Вспышка на Крайнем Севере. Что происходит с вахтовиками месторождения в Якутии, где говорили о 3 500 зараженных коронавирусом
Дарья Гуськова
Статья
11 мая 2020, 12:35

Вспышка на Крайнем Севере. Что происходит с вахтовиками месторождения в Якутии, где говорили о 3 500 зараженных коронавирусом

Фото: пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Сотрудники Чаяндинского месторождения в Якутии узнали результаты своих тестов на коронавирус только после стихийной акции протеста. Сначала власти говорили о 3 500 зараженных, потом уточнили, что это предварительная информация. Окончательно инфекция подтвердилась у 600 человек. «Медиазона» рассказывает, что происходит с вахтовиками.

«Где карантин? Где маски?»

«Ни карантина, ни *** [ничего] нет. В столовой, как в свинарнике, жрем. Мы что, **** [блин], свиньи? Мы не свиньи! Будем звонить в Ростехнадзор, президенту, мы везде будем звонить! Где объяснения? Почему я сейчас заболею — и все заболеем? Согнали всех в общаги! Всякую заразу. Где карантин? Где маски?» — говорили работники Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения «Газпрома» в Якутии на стихийном митинге 27 апреля.

Чаяндинское месторождение — одно из крупнейших на востоке России, там работают 10,5 тысяч человек. Добываемый газ поставляют в Китай по трубопроводу «Сила Сибири».

О вспышке коронавируса среди вахтовиков в Якутии впервые стало известно 14 апреля. Заместитель председателя правительства региона Ольга Балабакина сообщила, что у троих работников, приехавших из других регионов, подтвердилась инфекция.

Глава республики Айсен Николаев говорил, что речь идет о серьезном очаге распространения коронавируса: «К сожалению, информация о наличии возможного заболевания не была своевременно предоставлена в оперативный штаб. Но после моих обращений в адрес руководства "Газпрома", правительства РФ реакция пошла. Въезды в вахтовый поселок закрыты, выезды тоже запрещены. Эта работа будет продолжаться, в ближайшее время мы примем ряд дополнительных ограничительных мер». С 17 апреля на территории месторождения официально ввели карантин.

Вскоре у всех сотрудников месторождения взяли тесты, пробы отправили на обработку в Москву и Петербург. К 28 апреля результаты еще не были известны, но глава Якутии говорил об «отрывочных данных», полученных из структур «Газпрома»: «количество заболевших очень значительное».

Устав от неизвестности, вахтовики собрались 27 апреля на стихийный митинг. К протестующим, судя по видео, вышел кто-то из руководства и сообщил, что их представитель обсуждает ситуацию с директором.

Кроме того, вахтовики опубликовали открытое письмо, где рассказали, в каких условиях они живут.

«Люди, не зная результатов, не понимают, содержат ли их вместе с больными или нет, — говорится в обращении. — Предпринимаемые местным начальством меры по изоляции подозреваемых ни к чему ни приводят. Отсутствие физического контакта в таких условиях проживания категорически невозможно. Мы едим из общей посуды, моемся в общих банях и душах, меняем общее постельное белье. Вкупе со всеми этими обстоятельствами элементарное отсутствие информирования людей об их дальнейшей судьбе, о судьбе выявившихся больных во ВЗиСе может привести к непоправимым последствиям».

От 3 500 и ниже: как уменьшались цифры

В день публикации открытого письма прокуратура Якутии сообщила, что начала проверку «соблюдения прав и законных интересов вахтовых рабочих». Самолет МЧС доставил на территорию мобильный госпиталь.

С месторождения вывезли первую партию вахтовиков — 50 человек вернулись в Омск 29 апреля. По словам главы Ленского района Якутии Жумарта Абильманова, вначале эвакуировали «самых тяжелых больных». Еще пятерых вахтовиков отправили в больницу якутского города Ленска.

«Считаю, что эти проблемы должны решать те предприятия, которые там работают, а не район и не республика, потому что произошедшее на Чаянде — недопустимо. Тем не менее, мы не остались в стороне», — сетовал Абильманов.

Первые официальные цифры заболевших появились 2 мая. Заместитель председателя правительства Якутии Ольга Балабакина написала в своем телеграм-канале, что коронавирусом заразились почти 3 500 работников месторождения. Чиновница в своем сообщении ссылалась на главного внештатного инфекциониста Минздрава России Елену Малинникову, но вскоре удалила сообщение.

На следующий день федеральный Минздрав выпустил официальный релиз о ситуации в Якутии, также со ссылкой на Малинникову. В нем говорилось, что у трети сотрудников предприятия действительно подтвердился коронавирус, но предварительно: «На сегодняшний день на Чаяндинском месторождении прошли тестирование на коронавирус около 10 тысяч человек. У около трети из них предварительно показан положительный результат. В то же время у них нет симптомов».

К 6 мая глава Якутии Айсена Николаев рассказал, что пришли результаты повторных тестов примерно 5 000 сотрудников. Из них вирус подтвердился только у 246 человек. Николаев подчеркнул, что «распространение болезни будет гораздо меньшим, чем тысячи, о которых пишут некоторые СМИ, в первую очередь российские». Вероятно, он имел в виду новости, написанные ранее со слов главного внештатного инфекциониста Минздрава.

Через два дня глава Якутии сказал, что ситуация на месторождении «находится под контролем». По проведенным в конце апреля-начале мая тестам коронавирус подтвердился у 6% вахтовиков — это около 600 человек. Ситуация в регионе, отметил Николаев, остается «стабильно напряженной».

«Помогите нам выбраться»

Власти Якутии обещают вывезти с месторождения 8 500 человек, но пока, по последним данным, забрали только 1 790.

6 мая около 20 родственников вахтовиков вышли на пикет к правительству Омской области с требованием эвакуировать их мужей и сыновей: собравшиеся держали плакаты «Хочу, чтоб мой папа был дома», «Не дадим нарушать права наших родных».

Через пять минут после начала пикета полицейский сказал участникам, что в регионе «действует мораторий на массовые мероприятия», и вообще акция незаконна, так как они «не подавали уведомление».

На акции никого не задержали, но после нее участников начали вызывать в полицию для составления протоколов по статье 20.6.1 КоАП (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения), рассказал «Тайге.инфо» депутат омского заксобрания Константин Ткачев.

После акции жители Омска заметили на улицах четыре автобуса в сопровождении пяти полицейских машин с мигалками. По информации издания «СуперОмск», в автобусах везли вахтовиков с якутского месторождения. До этого региональный Минздрав говорил, что в Омск уже привезли 102 работника месторождения, у всех у них подтвержден коронавирус. У 300 вернувшихся позже вахтовиков вирус не обнаружили, еще у 320 омичей, которых протестировали перед вылетом из Якутии, также не нашли инфекцию.

Сообщалось также, что вахтовиков эвакуировали в Волгоград, Оренбург, Башкирию, Приангарье, Бурятию, Пермь, Ижевск, Томск, Барнаул, Челябинск, Кемерово и Красноярск.

При этом вахтовики из Курганской области не могут вернуться домой, пишет Ura.ru. Один их них, который представился Петром Ивановым, написал письмо с просьбой о помощи в редакцию Znak.com.

«Подрядчик ООО "Газартстрой" пытается вывезти нас в Курган. Однако, как нам говорят, губернатор Курганской области не дает согласия на возвращение жителей области и не хочет помочь нам в данной ситуации, — сказано в письме. — Оказание медицинской помощи на месторождении невозможно, там нет абсолютно никаких условий. Просим помочь нам вернуться домой в Курган, где пройти нормальное обследование и получить медицинскую помощь! Наша вахта давно закончилась, однако нас не вывозят уже три недели, а нужно всего лишь согласие нашего региона нас принять и поместить в обсерваторы! Помогите нам выбраться».

Обновлено в 15:50. Добавлена информация об отрицательных тестах омичей.

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке