Основатель Wheely Антон Чиркунов. Фото: Григорий Поляковский / Коммерсант
С середины апреля в Москве приостановлена работа всех сервисов заказа автомобилей, не зарегистрированных как такси. Публично возразить мэрии пока решилась только одна компания — Wheely. Александр Бородихин рассказывает историю, в которой Дептранс под предлогом карантина закрывает последние бреши в системе контроля за пассажирскими перевозками, а молодой сын экс-губернатора Пермского края неожиданно для всех оказывается защитником электронных прав и свобод.
— Какую фразу произнесла Поздняковиене, когда села в машину к Соловчуку? — спрашивала год назад судья Пресненского районного суда Елена Абрамова у футболиста Павла Мамаева. Виталий Соловчук, припарковавший белый Mercedes у московского клуба «Эгоист» утром 8 октября 2018 года, оказался вовлечен в конфликт с нападающим «Зенита» Александром Кокориным и его друзьями. Подруга спортсменов Александра Поздняковиене по ошибке села в чужую машину, водитель сделал ей замечание, слово за слово, и завязалась драка; по итогам инцидента Соловчука признали потерпевшим.
— Она мне сказала, что водитель ей сказал, что он не таксист. «Вы, наверное, водитель Александра или кого-то из ребят?» — отвечал судье Мамаев.
— А там вообще мог находиться водитель?
— Конечно, у меня 90% друзей ездят с водителями.
Мамаев объяснил, что для заказа машины приятели пользовались сервисом Wheely, парк которого по большей части укомплектован автомобилями Mercedes бизнес- и представительского классов (E и S). Приложение, через которое жители Москвы, Лондона, Парижа и нескольких российских городов могут вызвать персонального водителя, работает в России с 2012 года. В Москве, Петербурге, Сочи и Екатеринбурге для заказа доступны седаны Mercedes, в Казани, Перми и Краснодаре — машины более бюджетных марок.
В офисах компании Wheely работают полторы сотни человек. В Москве у Wheely 2,8 тысячи водителей и 87 тысяч клиентов — такие данные приводит ее основатель Антон Чиркунов в открытом письме к мэру Москвы Сергею Собянину. Выкупить рекламную полосу в «Коммерсанте» ради этого обращения бизнесмена вынудил московский карантин по коронавирусу: с середины апреля в столице действует запрет на перевозки на легковых автомобилях без лицензии такси.
«Это связано с тем, что разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, необходимое по новому указу, выдается только водителям желтых и белых автомобилей такси, — пояснял гендиректор Gett в России Анатолий Сморгонский. — Черные такси бизнес-класса работают по договорам фрахтования. Новые предписания не учитывают этот класс таксоперевозок».
Спорить с решением мэрии массовые сервисы «Яндекс.Такси», Uber и Gett не стали: они просто сделали премиум-опции недоступными в своих приложениях; впрочем, позже Gett вернул «обновленный бизнес-класс». «Чтобы обеспечить наших клиентов машинами повышенного класса в период повышенной готовности, мы выполняем все необходимые требования, предписываемые нормативными документами правительства Москвы», — сообщили «Коммерсанту» в пресс-службе еще одного агрегатора «Ситимобил», не уточнив, когда возобновятся заказы по тарифу «Бизнес».
Для Wheely, не предлагающего бюджетного сегмента в принципе, запрет означал полную приостановку работы; в компании смогли лишь добавить тариф «Личный помощник» для заказа продуктов или лекарств и транспортировки документов.
«Почему нас оставили без работы? Потому что лицензия такси в Москве выдается не водителю, а транспорту: для ее получения достаточно покрасить автомобиль в желтый цвет, купить таксометр и оранжевую "шашку"», — возмущался Чиркунов в письме Собянину.
Мэрия в лице заместителя мэра по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимира Ефимова ответила молодому бизнесмену уже на следующий день: «По итогам прошедшего заседания экономического штаба мы обсудили с коллегами из транспортного комплекса механизмы допуска к работе премиальных такси и сервисов личных водителей. Такие требования адаптированы к перевозчикам и не касаются цвета автомобиля, они уже подготовлены, при условии их выполнения эти сервисы смогут вернуться к работе».
Решение столичных властей Wheely не обрадовало: от компании потребовали передавать в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (ЕРНИС) местонахождение всех автомобилей в режиме онлайн, а также данные о водителях и отчеты о санитарных мероприятиях. Замглавы департамента транспорта Дмитрий Пронин, полемизируя с Чиркуновым, остановился в шаге от того, чтобы признать: мэрия использовала пандемию коронавируса как предлог, чтобы включить премиальный сегмент такси в общую систему контроля перевозок. Он сказал, что чиновники с 2018 года пытались добиться от компаний сотрудничества, но «ни разу не получили их согласия, хотя их ежедневно выполняют десятки тысяч профессиональных таксистов Москвы и Московской области».
8 мая Антону Чиркунову снова пришлось выступить с публичным обращением — на этот раз к клиентам Wheely. В нем бизнесмен примерял на себя роль защитника цифровых прав и свобод, называл систему ЕРНИС «режимом бога» для московского департамента транспорта и ссылался на решения Apple и Google по вопросам приватности. «Насколько нам известно, департамент настаивает на передаче геолокации всех водителей в реальном времени. Подобное требование Wheely будет оспаривать, — подчеркивал Чиркунов. — Требование передачи данных не связано с пандемией и введенными сейчас ограничениями — оно появилось еще в 2017 году. Для нас это принципиальный вопрос».
Глава Wheely особо отметил, что требуемые мэрией данные позволяют вести прямую слежку за водителем и косвенную — за пассажиром: «Если известен адрес пассажира — а это может быть и адвокат, и журналист, и политик, — то не составляет труда отследить все поездки из этой точки и установить, когда и куда он поехал, с кем встречался». Более того, данные предлагается передавать в незашифрованном виде, подчеркивал Чиркунов.
«Мы работаем в разных странах мира и везде соблюдаем закон, нравится он нам или нет. Сейчас ни один закон Российской Федерации не устанавливает обязанность передавать геолокацию машин, занятых перевозкой пассажиров — тем более, в реальном времени», — заключил молодой бизнесмен.
«Поддерживаю и горжусь!» — репостнул обращение его отец, бывший губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
12 мая департамент транспорта Москвы отчитался о возобновлении работы премиальных сервисов перевозок по договорам фрахтования: они будут передавать «треки по всем своим автомобилям и данные по водителям в режиме онлайн». Сегодняшние публикации «Коммерсанта» на эту тему противоречивы: сначала вышел текст о том, что Wheely вновь приступил к работе, проведя «интеграцию с департаментом информационных технологий» для проверки цифровых пропусков перед заказом автомобиля, хотя компания по-прежнему не намерена передавать данные о геолокации в ЕРНИС. Уже через несколько часов на сайте издания появилась новость о продолжении поездок только в формате услуги «Личный помощник» (доставка продуктов и заказов).
После публикации материала с «Медиазоной» связалась бывший вице-президент Wheely по коммуникациям Мария Глазкова, которая подтвердила, что пассажирские перевозки возобновлены не были. «7 мая был выпущен Указ, в котором для возобновления перевозок сервисы перевозок по заказу обязаны выполнять санитарные нормы и передавать данные департаменту транспорта города Москвы, — передала она позицию компании. — По санитарным нормам Wheely отчитался в марте в Роспотребназор. Касательно передачи данных позиция сервиса указана в открытом обращении на сайте компании. На данный момент Wheely ожидает нормативный акт от департамента транспорта с дальнейшими разъяснениями».
В компании подчеркнули, что вместе с департаментом информационных технологий Москвы запустили проверку пропусков перед заказом поездок через приложение: «Таким образом, требование перевозки только тех пассажиров, у кого есть действующий пропуск, в рамках противодействия распространению коронавирусной инфекции исполнено».
Редактор: Дмитрий Ткачев
Обновлено в 16:35. Добавлен комментарий компании Wheely.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке