту Котову, что необходимость допроса свидетелей защита никак не мотивировала, а потому проводить его нецелесообразно. Но судья с ней снова не согласилась.
«Медиазона» очень кратко пересказывает, что рассказали суду эти свидетели.
Политик Илья Яшин рассказал, что познакомился с Алексеем Навальным еще в 2001 году, в нулевых они вместе состояли в партии «Яблоко» и продолжили общаться и после исключения Навального из нее. Яшин, как и остальные свидетели, постоянно смотрел антикоррупционные ролики команды Навального.
Свидетель сказал суду, что считает совершенно нормальной практику сбора средств на политическую деятельность. Яшин добавил, что на своем ютуб-канале он тоже просит зрителей финансово поддерживать его работу. «Для поддержания деятельности нужны деньги, и это нормально — просить их у тех, кто меня поддерживает. Стандартная практика», — отметил политик.
Кроме того, Яшин рассказал, что с потерпевшими по делу не знаком, зато знаком с некоторыми свидетелями обвинения — Виталием Серукановым и Ильей Ремесло. По его словам, Виталий Серуканов работал водителем в Калужской области во время президентской кампании 2018 года, с юристом Ремесло он познакомился на презентации книги в Петербурге. Юрист тогда задал Яшину вопрос и представился по фамилии — Ремесло. «Ну я его спросил — древнейшее?» — рассмеялся Яшин, вспоминая этот эпизод.
По словам свидетеля, Навальный всегда жил жизнью обычной московской семьи, ездил на метро и пользовался картой «Тройка». Ничего необычного и предосудительного в переводах пожертвований на карту Леонида Волкова — а это один из аргументов обвинения — политик не видит: «Все понимали, что он был доверенным лицом Навального».
Яшину обвинительница задала лишь один вопрос: выдвигался ли кто-то из ФБК в муниципальные депутаты? Свидетель ответил отрицательно, и на этом его допрос закончился.
Житель Владимирской области Алексей Малинин с 2018 года перечислял деньги на проекты Навального регулярно, а до этого — время от времени.
По словам свидетеля, он читал и проверял отчеты ФБК, которые фонд присылал на почту жертвователям. Малинин рассказал, что раньше работал чиновником в администрации Владимирской области, потом он увидел одно из расследований Навального, информация в ролике его возмутила, и он вышел на пикет. Возмутился. После этого его попросили уволиться — он ушел. По словам Малинина, расследования Навального выглядели убедительно и подтверждались документами.
На вопрос подсудимого о том, какие конкретно ролики он смотрел, Малинин ответил, что вообще все. Тогда Навальный уточнил, видел ли он расследование о дворце для Путина. «Да, это самый классный ролик», — сказал Малинин.
— Считаете ли, что я нарушал закон? — уточнил Навальный.
— Нет, считаю, что чиновники нарушали. Они испугались допустить вас [на выборы] и отказали в регистрации.
Свидетель подтвердил, что знал о судимости Навального. «Но далее были выигранные суды в ЕСПЧ, поэтому вы могли стать моим президентом», — сказал Малинин — Каждый в России имеет право сделать свой выбор. Я свой выбор сделал».
Несмотря на возражения гособвинения, к делу приобщили все документы переводов денег от Малинина.
Алешин рассказал, что не был лично знаком с Навальным, но видел его на митингах в 2011 году. На несколько лет он уезжал из России, но вернулся в 2016 году и стал жертвовать ФБК по 1 000 рублей ежемесячно. Президентскую кампанию политика он не финансировал, но поддерживал его в соцсетях.
Свидетель отметил, что проверял информацию из расследований Навального самостоятельно, например: искал ее в реестрах госзакупок — и все подтверждалось. По его словам, каждый мог бы проверить часть фактов, публикуемых в расследованиях.
«Как опытный человек я понимаю, что расследования очень качественные, я вижу, что деньги [жертвователей] расходовались эффективно. По отчетам все очень похоже. Я нахожу работу команды вашей очень эффективной», — с улыбкой ответил Алешин на вопрос Навального, считает ли он преступной деятельность ФБК.
Свидетель также сказал, что недавно перепроверял старые отчеты для того, чтобы быть убедительным в дискуссииях в интернете — и все по-прежнему сходилось.
Лотов рассказал суду, что следит за деятельностью Алексея Навального с 2010 года. Периодически начал жертвовать на них с 2012 года — и в ФБК, и на президентскую кампанию. По словам свидетеля, отчеты фонда его удовлетворяли — за все 10 лет проблем с этим не возникало.
Он также смотрел все расследования Навального и убежден, что в них содержатся факты о коррупции чиновников. По словам Лотова, он переводил деньги именно для того, чтобы такие общественно важные ролики появлялись на свет.
Он рассказал, что начал жертвовать в ФБК после расследования «Он вам не Димон» о бывшем премьер-министре Дмитрии Медведеве. Как и остальные свидетели, он сказал, что переходил по ссылкам и источникам, указанным в расследованиях команды Навального, чтобы перепроверить факты. Поелов отметил, что получал на почту отчеты от ФБК. Как писало в трансляции из суда РАПСИ, претензии правоохранителей к фонду свидетеля не беспокоили.
По словам Попова, примерно с 2005 года он следил за деятельностью Алексея Навального в проекте «ДаДебаты». С 2019 года свидетель был подписан на ежемесячные донаты — а до этого поддерживал политика время от времени.
На вопрос Навального, зачем он собирал деньги, Попов ответил: «Потому что у вас были расходы организационные, с какого-то момента — на производство видеороликов. Результатом доволен. Считаю, что он соразмерен моим пожертвованиям».
— Почему вы поверили этим роликам? — уточнила судья Котова.
— Потому что я не слышал аргументированную другую позицию. Весь ответ государства на расследования — это подавление деятельности ФБК. Это как раз доказывает, что расследования достоверны, — ответил Попов.
По словам свидетеля, он стал поддерживать деятельность политика, как только появилась финансовая возможность.
— Много ли ваших знакомых поддерживали ФБК? — спросил Навальный.
— Много, десятки.
— Не было среди них тех, кто считал, что я украл или неправильно пользовался их деньги?
— Логично, если перестаешь доверять — просто перестаешь переводить деньги. Это простая вещь.
На вопрос Навального, почему свидетель поддерживал его президентскую кампанию, если знал, что политик судим, Попов ответил: «Потому что ЕСПЧ считал, что Навальный имеет право [избираться], так как его поддерживает много людей».
Рубцов объяснил суду, что в последние годы переводил на деятельность ФБК ежемесячно по 1 000 рублей, а в президентскую кампанию перевел 58 000 рублей.
«Было ощущение, что я должен переводить еще больше этим ребятам», — ответил свидетель на вопрос Навального, не было ли у него ощущения, что политик его обманывал.
Раньше Рубцов работал в участковой избирательной комиссии, потом стал ее председателем.
— С учетом вашей квалификации, могли ли меня с моей судимостью допустить на выборы? — спросил Навальный.
— Допуск или недопуск на выборы в нашей стране лежит не в юридической, а в политической плоскости. Поэтому я считал, что вас могли допустить, с учетом поддержки, — ответил свидетель.
Навальный в свою очередь, как пишет РАПСИ, попытался объяснить, что общественные кампании нельзя как-либо ограничить: он предложил начать избирательную кампанию, где кандидатом на роль президента в 2250 году будет адвокат Ольга Михайлова, а адвокат Вадим Кобзев станет лучшим полярным медведем. Судья посмеялась, но вопрос сняла.
Несмотря на признание организаций Навального экстремистскими, свидетель уверен, что сам он экстремизм не финансировал.
— Ущерб мне нанесен не был, других потерпевших не знаю, — сказал Басов.
Во время выступления Басова Навальный напомнил суду, что Следственный комитет нашел всего четверых недовольных жертвователей — остальные 299 тысяч человек не считают себя обманутыми.
Свидетель рассказал, что следил за деятельностью Навального еще со времен его популярности в «Живом журнале». Свидетель не смог припомнить, был ли Навальный судим перед выборами президента.
Свидетель рассказал, что участвовал в несогласованной акции протеста и был задержан.
— Конечно, привлекался! — рассмеялся Монахов на вопрос Навального о привлечении к административной ответственности.
Как и остальные свидетели, он рассказал, что смотрел ролики с расследованиями и жертвовал Навальному. Монахов рассказал о студенческом лагере на Черном море, где он когда-то отдыхал — поэтому на него особенное впечатление произвел ролик Навального про эти места.
— Как вы думаете, деньги из фонда похищались? — спросил подсудимый.
— Не… не похоже… — ответил Монахов.
Свидетельница вспоминала, что смотрела ролики Алексея Навального, чтобы помочь сыну подготовить уроки по обществознанию, но сама в актуальных проблемах общества не разбиралась.
Демчук отметила, что однажды ее задерживали на митинге — и организации Навального помогли ей оплатить штраф.
Пустовалов, как и остальные свидетели, жертвовал на деятельность Навального. С потерпевшими не знаком.
— Всегда есть вероятность того, что ЦИК откажет в регистрации кандидата, — сказал свидетель, отвечая на вопрос о недопуске Навального кандидатом на выборы президента.
Следующее заседание пройдет завтра в 11:30. Адвокаты намерены допросить еще 10 свидетелей.
«Медиазона» благодарит Александру Астахову за помощь в подготовке материала. В публикации также использована информация из трансляции наших коллег из РАПСИ.
Редактор: Егор Сковорода
Исправлено 5 марта 14:34. Изначально в тексте говорилось, что свидетель Алексей Малинин из Кировской области, на самом деле, он из Владимирской. Приносим Алексею Малинину свои извинения.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке