Активисты, выступающие против разработки горы Куштау, 15 августа 2020 года. Фото: Вадим Брайдов / ТАСС
В Башкортостане на протяжении почти двух недель продолжались ожесточенные протесты против разработки шихана Куштау. По подсчетам правозащитников и адвокатов, задержаны были около 80 человек, некоторые из них уже арестованы. Наконец, в противостояние между местными активистами, защищавшими гору как уникальный природный объект, и «Башкирской содовой компанией», которая видит в ней месторождение известняка, вмешался глава республики Радий Хабиров. «Медиазона» рассказывает, как активистам удалось приостановить проект, грозивший горе уничтожением.
В начале августа у подножия шихана Куштау в Башкирии появился палаточный лагерь — его разбили экоактивисты, протестующие против вырубки леса ради промышленной добычи известняка, грозящей уничтожением горы.
6 августа нескольких человек, пытавшихся помешать вырубке, задержали. Уже через три дня на акцию в защиту горы Куштау вышли несколько тысяч жителей Башкирии. Им противостояли полицейские и охранники «Башкирской содовой компании» (БСК), в 2018 году получившей Куштау в разработку. По свидетельствам активистов, для разгона протестующих сотрудники ЧОП использовали газовые баллончики и светошумовые гранаты. При этом в Росгвардии вообще отрицали применение спецсредств против протестующих.
«Приехали вместе с ОМОН спортсмены какие-то и байкеры. Все вместе с сотрудниками ЧОП вытягивают защитников из толпы и передают в руки полиции. Мы не даем спецтехнике проехать», — рассказывал тогда один из защитников Куштау Рим Абдулнасыров.
15 августа чоповцы при поддержке силовиков разгромили лагерь, были задержаны около 80 человек, некоторым из них суд назначил административный арест. Однако защитников Куштау это не остановило — на следующий день им удалось отбить лагерь. А главное — добиться реакции республиканских властей, которые все эти дни, казалось, не замечали противников уничтожения уникального природного объекта. Протесты против БСК сопровождались жестокими стычками с чоповцами и силовиками, участников акции били дубинками, пытаясь оттеснить от шлагбаума, перекрывающего путь на территорию месторождения, но те возвращались обратно.
Гора-одиночка Куштау расположена в 18 километрах от Стерлитамака и в 140 километрах от столицы Башкирии Уфы. Куштау — не только излюбленное место отдыха туристов и местных жителей (здесь расположена горнолыжная трасса и дом отдыха), но прежде всего — уникальный с точки зрения экологов памятник природы. С 2014-го по 2019 годы на территории горы обнаружили 22 вида животных, занесенных в Красные книги России, Башкортостана и Международного союза охраны природы. Известняковые шиханы на юге Башкортостана уникальны — это остатки рифов древних морей. Условия на шиханах сильно отличаются от окружающих их степей, отмечает «Гринпис. Россия», благодаря этому на них образовались неповторимые «сообщества растений и животных».
Куштау предлагали присвоить статус особо охраняемой зоны, однако эта идея не нашла отклика у властей. Более того, в 2018 году власти республики передали шихан под добычу известняка «Башкирской содовой компании». Лицензию на разработку ей выдали на следующий год. Как писал «Коммерсант», БСК, в которой прогнозируют дефицит сырья после 2020 года, была заинтересована в разработке другой горы — Торатау, однако глава республики Радий Хабиров настоял на варианте с Куштау.
«Разработка шихана позволит решить сырьевую проблему "Башкирской содовой компании" <…>. Будет сырье у "Башкирской содовой компании" — городу будет обеспечено стабильное развитие на десятилетия: будет зарплата, будут строиться дома, будет нормальная жизнь. Это наш самый главный аргумент в пользу разработки Куштау», — говорил «Новой газете» заместитель гендиректор БСК Рустем Басыров. По его словам, в Башкирии много известняка, но для химической промышленности нужно, чтобы он был высокого качества — как раз такой может дать Куштау.
Басыров признавал, что запасов Куштау хватит на 50-70 лет, а дальше — вероятно, следующий шихан. «А возможно, какое-то другое решение. Возможно, будут какие-то новые технологии», — уточнял топ-менеджер БСК.
Протесты против разработки Куштау он связывал с борьбой за рынок, а не с защитой природы. Республиканское правительство поддерживает эту точку зрения — власти считают, что конфликт вокруг горы поддерживается «другими интересантами, которые хотели бы заняться производством соды в не менее красивейших местах республики».
Действительно, как место промышленной добычи известняка Куштау стали рассматривать после того, экологам и местным жителям удалось отстоять два других шихана, на разработку которых претендовала БСК — Юрактау и Торатау. После протестов власти отказались передать их промышленной компании. Сейчас активисты настаивают на том, чтобы Куштау тоже включили в границы будущего геопарка Торатау. К этому же республиканские власти призвал и Совет по правам человека при президенте.
«Вместе с двумя другими оставшимися шиханами — Юрактау и Торатау — Куштау составляет единый природный комплекс, который достоин придания ему статуса особо охраняемой природной территории федерального значения», — считает представитель «Гринпис. России» Михаил Крейдлин.
Экоактивисты и местные жители называют события вокруг шихана Куштау «новым Шиесом» и требуют аннулировать передачу горы в разработку БСК. Этому предшествовали обращения к Владимиру Путину и в Генпрокуратуру, но федеральные власти внимания на проблему не обратили. Петицию с требованием запретить разработку башкирских шиханов подписали на сегодня почти 25 тысяч человек. В поддержку протестующих выступил комик и телеведущий Максим Галкин, рэпер Фейс и лидер ДДТ Юрий Шевчук.
Известный в Башкортостане телеведущий Тагир Вахитов уволился с регионального канала БСТ в знак протеста — 15 августа этот канал сообщил о флешмобе в поддержку БСК, участники которого «выступили с требованием обеспечить сырьем предприятие и дать возможность работать».
Активная фаза противостояния экоактивистов и «Башкирской содовой» пришлась на начало августа, когда у Куштау появилась строительная техника, а рабочие стали вырубать деревья. Экоактивисты устроили у подножия горы палаточный лагерь и организовали дежурства. К 6 августа к ним присоединились местные жители. Протесты у шихана продолжались почти две недели. Обитателям лагеря под горой противостояли не только силовики и сотрудники ЧОП, нанятые БСК, но и, как писала «Новая газета», титушки — провокаторы-наемники. Людей били дубинками, заставляя оставить лагерь — 15 августа протестующих в итоге вытеснили, но на следующий день они вернулись на свои позиции.
Акции в защиту шихана сопровождались многочисленными задержаниями. По подсчетам адвоката Гарифуллы Яппарова, задержанных около 80 человек. Как рассказал он «Медиазоне», защитникам Куштау вменяют самоуправство и неповиновение полиции.
«Сейчас идет суд в Ишимбае, хотя воскресенье, время 11 часов [вечера], днем адвокатов не пустили на процесс, вели закрытый суд по административному делу, что противозаконно. Пока никого не отпустили и не прекратили производство по делу», — рассказал Яппаров «Медиазоне». По его словам, накануне вечером двум активистам дали по шесть суток ареста.
Глава правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов в свою очередь добавил, что на защитников горы также составляли протоколы по статьям о проведении несогласованных публичных акций. «Всю ночь 35 человек провели в автозаках», — отметили в «Апологии протеста».
На фоне протестов 16 августа к активистам приехал глава Башкирии Радий Хабиров.
«Уходят БСК, уходите вы. И я даю вам слово, что на эту гору никто не зайдет пока мы не найдем компромиссное решение», — сказал Хабиров. Его речь собравшиеся встретили одобрительным гулом. Спустя какое-то время техника БСК уехала с территории Куштау. Вслед за рабочими место акций протеста покинула и полиция. Расходиться стали и активисты.
«Не расслабляйтесь, Хабиров не в первый раз не выполняет свои обещания, — сказал адвокат Яппаров. — Сейчас вы в эйфории, но расслабляться не нужно».
Редактор: Дмитрий Ткачев
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке