Англосаксы, женщины и сакральные жертвы. Разбираем работу пропаганды на примерах отравления Навального и убийства Немцова
Анна Козкина
Статья
19 октября 2020, 16:04

Англосаксы, женщины и сакральные жертвы. Разбираем работу пропаганды на примерах отравления Навального и убийства Немцова

Алексей Навальный и Борис Немцов в 2012 году. Фото: Александр Щербак / Коммерсант

Отвлечь общество от наиболее вероятной и логичной версии какого-либо события несложно — для этого нужно придумать десятки альтернативных объяснений, сколь угодно надуманных и вздорных. Чтобы показать, как работает этот простейший, но неустаревающий прием пропаганды, «Медиазона» вспомнила растиражированные в российских медиа версии убийства Бориса Немцова и сравнила их с тем, что сейчас пишут об отравлении Алексея Навального.

«Ищите женщину»

Убийство Немцова. Через несколько дней после убийства политика Бориса Немцова 27 февраля 2015 года стали появляться версии о том, что причиной преступления стала ревность. В последние месяцы жизни политик встречался с украинской моделью Анной Дурицкой — девушка в тот вечер шла с ним по Большому Москворецкому мосту и стала свидетельницей убийства.

Телеканал РЕН ТВ одним из первых сообщил, что следователи рассматривают версию убийства из ревности.

Следом об убийстве из ревности заговорил глава республики Алтай Александр Бердников: «Как [бывший] оперативник скажу: ищите женщину. Как мужик — не поделили бабу. Как гражданин, для которого главной ценностью в жизни является семья: по ночам нужно спать дома, в своей семье, со своей женой, в своей постели».

Такую же версию в комментарии «Вести.ру» выдвинул и бывший директор ФСБ Николай Ковалев.

Незадолго до этого Life предположил, что политику могли отомстить за аборт, который сделала Дурицкая.

Сама модель все эти предположения отвергла.

Но даже спустя два года медиа продолжали говорить о связи Дурицкой с убийством — в 2017 году Mash и РИА «ФАН» опубликовали фото одного из осужденных за преступление Темирлана Эскерханова с девушкой, которую назвали похожей на Дурицкую. Это спровоцировало новый интерес к модели — писатель Эдуард Лимонов даже выпустил колонку со старым призывом «Ищите женщину».

Анна Дурицкая. Фото: Daria Buznikova / AP

Отравление Навального. На следующий день после отравления политика, 21 августа, Life выпустил статью: «Шерше ля фам. Навальный был в поездке с тайной попутчицей, которая ждет его в Омске». Речь шла о сотруднице ФБК Марии Певчих.

«Помимо внезапного и загадочного недуга оппозиционера Алексея Навального в этой истории была одна пикантная деталь. По данным "Лайфа", в поездке его тайно сопровождала красивая молодая женщина», — писало издание. В публикации было много намеков на «тайную связь» политика и Певчих. Лишь мельком автор упомянул возможность причастности девушки к отравлению, предположив, что мотивом могла быть ревность: «Возможно, причины нынешнего состояния оппозиционера как-то связаны с этой женщиной. Нельзя исключить, что кто-то мог отомстить оппозиционеру за слишком близкую дружбу с его зарубежной резиденткой».

Через неделю издание «Правда.ру» уже называло Марию Певчих «вероятным отравителем» Навального: она исполняла поручение соратника политика Владимира Ашуркова, который будто был недоволен ликвидацией Фонда борьбы с коррупцией и на этой почве разругался с Навальным. Неназванный источник издания утверждал, что Певчих «проводила ночи в его (Навального — МЗ) номере». Никаких подтверждающих это видеозаписей с тех пор не опубликовали, а сам политик утверждает, что у него есть договоренность с коллегами о том, что никто не может заходить к нему в номер.

«Вести FM» посвятили той же версии статью с уже знакомым заголовком «Ищите женщину».

Следом версию о причастности к отравлению Певчих, а также пресс-секретаря политика Киры Ярмыш, поддержал бизнесмен Евгений Пригожин: «Товарищи оппозиционеры, не делите шкуру неубитого медведя, вот Навальный вернется и даст вам по жопе. А затем устроит "чистку рядов партии" и заглянет в глаза Кире Ярмыш и Марии Певчих с вопросом: "Какого хрена вы меня отравили?"».

«Царьград» вбросил версии о причастности одной из трех женщин: жены Навального Юлии, пресс-секретаря либо той же Певчих.

Последней даже посвятили стихотворение на сайте «Стихи.ру». Автор — некий 53-летний Андрей Григорьев из Пермского края, служивший в спецназе ВВС, а спустя 17 лет, после тюремного срока, создавший НКО по профилактике наркомании и алкоголизма «ДиМак».

11 сентября о Марии Певчих заговорили в МВД: ведомство утверждало, что 20 августа, в день отравления, она «уклонилась от дачи объяснений», а 22 августа вылетела в Германию, из-за чего опросить ее стало невозможно.

Мария Певчих и Георгий Албуров. Фото: личная страница Албурова в Instagram

Удар извне: СБУ и англосаксы

Убийство Немцова. Через пять дней после убийства политика вновь звучало имя Анны Дурицкой, но в другом контексте: теперь ее связывали со Службой безопасности Украины.

Прокремлевский политолог Сергей Марков сказал изданию «Наша версия», что считает убийство организованным СБУ «с целью вызвать взрыв негодования в Москве». «Как стало известно корреспонденту "Нашей версии", эскортница Анна Дурицкая на самом деле могла быть завербована СБУ прошлой осенью», — писало издание. Впрочем, оно же указало, что СБУ интересовал не Немцов, а силовик, приближенный к украинскому бизнесмену Игорю Коломойскому.

Через месяц к версии СБУ вернулась «Комсомольская правда», ссылаясь на анонимный источник, близкий к следствию. Возможные мотивы украинской спецслужбы не объяснялись.

Летом 2015-го об Украине заговорил глава Чечни Рамзан Кадыров: «Я полагаю, что искать следы преступления нужно не в Чечне, а на Украине, в СБУ и далее в США <…> Организаторы убийства сами использовали Немцова, сами его и ликвидировали, а теперь пытаются на кого-то всю вину переложить».

Во время судебного процесса об «украинском следе» вспомнили адвокаты исполнителей убийства. Они утверждали, что один из обвиняемых, Анзор Губашев, назвал киллером Беслана Шаванова, погибшего при задержании, и уверял, что он был на территории Украины, где его задерживали сотрудники СБУ. В СБУ задержание Шаванова отрицали.

Отравление Навального. Лояльные Кремлю политики довольно быстро начали говорить об иностранном следе в отравлении оппозиционера. Например, депутат Андрей Луговой назвал случившееся очередной провокацией внешних сил и предположил, что яд Навальному ввели немецкие врачи. «Если там нашли что-то связанное с "Новичком", то, вероятнее всего, это было в этой клинике ему введено. Медсестра, врач могли любую отметку оставить, если они хотели реально отметить каким-то образом Навального отравляющим веществом. Я уверен, что именно так и произошло», — сказал Луговой.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов возложил ответственность за отравление на «англосаксов», которые «продолжают разыгрывать реакционную карту».

Вслед за Зюгановым об англосаксах стали писать лоялистские телеграм-каналы вроде «Кремлевской прачки». А постоянный участник программы «60 минут» на «России 1» Виталий Третьяков заключил, что «англосаксы подставили немцев».

Медиа развили мысль дальше и связали «англосаксов» с Марией Певчих. Life писал о «близости [Певчих] к представителям британской элиты и разведывательного сообщества», сославшись лишь на то, что россиянка живет в Лондоне, а в 2008-2009 годах была ассистенткой одного из членов британского парламента. «Царьград» и РИА «ФАН» называли Певчих возможным агентом MI6.

В газете «Взгляд» в колонке, подписанной «Котом Скрипаля», совместили две версии — Певчих якобы агент MI6 и находилась в интимной связи с политиком.

Самую неоднозначную версию об иностранном участии привнес Александр Лукашенко, утверждавший, что власти Беларуси перехватили «разговор Варшавы и Берлина», из которого следует, что отравление — это фальсификация, чтобы «отбить охоту Путину сунуть нос в дела Беларуси». Затем провластный беларуский телеграм-канал «Пул первого» опубликовал и запись переговоров, перехваченных разведкой страны. При этом не уточнялось, какие должности занимают собеседники, называются лишь их имена — Ник из Берлина и Майк из Варшавы.

Владимир Маркин. Фото: Антон Белицкий / Коммерсант

Сакральная жертва

Убийство Немцова. На утро после убийства пресс-секретарь Следственного комитета Владимир Маркин назвал Немцова «сакральной жертвой».

«Следствие рассматривает несколько версий: убийство как провокация для дестабилизации политической обстановки в стране, и фигура Немцова могла стать своеобразной сакральной жертвой для тех, кто не гнушается никакими методами для достижения своих политических целей», — сказал Маркин.

Представитель СК не стал развивать мысль и называть заинтересованные в убийстве Немцова политические силы, но за него это сделал бывший сотрудник правительства Михаил Делягин: «Чтоб безнадежное мероприятие вызвало живой отклик и, желательно, столкновения с полицией, надо принести накануне нее "сакральную жертву". Никому не нужную, полностью себя дискредитировавшую, выработавшую политический ресурс, но по-человечески симпатичную».

Отравление Навального. В день отравления политика появились первые версии о «сакральной жертве». Например, публицист и политолог Армен Гаспарян написал, что «своим же» политик «выгоднее как сакральная жертва, павшая в неравной борьбе за свободу. Немцова уже подзабыли, а резистанс не должен терпеть пауз».

Главный редактор Daily Storm Алена Сивкова предположила, что сакральной жертвой Навального выбрал Запад. «Раскачивать лодку, так сильнее. Так вполне могли подумать западные кураторы нашей оппозиции. Огонь-то в протестной повестке появился. Как минимум, в разных городах уже с утра появились пикеты с надписями "Спасите Навального". Так сказать, домашние заготовки», — написала Сивкова в своем телеграм-канале.

Затем эту же версию затронул анонимный телеграм-канал «Кремлевская прачка»: «Предположим, что заинтересованными лицами в предполагаемом отравлении Навального могли быть либо его зарубежные кураторы, разочаровавшиеся в итогах его деятельности и пытающиеся извлечь из него хоть какую-то пользу в качестве сакральной жертвы, либо это сделано из мотива личной неприязни неустановленным частным лицом, подобно случаю с убийством Немцова». Спустя несколько дней «Прачка» уже писала более однозначно: «По ранее проходившей информации, около месяца назад "западными партнерами" принималось решение о "сакральной жертве": М. Ходорковский, А. Навальный, С. Тихановская».

Акция памяти после нападения на редакцию Charlie Hebdo в 2015 году. Фото: DominiIque Faget / AFP / East News

Карикатуры, рафаэлки и село Кафтанчиково

О полном совпадении всех альтернативных версий говорить нельзя — обстоятельства убийства Немцова и отравления Навального были слишком разными.

В случае убийства Немцова особенно выделяется версия о том, что Немцова убили из-за высказываний по поводу расстрела редакции журнала Charlie Hebdo, опубликовавшей карикатуры на пророка Мухаммеда. Ее вбросили уже после задержания исполнителей преступления, когда предложенные ранее версии резко устарели. Но быстро выяснилось, что Немцов высказывался на эту тему очень сдержанно, а подготовка убийства началась задолго до атаки исламистов на французский журнал.

Но до опровержения этой версии соратниками и следствием в ее пользу успел высказаться глава Чечни Рамзан Кадыров: «Все, кто знает Заура [Дадаева], утверждают, что он является глубоко верующим человеком, а также, что он, как и все мусульмане, был потрясен действиями Шарли и комментариями в поддержку печатания карикатур».

Следствие спустя пять лет после убийства так и не установило заказчиков преступления.

Что касается Навального, то чаще всего после его отравления обсуждалось здоровье оппозиционера. Сначала омские врачи говорили, что Навальный впал в кому из-за пониженного сахара, эту версию поддержала главный редактор RT Маргарита Симоньян. Потом они же указали на наличие алкоголя в крови, а источник телеграм-канала «Медиакиллер» утверждал, что накануне госпитализации политик пил самогон в деревне Кафтанчиково; сам он это отрицал. Источник ТАСС в правоохранительных органах говорил об отравлении галлюциногенами. По данным Le Monde, президент Владимир Путин, комментируя ситуацию с Навальным президенту Франции Эмманюэлю Макрону, сказал, что оппозиционер мог сам принять яд. Но затем пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков назвал формулировки французской газеты «совсем неточными».

По прошествии двух месяцев после отравления Навального в России так и не возбудили уголовное дело, несмотря на выводы ОЗХО о применении против политика боевого отравляющего вещества «Новичок».

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке